Б) форм государственно-управленческой деятельности
Формы государственно-управленческой деятельности следует понимать в широком смысле как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования исполнительных органов (должностных лиц), включая те, которые не носят характер прямого юридического воздействия.
Под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.
Виды административно-правовых форм
Формы управленческой деятельности многообразны. Следовательно, понятие таких форм нуждается в определенной классификации.
Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и неправовые.
К числу правовых форм можно отнести: издание юридических актов и совершение на их основе иных действий юридического характера, издание индивидуальных административных актов, заключение договоров, осуществление организационно-технических действий, выполнение материально-технических операций.
Административно-правовая форма может быть представлена многообразно, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):
а) по степени юридического выражения - регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительного действия, лицензирование, санкционирование и т. п. Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;
б) по достигнутым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ социально-экономического развития и т. п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления;
в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата;
г) по объему: общеобязательные, либо адресованные конкретным объектам;
д) по адресату: вся система исполнительной власти (государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа;
е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (в рамках административного производства);
ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и многосторонние;
з) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;
и) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) или судебными органами;
к) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, акционерные, коммерческие и
т. д.);
л) по юридическому выражению: дозволительные, запретительные либо предписывающие.
75. Правовые акты управления: понятие, виды, юридическое значение.
Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функций органов исполнительной власти и органов государственного управления.
Правовые акты управления — это:
1. юридические акты;
2. исполнительные решения;
3. авторитарные решения;
4. подзаконные официальные решения;
5. односторонние веления;
6. умышленные волевые действия администрации;
7. форма управленческой деятельности;
8. важная форма выражения, проявления компетенции государственного органа;
9. видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие общественные отношения;
10. организующие решения.
Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в процессе осуществления государственного управления.
Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, отображающих их сущность.
1. Правовой акт управления принимается уполномоченным субъектом государственного управления в пределах его компетенции. Он может приниматься как единолично, так и коллегиально.
2. Правовой акт управления всегда является управленческим решением, поскольку именно такое управленческое решение и составляет содержание правового акта. Он разрабатывается и принимается с соблюдением правил управленческого процесса и направлен на решение конкретной управленческой ситуации или обеспечение выполнения государственно-управленческих задач и функций.
3. Правовой акт управления представляет собой юридическое властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица. Правовой акт управления всегда имеет государственно-властный характер, поскольку его принятие обусловлено государственными интересами и направлено на регулирование конкретных управленческих отношений; установление общеобязательных правил поведения, которые обеспечиваются государством; решение конкретной управленческой ситуации или административного спора. Государство в лице органов государственного управления не только принимает акты государственного управления, но и обеспечивает их выполнение, включая и меры административно-правового принуждения.
4. Правовой акт управления устанавливает обязательные правила поведения в сфере государственного управления. Другими словами, такой акт является императивным по характеру правовых предписаний. А это означает, что другая сторона — объект управления — должна придерживаться установленных предписаний и обеспечивать их реализацию. 5. Правовой акт управления является разновидностью правовых документов, которые используются в деятельности органов государственного управления (справки, акты ревизии, протоколы, докладные записки и т. д.). Однако в отличие от них правовые акты управления характеризуются односторонне властными предписаниями, которые не характерны для других правовых документов.
6. Правовой акт управления всегда является подзаконным актом, поскольку он принимается органом государственного управления, осуществляющим подзаконную деятельность, принимается на основании законов и во исполнение законов. Правовой акт управления не может предусматривать положения, которые противоречат законам.
7. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок его принятия. В подавляющем большинстве случаев правовой акт управления принимается в письменной форме. Немаловажное значение имеет процедура принятия правового акта управления. Нужно отметить, что в настоящее время нет единого законодательного акта, который бы предусматривал единую процедуру принятия правовых актов управления.
С учетом основных признаков можно дать такое определение правового акта управления. Правовой акт управления — это правовой документ государственно-властного характера, который принимается уполномоченным органом государственного управления или его должностным лицом в одностороннем порядке с целью осуществления управленческих задач и функций.
В административной науке правовые акты управления классифицируются в зависимости от того или иного критерия. В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:
По юридическим свойствам
* Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия.
* Индивидуальные. Акты применения норм права.
По сроку действия
*Бессрочные *Срочные
По территории
*Акты, действующие в пределах РФ.
*Акты, действующие в пределах субъекта РФ.
*Акты, действующие в пределах административно – территориальной единицы.
По характеру компетенции
*Общего *Отраслевого *Межотраслевого
По органам, издающие акты
*Указы президента, распоряжения президента.
*Постановления распоряжения правительства.
*Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров.
*Постановления государственных комитетов
*Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров.
Основные требования к актам:
1. Издание полномочными на то органами в пределах своей компетенции.
2. Соблюдение порядка принятия
3. Издание по установленной форме и подпись соответствующего должностного лица.
4. Соблюдение порядка опубликования и вступление в законную силу актов.
Юридическое значение правовых актов управления состоит в том, что они:
— могут быть правовым основанием для принятия иных актов управления (например, приказ Министерства образования РФ является основанием для издания приказа ректором университета);
— нормативные правовые акты управления устанавливают, изменяют и прекращают нормы права; обеспечивают единообразное регулирование общественных отношений для неограниченного круга субъектов; определяют порядок привлечения к административной ответственности и т. д.;
— индивидуальные правовые акты управления выступают юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения общественных отношений субъектов государственного управления (например, издание распоряжения о принятии на государственную службу является основанием возникновения нового статуса лица — статуса государственного служащего);
— они могут выступать юридическими документами или доказательствами в юридическом процессе (например, распоряжение об увольнении государственного служащего с должности является основанием для возбуждения судебного дела о восстановлении на работе и т. д.);
— правовые акты управления выступают правовыми средствами проведения административной реформы, осуществления кадровой политики, юридической защиты прав и свобод граждан и т. д.