Развитие конституционного законодательства рб

В истории Беларуси можно выделить несколько основных этапов развития конституционного законодательства: 1) досоветский период, 2) советский период, 3) современный период.

Основой белорусского законодательства послужили всемирно известные Статуты Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588). Они стали первыми кодифицированными актами на европейском континенте. В них получили закрепление многие вопросы конституционного права, в том числе система органов власти, избрание представительного органа – Сойма, создание независимого суда, многочисленные права подданных с учетом сословных привилегий

В результате буржуазных реформ на территории белорусского и польского государств была принята первая в Европе Конституции – 3 мая 1791 г. Законодательная власть принадлежала двухпалатному сойму, который избирался на два года. Нижняя палата - Палата депутатов состояла из 204 депутатов (послов). В Сенат входили 132 члена из числа известных общественных и религиозных деятелей. Палаты собирались на сессии, где обсуждали важнейшие государственные вопросы и принимали законы.

Исполнительная власть принадлежала королю и назначаемому им правительству. В состав правительства входили: король, глава католической церкви и пять министров (полиции, внутренних дел, иностранных дел, финансов и военный министр).

Однако Конституция 1791 года действовала недолго. Верхи польской шляхты не приняли ее положений, объявили о создании Торговицкой конфедерации и обратились к Екатерине II с просьбой о помощи. Царская Россия направила 100-тысячную армию и оккупировала территорию белорусско-польского государства. В июне 1793 г. Сойм Речи Посполитой признал раздел государства и отменил Конституцию от 3 мая 1791 года. В 1795 году после поражения восстания под руководством Т.Костюшко Россия, Австрия и Пруссия провели новый раздел Речи Посполитой

В марте 1918 г. на территории Беларуси было объявлено о создании Белорусской Народной Республики (БНР). В Уставной грамоте от 25 марта 1918 г. заявлялось о независимости белоруского государства и провозглашались демократические принципы его устройства. БНР признали ряд государств: Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Украина, Чехословакия.

Российская Федерация в лице большевицкого правительства не признала БНР. В декабре 1918 г. войска Красной Армии вошли в Минск, а в январе 1919 г. в Смоленске было объявлено о создании Белорусской Советской Республики.

В советский период на территории Беларуси было принято четыре конституции (1919, 1927, 1937, 1978).

Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята на Всебелорусском Съезде рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 3 февраля 1919 года. Она закрепляла власть диктатуры пролетариата. Отдельные категории граждан лишались избирательных прав. Частная собственность, в том числе на землю, отменялась. Вводилась всеобщая трудовая повинность.

В апреле 1927 г.(после образования СССР) была принята Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики (БССР). Она закрепила факт вхождения БССР в состав СССР в качестве самостоятельной национальной республики. Систему государственных органов образовывали Всебелорусский Съезд Советов, Центральный исполнительный комитет (ЦИК), Совет Народных Комиссаров (СНК), местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и их исполнительные комитеты.

Конституция БССР 1937 года, принятая на основе Конституции СССР 1936 года, закрепила построение основ социализма и полную ликвидацию эксплуататорских классов. Основой экономики являлась государственная и колхозно-кооперативная собственность. Расширялся правовой статус граждан за счет закрепления новых прав и свобод. В частности, отменялось лишение избирательных прав по социальному признаку.

Конституция БССР 1978 года закрепила ряд новых положений, в частности: 1) провозглашалось построение в стране «развитого социализма»; 2) коммунистическая партия объявлялась руководящей и направляющей силой общества; 3) расширялись права и свободы граждан.

Современный этап развития конституционного законодательства Беларуси связан с обретением ею независимости после распада Советского Союза. Это событие получили закрепление в Декларации о государственном суверенитете БССР, принятой Верховным Советом 12-го созыва 27 июля 1990 года. Позднее, 25 августа 1991 года, Декларации был придан статус конституционного закона.

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь стала правовой основой для подготовки новой Конституции. Работа над проектом Конституции началась летом 1990 г. В состав Конституционной комиссии вошли 61 депутат парламента и 13 специалистов в области права (ученые и практики). Несколько раз проект Конституции обсуждался на сессиях Верховного Совета и выносился на всенародное обсуждение

Официально Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 года (этот день считается Днем Конституции Республики Беларусь – Авт.), а введена в действие 30 марта 1994 года.

Приоритетное место в системе органов государственной власти отводилось однопалатному парламенту - Верховному Совету Республики Беларусь. Президент объявлялся главой государства и возглавлял исполнительную власть. Он наделялся достаточно широкими полномочиями и имел право издавать указы и распоряжения. Правительство формировалось парламентом при участии Президента.

9 . КОНСТИТУЦИЯ РБ 1994г: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Особенности Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. (вступила в действие 30 марта 1994 г.), заключаются в следующем:

1) это первая Конституция Беларуси как суверенного государства;

2) человек признан высшей ценностью общества и государства;

3) основные положения Конституции приведены в соответствие с нормами международного права, признан приоритет общепризнанных принципов;

4) закреплен принцип равенства личности и государства;

5) Республика Беларусь впервые провозглашена как унитарное демократическое социальное правовое государство;

6) закреплено политическое, экономическое, многообразие;

7) закреплен более широкий круг прав и свобод личности;

8) введен институт президентства;

9) образован Конституционный Суд Республики Беларусь.

Наши рекомендации