Четвертая всемирная конференция по положению женщин
состоялась в Пекине в 1995 году. Несмотря на
то, что усилия, которые предпринимались начиная с конференции в Мехико в 1975 году, помогли улучшить положение женщин и расширить их доступ к ресурсам, они не коснулись структурной основы неравенства в отношениях между мужчинами и женщинами.
Главным изменением, которое имело место в Пекине, явилось осознание необходимости перенести основное внимание с самих женщин на концепцию гендера. признав потребность переоценки всей структуры общества и всех отношений между мужчинами и женщинами внутри него. Только путем такой фундаментальной перестройки (реструктуризации) общества и его институтов женщины смогут получить полную возможность занять принадлежащее им по праву место в качестве равных партнеров мужчин во всех сферах жизни. Эта перемена еще раз ярко подчеркнула тот факт, что права женщин - это права человека и что гендерное равенство (см. Равенство полов) -это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все. Назрела необходимость поиска путей расширения прав и возможностей женщин для того, чтобы они могли выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях.
Признание необходимости вовлечения женщин в процесс принятия решений нашло отражение в ходе ряда всемирных конференций, проведенных ООН в начале 90-х годов по различным аспектам развития - окружающей среде, правам человека, народонаселению и социальному развитию. На всех конференциях была подчеркнута важность полноценного участия женщин в принятии решений, и проблемы женщин были включены в планы дискуссий и принятые документы.
Конференция единогласно приняла Пекинскую декларацию и Платформу действий, представлявшую собой, по существу, повестку дня по расширению прав и возможностей женщин. В Платформе действий выделены 12 важнейших проблемных областей, в которых сосредоточены основные препятствия на пути прогресса женщин,
требующие принятия конкретных мер со стороны правительств и гражданского общества: женщины и нищета; образование и профессиональная подготовка женщин; женщины и здравоохранение; насилие в отношении женщин; женщины в период вооруженных конфликтов; женщины и экономика; участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений; институциональные механизмы улучшения положения женщин; женщины и права человека; женщины и средства массовой информации; женщины и окружающая среда; девочки.
Принимая Пекинскую платформу действий, правительства взяли на себя обязательства по эффективному включению гендерно-го аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и процесс принятия решений (см. Комплексный подход к проблеме равенства полов). Это означало, что до принятия решений или начала реализации планов всегда необходимо проводить анализ их последствий как для женщин, так и для мужчин (см. Гендерный анализ).
Основное внимание больше не сосредоточивалось на женщинах и их положении в обществе, а было перенесено на перестройку институтов и процесса принятия политических и экономических решений в обществе в целом.
Поддерживая Платформу действий, Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства, структуры ООН и другие международные организации, а также НПО и частный сектор принять меры по выполнению ее рекомендаций. Государственным (национальным) механизмам, созданным ранее для укрепления статуса женщин, была придана новая функция - центральных координирующих органов по внедрению тендерного компонента во все институты и программы. За ООН была закреплена ключевая роль по контролю над выполнением положений Платформы действий.
Пекинская конференция имела большой успех как в смысле масштаба и представлен-ности на ней огромного количества стран, так и в плане результативности. Это было самое большое в истории собрание представителей
правительств и НПО, на котором присутствовали 17000 делегатов, представители 189 стран. Проводившийся одновременно с конференцией Форум НПО собрал более 47000 участников.
В Пекине НПО оказали непосредственное влияние на содержание Платформы действий и, впоследствии, сыграли важную роль, требуя от своих национальных лидеров отчета о выполнении взятых на себя обязательств по осуществлению положений Платформы действий.
Fourth World Conference on Women (англ.)
Литература:
Четыре всемирные конференции по положению женщин в 1975-1995 годы: историческая ретроспектива: Департамент общественной информации ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Представительство ООН в Республике Беларусь. <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/23spec/ 4conf.htm>
Э
ЭГАЛИТАРНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА- это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от ее половой принадлежности.
Основными направлениями эгалитарной политики являются:
* равное участие женщин и мужчин во
всех сферах профессиональной деятель
ности, включая управление государством;
* создание условий для максимального
высвобождения членов семьи от выпол
нения рутинной домашней работы;
* распространение государственных льгот,
связанных с уходом за детьми, на обоих
родителей;
* обеспечение равного доступа обоих
полов к образованию как необходимому
условию достижения тендерного равенства
(см. Равенство полов);
* преодоление патриархатных стерео
типов о мужской и женской ролях в
обществе, создание благоприятного обще
ственного мнения о тендерном равенстве;
* создание системы подготовки государ
ственных служащих, позволяющей руково
дителям и специалистам всех уровней вник
нуть в суть проблемы гендерного равенства.
Эгалитарная политика основывается на комплексном подходе к проблеме равенства полов как новой стратегии достижения гендер-ной симметрии в обществе в XXI веке. В европейских государствах эта стратегия получила название gender mainstreaming, в отечественной социологии применительно к этому типу политики возможно употребление терминов эгалитарная политика или политика гендерного равенства.
Эгалитарная политика опирается на тендерную модель "двух кормильцев / двух домохозяев", модель симметричного и равновесного включения женщин и мужчин во все сферы общественной жизни.
Реализация политики такого типа предполагает наличие правовой базы для решения проблемы, создание арбитража, комитетов, советов для преодоления дискриминации по признаку пола, открытие в каждом министерстве департаментов или отделов, занятых вопросами равенства полов, ведение научно-исследовательской работы по тендерной проблематике, создание достоверной, объективной статистической базы, отражающей положение обоих полов, а не усредненные или сексистские данные.
С целью более достоверного прогноза последствий принимаемых законов, государственных решений для социального положения женщин и мужчин в ходе реализации эгалитарной политики целесообразно осуществление гендерной экспертизы.
Стратегия эгалитарной политики призвана не заменять, а дополнять традиционную политику, затрагивающую интересы женщин как специфической социально-демографической группы населения. Оба подхода могут существовать параллельно, пока в обществе не начнет складываться благоприятное общественное мнение в отношении равенства полов.
Equality state policy (англ.)
Литература:
Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Социальная конструкция тендера и тендерная система в России // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Вып. 4. Спб„ 1996.
Программа действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 14-15 сентября 1995 года). М, 1995. Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социологические исследования. 2000. N11.
Gender mainstreaming. Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин. Заключительный доклад о деятельности группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин. Страсбург, 1998.
© О. А. Хасбулатова ЭГАЛИТАРНОСТЬ,см. Равенство полов.
ЭГАЛИТАРНЫЙ ФЕМИНИЗМ,см.
Неофеминизм.
ЭДИПОВА СТАДИЯ,см. Эдипов комплекс.
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС- по 3.Фрейду, фаза раннего психологического развития индивида, когда ребенок ощущает сильное чувство любви к своей матери и одновременно чувство ненависти к своему отцу, потому что отец обладает сексуальными правами на мать. Комплекс преодолевается, когда мальчик подавляет эротическое (не сексуальное) влечение к матери и антагонизм по отношению к отцу. По мнению Фрейда, преодоление Эдипова комплекса является рубежом в развитии ребенка и означает освобождение от ранней зависимости от родителей, его становление как автономного существа. Этот период наступает в возрасте 4-5 лет {Эдипова стадия), когда большинство детей учится обходиться без постоянного присутствия своих родителей.
Oedipus complex (англ.)
Литература:
Гидденс Энтони. Социология. М: Эдиториал
УРСС, 1999.704 с.
ЭКОСИСТЕМНЫЙ, ИЛИ ХОЛИСТ-СКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ,см. Феминистская социальная работа.
ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН- процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную. Термин появился в середине XIX в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Цели такого рода движения направлены на изменение существующих социальных позиций: добиться равных прав в оплате труда, в получении образования и т. д. Эти процессы сопровождаются оформлением женского движения как движения социального.
Эмансипация женщин связана с обретением женщинами опыта пребывания в публичном пространстве, опыта презентации себя как индивидуальности, опыта представления своих интересов в социуме. К середине XIX века женщины Западной Европы, в отличие от женщин России, уже имели указанные навыки и опыт. Такой навык самостоятельного нахождения в публичном пространстве вместе с опытом общественной борьбы позволил женщинам Западной Европы начать организованную борьбу за свои права, через специально организованные женские движения, которые в XIX в. вылились в суфражизм (см. Либеральный феминизм). В России же женщины не имели опыта самостоятельной презентации в публичном пространстве, поэтому им приходилось (в кратчайшие сроки) заниматься конструированием и утверждением в обществе новых форм гендерной идентичности и атрибуции.
Эмансипация женщин происходит на различных уровнях: 1) на правовом - через обретение равных прав и возможностей с
мужчинами; 2) на социальном - через дифференциацию женщин как отдельной социальной группы от других социальных групп и обретение опыта отстаивания собственных прав; 3) на индивидуальном - через осознание ценности женской личности, рефлексии собственного социального и телесного опыта, обретение навыка и опыта поведения в публичном пространстве. Women's emancipation(англ.)
Литература:
Миронов Б. Н. Социальная история России. В 2-х
тт. Т. 1.СП6., 1999.
Рабжаева М. Женская эмансипация как опыт
конструирования тендера (на материале
социокультурной ситуации в России 50-60-х гг.
XIX в.) // Тендерные исследования, N 5 (2/2000):
Харьковский центр тендерных исследований.
Темкина А. Женское движение как общественное
движение: история и теория // Тендерные тетради.
Вып. 1.СП6., 1997.
© М В. Рабжаева
ЭМПАТИЯ- "ощущение способности испытывать за другого его чувства. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках... Эмпатия - одно из трех условий Роджерса (1951) для успешного отношения консультанта с клиентом (два других -искренняя сердечность и безусловно позитивное внимание)" (Большой толковый социологический словарь).
Empathy (англ.)
Литература:
Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 2 (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. 528 с.
ЭРОТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА,см. Сексуальная метафора.
ЭТАКРАТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА,см. Гендерная система.
ЭССЕНЦИАЛИЗМ(от англ. essential -обязательно существующий, непременный) -свойство теоретических концепций, в которых делается попытка зафиксировать
некую неизменную, в данном контексте -женскую сущность; в современной феминистской теории постоянный объект критики для постмодернистски-ориентированных авторов. В его основе лежит идея о том, что есть нечто "данное" (Богом или Природой), существующее извечно и поэтому неизменное, что позволяет проследить, как складывалась эта "данность". Обязательным атрибутом таких теорий является бинарность - женщина противопоставляется мужчине. То, насколько признаки, по которым производится различение полов, действительно отражают женскую сущность, а следовательно присущи всем, кто является женщинами, не обсуждается. Отчего эти признаки оказываются еще более универсальными и обязательными к исполнению, что устраивает не всех женщин.
Эссенциализм в феминистской методологии основывается на логике сущности единой субстанциональной категории женщины в женских исследованиях (см. Женские и гендерные исследования за рубежом). Побочным эффектом такой логики оказывается то, что те, кто не способен доказать наличие заявленной сущности, либо должны быть мужчинами, либо вообще непонятно кем. Практики феминизма, придерживающиеся постмодернистского направления, такие как Дж. Батлер и Дж. Флекс, именно в этом видят препятствие к сплочению и причину невозможности для феминистского, и шире - женского движения удерживать свои позиции.
Почвой для эссенциалистских построений часто оказываются психоанализ или биология, но могут подойти и любые другие геории гуманитарного цикла, например, в гоциологии - марксизм, теория Э. Дюркгейма или Т. Парсонса. В тендерных исследованиях эсновными оппонентами эссенциализма 1вляются конструктивисты, которые считают тол и связанные с ним явления, например, гакие как сексуальность, продуктом истории. Эссенциалисты же настаивают, что культур-ше и исторические условия хотя и оказы->ают влияние, но лишь через конкретные, шеющие преимущественно биологическое фоисхождение формы проявления. Но это
различение не жесткое. Главный спор вокруг эссенциализма касается того, как определяется категория женщины - насколько допустимо разнообразие, вариативность и множественность, какого бы происхождения они ни были - биологического или социального. Правда, биологические факторы традиционно носят характер жесткой или однозначной детерминации. Поэтому разнообразие и вариативность связывать с ними не принято. В связи с критикой эссенциализма развивается также такое направление, как постфеминизм.
Эссенциализм можно обнаружить не только в далеких от феминизма теориях. Часто он проявляется в теориях, касающихся вопросов пола, составляющих основное русло самых разных наук, но особенно сильно его влияние в социологии. За эссенциализм часто критикуют и вполне феминистские теории, например, теорию Кэрол Гиллиган. Очень сильны позиции эссенциализма в экофеминизме - это одно из основных направлений, которое как раз основывается на подчеркивании родства женщин с природой. Хотя, например, Шерри Орнет в некоторой степени удается избежать этого, поскольку она полагает образ женщины просто символом, ассоциирующимся с тем, что каждая культура обесценивает как более низкий уровень организации - а это, традиционно, природа. За эссенциализм критикуют и концепции женского письма (см. Феминистская литературная критика), поскольку они сводят структуры женской субъективности к априорной и неизменной "женской сущности". В эссенциализме также обвиняют, например, Люс Иригарэ, поскольку она обосновывает специфическую структуру женственности (фемининности) в ее отличии от мужской, даже несмотря на то, что она понимает ее как децентрированную и перформативную.
Essentialism (англ.)
Литература:
Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о "постмодернизме" // Гендерные исследования, N 3 (2/1999): Харьковский центр гендерных исследований.
Жеребкина И. А. Феминистская теория 90-х //
Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное
пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков:
ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
Она же. Феминистская литературная критика //
Там же.
Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное
конструирование тендера: феминистская теория //
Там же.
Карпенко Е. Гендерная проблематика в экологии //
Там же.
Лунный свет на заре. Лики и маски однополой
любви. М: Олимп; ACT. 1998. 496 с.
© Т. В. Булавина
ЭТИКА ЗАБОТЫ,см. Культурный феминизм.
ЭТОС- это стиль жизни общественной группы, общая ориентация определенной культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая либо выражена в явном виде, либо может быть выведена из поведения членов группы. Этос - одно из основных понятий социологии культуры, мало известное в отечественных исследованиях. Как синонимы термина иногда используются этические ценности или менталитет, что не всегда корректно. Термин применяется по отношению к группам, а не к индивидам. Например, мы занимаемся этосом какой-либо группы, когда констатируем, что ее членам присуща склонность решать конфликты мирным путем или, напротив, постоянно утверждать свое превосходство с оружием в руках.
Ethos (англ.)
Литература:
Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по
истории морали. М: Прогресс, 1987.
Marx Werner. Towards a phenomenological ethics:
ethos and the life-world. State University of New York
Press, 1992.
© M. Г. Муравьева
Я
ЯЗЫКОВОЙ СЕКСИЗМ,см. Феминистская критика языка.