Правовое положение населения по Салическому закону.
Свобода - это естественная власть гражданина делать то, что ему нравится, если это не запрещено законом (это - свобода в юридическом смысле). Гражданство приобреталось от рождения (если родители были гражданами). В спорном случае гражданство определялось по-матери. За особые заслуги гражданство присваивалось знатным иностронуам. Отпущенный на волю раб не имел всех гражданских прав и свобод. Граждане делились на сословия (сенаторы, всадники, военная знать - имели преимущества перед другими. Права гражданина - пользование политическими правами, участие в работе комиций, обязанность состоять в ополчении, служить в армии, иметь собственность, владение, гражданина нельзя было арестовать дома. Закон охранял права гражданина - личные, публичные и права на недвижимость. Также охранялась честь и достоинство граждан. Совершеннолетие - с 25 лет . Брачный возраст ж-12, м-14 лет. Гражданин не мог быть осужден без обвинения. Была утрата полная (взятие в плен), частичная (выселение, изгнание) и незначительная (изменение семейного положения). Приступая к рассмотрению данного вопроса, на наш взгляд, следует в первую очередь определить, о каких группах населения идет речь в Салической правде. Какие факторы определяют в этом правовом памятнике деление населения на различные группы и соответственно различия в правовом статусе последних?
"Салическая правда" более или менее в чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков ещё до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галлоримскрго населения. Но на протяжении 6-9 вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к "Салической правде" поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в целом.
Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, - «Салического закона» (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли «салическими», т.е. «приморскими» франками).
Текст Салической правды не отражает социальной структуры франкского общества во всем ее объеме. Его содержание составляют правовые нормы, действовавшие на уровне небольших франкских поселений, объединенных в общины. Салическая правда довольно подробно регламентирует правовой статус свободных франков и некоторых групп зависимого населения. Есть в ней нормы, закрепляющие правовое положение отдельных должностных лиц королевского управления. Но здесь отсутствуют нормы, регламентирующие правовой статус представителей высшего слоя франкского общества – франкской знати. Между тем о существовании среди франков такой социальной группы прямо говорится в прологе к Салической правде. Титул XXIV данного правового сборника содержит упоминания о длинноволосом мальчике. Как известно, длинные волосы были у франков эпохи Меровингов признаком принадлежности к знатному роду. Длинные волосы, спускавшиеся на плечи, носили у франков только члены королевского рода Меровингов, рядовые же франки должны были носить обрезанные, короткие волосы.
Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.
Салическая правда показывает достаточно сложное по своему составу общество, в среде которого имеются значительные различия в правовом статусе, – общество, где существует строго определенная социальная иерархия. Особую категорию франкского общества составляли рабы. О рабах говорят многие статьи Салической правды (см. титул X, § 1; ХII,1–2; XXV, 3–6; XXXV, 1–5; XXXIX, 1; XL и др.). Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника - франка считался вещью.
В тексте Салической правды можно встретить упоминания и о такой категории зависимого населения, как литы. Действительно, наряду с рабами существовала особая категория лиц -- полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов.
35. Преступления и наказания по Салическому закону.
Значительное внимание в Салической правде уделено преступлениям и наказаниям. Из статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира». Все упоминаемые преступления можно свести к четырем видам: преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.); преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); нарушение предписаний короля. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества.
Вместе с тем в Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию «преступления против государства» (например, должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие»). Содержатся в Салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» влекло за собой штраф.
Упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству.
Рассматривая наказания, предусмотренные Салической правдой, следует отметить четко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами (вергельдами) всех старых наказаний родового строя. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Взамен кровной мести был установлен выкуп. Его размер зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким. Он делился на три части, которые распределялись между семьей убитого, родственниками со стороны его отца и матери и казной.
Самым тяжким преступлением является, согласно нормам Салической правды, убийство. Ему посвящены титулы XV, XXIV, XXXV, XXXVI, XLI, XLII, XLIII, LIV, LXII, LXIII.
О преступлении, имеющем своим следствием нанесение человеку телесных повреждений, говорится в титулах XVII и XXIX рассматриваемого правового памятника.
Из всех видов преступления, упоминаемых в тексте Салической правды, наибольшее внимание уделяется здесь краже. Ей специально посвящены семнадцать титулов данного правового памятника (II–VIII, Х–ХII, XXI–XXII, XXXIII–XXXIV, XXXVIII, XL).
В особую разновидность преступления, которая сходна с кражей, но не совпадает с ней, выделяется похищение рабов и свободных людей. Если кража обозначается в латинском тексте Салической правды как «furtum», то похищение людей – как «plagium». Соответственно титул XXXIX, в котором говорится о данной разновидности преступления, имеет название «De plagiatoribus». На русский язык его перевели словами «О похитителях рабов», между тем правильнее было бы в данном случае добавить к ним слова «и свободных людей». Латинский термин «plagium» обозначает похищение не только рабов, но также и свободных людей с целью продажи в рабство. О похищении рабов говорится лишь в § 1 указанного титула, в двух других параграфах речь идет о похищении именно свободных людей.
Слова «О похищении свободных» стоят в названии титула XIII Салической правды. Однако под ними подразумеваются не кража и не похищение с целью продажи в рабство, а одна из форм брака, осуществлявшаяся посредством похищения невесты. Поэтому в латинском названии указанного титула употребляется не термин «furtum» или «plagium», а термин «raptus». Титул называется соответственно – «De rapto ingenuorum» . О том, что рассматриваемый титул посвящен браку, свидетельствует и само его содержание. Здесь говорится о похищении не просто свободного человека, но свободной девушки.
В § 8–10 титула XIII прямо говорится о браке, о женихе и невесте. Любопытно, что, назначая сумму для выплаты за похищение свободной девушки, Салическая правда не настаивает на возвращении похищенной ее родителям или покровителю. В связи с этим возникает вопрос, о каком правонарушении идет речь в данном случае? Что составляет объект этого правонарушения?
Значительное внимание уделяется в Салической правде преступлениям против правосудия. Наказаниям за неявку в суд посвящены первые два параграфа первого титула данного сборника. О различных категориях указанной разновидности преступления говорится в титулах XVIII, XL, XL VIII, XLIX, LVI, LVIL. Кроме того, рассматривая преступления против правосудия, следует обратиться также к капитуляриям франкских королей, разъясняющим и развивающим нормы Салической правды .
Особенно примечательная норма содержится в § 3 Капитулярия IV (Декрет короля Хильдеберта). Она гласит: «Если кто найдет вора и тайно, без судьи, получит пеню, такового уподоблять разбойнику». Подобная норма содержится и в декрете Хлотаря, составляющем вторую часть указанного капитулярия: «Если кто тайным образом возьмет с какого-либо вора пеню за украденное, оба подлежат наказанию как разбойники».
Приведенные нормы служат свидетельством того, что франкские короли начинали рассматривать преступление в качестве деяния, причиняющего вред не только частным, но и государственным интересам. С другой стороны, стремление королей утвердить суд в качестве обязательного посредника в спорах между частными лицами можно объяснить желанием обеспечить приток финансовых средств в государственную казну.
Самыми распространенными видами наказания в любой «варварской правде» всегда выступают вергельд (вира, композиция) и штраф. В учебниках по истории государства и права их часто смешивают между собой. Между тем штраф существенно отличается по своей юридической природе от вергельда (виры, композиции). Содержание § 1 титула LXI Салической правды показывает, что вергельд мог сочетаться со штрафом. Салическая правда содержит предписания и на тот случай, если правонарушитель оказывался не в состоянии уплатить виру или штраф.
Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. Кража чужой жены влекла выплату штрафа в 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», должен был бы уплатить 15 солидов, «кто облыжно назовет свободную женщину блудницей» — 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшие смерть, выплачивалось 700 солидов, за убийство женщины — 600. Данные нормы свидетельствуют о том, что женщины занимали достаточно высокое положение .
Согласно Салическому закону, «…надлежит соблюдать следующее: если кто-нибудь сожжет чужой дом и потерпевший не будет иметь места, куда поместить спасенные от огня вещи, и если виновник будет вызван на суд и не явится, он может найти оправдание лишь в том случае, если его удержит или болезнь, или королевская служба, или смерть кого-либо из его близких; в противном же случае он подлежит смертной казни или присуждается к уплате 200 солидов».
Различным аспектам судебного процесса посвящены титулы I, XLIX, L, LI, LII, LVI, LVII Салической правды.