Развитие и защита прав человека в Украине

Украина принадлежит к числу государств, которые допускают надгосударственный (международный) контроль за соблюдением прав человека. Декларация о государственном суверенитете Украины провозгласила приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права по отношению к нормам внутригосударственного права, гарантирует всем гражданам Украины права и свободы, предусмотренные Конституцией Украины и нормами международного права, которые признаны Украиной.

В декабре 1990 г. Украина присоединилась к Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах человека. Этим Украина признала по отношению к себе компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать, в соответствии с установленными процедурами, сообщения частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушений прав, изложенных в Международном пакте о гражданских и политических правах человека.

Законодательство Украины постоянно приводится в соответствие с международными документами по правам человека. При Верховной Раде Украины работает постоянная Комиссия по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. К направлениям деятельности этой Комиссии относится приведение законодательства Украины в соответствие с международными пактами в той части, которая касается прав человека (разрабатывается законопроект об изменениях или дополнениях в той или иной области законодательства). В мире нет такой страны, чье законодательство было бы полностью согласовано с международным правом. Комиссия стремится провести все свои законопроекты через международную экспертизу. Такая практика позволяет создавать законопроекты, согласованные с внутренним законодательством и международным правом. Международные эксперты дали высокую оценку украинским законам о гражданстве, национальных меньшинствах и др. Комиссия занимается анализом возможности присоединения Украины к тем актам, в которых она еще не принимала участия.

В ООН авторитет Украинского государства в области прав человека высок. Многие серьезные юридические должности эта международная организация доверяет представителям Украины. За рубежом отмечают факт создания в Украине многочисленных правозащитных организаций, издание публикаций по проблеме прав человека.

Конституция Украины в разделе, который называется «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», закрепляет так называемые гражданские, политические, социально-экономичес­кие права человека.

Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.

В Украине каждый (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства) имеет право обратиться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, но основным органом защиты прав и свобод человека и гражданина является суд. Кроме того, каждый имеет право после использования всех национальных способов правовой защиты обратиться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина. С 15 сентября 1997 г. для Украины приобрела действие Европейская конвенция по правам человека, в связи с чем Украиной признается юрисдикция Европейского суда по правам человека.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бандурка О.М., Греченко В.А. Влада в Україні на зламі другого і третього тисячоліть.

2. Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в межднуродных соглашениях //Правоведение. 1991. № 2.

3. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.

4. Визер О. Защита прав человека в Австрии //Гос-во и право. 1994. № 1.

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

6. Головченко В. Соціально-правова сутність конституційних прав та свобод людини і громадянина //Юридичний вісник України. 1997. № 10.

7. Горешко О. Права человека и двойные стандарты //Свобод. мысль. 1993. № 14.

8. Гребков А.А. Знать международные стандарты прав человека //Гос-во и право. 1993. № 10.

9. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.

10. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод //Гос-во и право. 1993. № 4.

11. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутреннем праве. М., 1995.

12. Козулин А.И. Об источниках прав человека //Гос-во и право. 1994. № 2.

13. Лисенков С.Л. Конституція України: Матеріали до вивчення. К., 1997.

14. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.

15. Малешко М.И. О праве на жизнь //Гос-во и право. 1992. № 2.

16. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

17. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

18. Поленина С.В. Права человека и их защита (опыт Канады) //Гос-во и право. 1996. № 10.

19. Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.

20. Правовое положение личности. М., 1987.

21. Родионов Л.М. Права человека в правовом государстве //Сов. гос-во и право. 1991. № 3.

22. Сушко Г., Єременко З. Захистити права людини //Право України. 1994. №№ 3, 4.

23. Тарповский А.Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду //Гос-во и право. 1990. № 9.

24. Тихонов А. Совет Европы и права человека: нормы, институты, практика //Правоведение. 1992. № 6.

25. Український часопис прав людини. К., 1995.

26. Уоллер Э. Защита прав человека во Франции //Гос-во и право. 1992. № 12.

27. Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Сравните понятия «человек», «личность», «гражданин».

2. Каким образом право влияет на поведение человека?

3. Каким образом биологические особенности личности учитываются в законодательстве?

4. Как соотносятся свобода личности и право?

5. Что такое правовой статус личности?

6. Какие разновидности правового статуса личности Вы знаете?

7. Определите общее и особенное в правовом статусе человека, личности и гражданина.

8. Почему конституционные права и свободы гражданина называются основными?

9. Каким образом защищаются права человека в Украине?

Глава 4

НОРМЫ ПРАВА

Норма права – это общеобязательное, формально-опре­де­лен­ное, установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях (социальных связях).

Независимо от того, содержит ли норма права указание на возможность совершения определенных действий, требование соответствующего поведения или предостережение о возможности наступления неблагоприятных последствий для лица в случае совершения им правонарушения, она является правилом поведения общего характера. Это означает, что, во-первых, правовая норма призвана регулировать количественно неопределенную груп­пу однородных общественных отношений; во-вторых, она дей­ствует постоянно, не утрачивая своей силы вплоть до отмены; в-третьих, она адресована кругу персонально не определенных субъектов.

Также к признакам нормы права можно отнести:

– общеобязательность – содержащиеся в ней предписания обязательны для всех независимо от их воли и желания;

– формальную определенность – правила поведения находят свое закрепление в официальных источниках права (нормативных актах, договорах и др.);

– обеспеченность государством – реализация правовых норм подкреплена возможностью применения государственного воздействия вплоть до принуждения.

Структура нормы права –это её внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:

– гипотеза – часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует либо возможно исполнение установленного правила;

– диспозиция –часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;

– санкция – часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.

В статьях нормативно-правовых актов обычно встре­чаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипо­тезу и­ дис­позицию или гипотезу и санкцию. «Гипотеза–диспозиция», «гипотеза–санкция» – это парные струк­турные элементы нормы, при наличии которых она вооб­ще может состояться как регулятор общественных отно­шений. Норма права, имеющая структуру «гипотеза–диспозиция», называется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру «гипотеза–санкция», назы­вается охранительной нормой.

Действие регулятивных норм дополняется действием охранительных норм. Иными словами, при нарушении диспозиции регулятивной нормы гипотеза соответствую­щей ей охранительной нормы может рассматриваться в ка­честве звена, объединяющего их в единое целое, то есть в так называемую логическую норму, в структуре которой мож­но различать три элемента, логику и взаимосвязи которых выражает схема «если – то – иначе» (гипотеза – диспо­зиция – санкция). Например, в п. 3 ст. 2 Закона Украины «О собственности» говорится: «Каждый гражданин Ук­раины имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом лично или совместно с другими». Право владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом охраняет­ся, в частности, действием норм Уголовного кодекса Украины, предусматривающих ответственность за пре­ступления против индивидуальной собственности граждан.

Таким образом, гипотеза, диспозиция, санкция – это взаимосвязанные структурные элементы нормы права, при наличии которых она (норма) является полноценным регулятором общественных отношений в плане ее обес­печенности, охраняемой государством от нарушений. На­пример, обязывающую диспозицию регулятивной нормы юридически безответственно можно не исполнять, если нет нормы, предусматривающей санкцию, применяемую в случае неисполнения этой обязанности.

Однако относительная самостоятельность, самодоста­точность действия охранительных норм предполагает, что вопрос о привлечении правонарушителя к юридической от­ветственности мо­жет решаться правоприменителем исклю­чительно в рамках нарушенной охранительной нормы, без поиска ее связи с соответствующей регулятивной нормой.

Виды правовых норм

Правовые нормы различают:

1) по отраслевой принадлежности: нормы конституцион­ного, уголовного, гражданского, трудового и других от­раслей права;

2) по выполняемой функции в правовом регулировании:

а) нормы материального права (определяют юридические права и обязанности участников непосредственно ре­гулируемых общественных отношений);

б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);

в) регулятивные нормы (рассчитаны на правомерное поведе­ние, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений);

г) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к пра­вонару­ши­те­лям);

3) по характеру диспозиции:

а) управомочивающие (указывают на возможность со­вершать определенные действия);

б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия);

в) запрещающие нормы (указывают на необходимость воз­держиваться от совершения определенных действий);

4) по способу установления диспозиции:

а) императивные нормы (правила поведения устанавливаются государством и реализуются независимо от желания субъектов правоотношения);

б) диспозитивные(установленные государством правила поведения действуют лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иных правил);

5) по предназначению в правотворчестве:

а) первичные;

б) производные(детализирующие, конкретизирующие);

6) по действию в пространстве:

а)общие нормы (общегосударственные);

б) местные (локальные);

7) по действию во времени:

а) постоянные;

б) временные;

8) по действию по кругу лиц:

а) общие (распространяются на все население страны);

б) специальные (распространяются на определенный круг лиц);

в) исключительные (делают изъятия из общих и спе­циальных норм).

Кроме перечисленных, в праве широко используются нормы, которые не содержат указания на конкретные права и обязанности субъектов и в силу этого не порождают правоотношений.

Это такие правовые нормы, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, нормы-конструкции, статутные предписания и т.п. Они характеризуются более высоким уровнем нормативности, стабильности, категоричности, являются исходными положениями правового регулирования, обеспечивают его единство и непротиворечивость.

4.2. Соотношение нормы права
и статьи нормативно-правового акта

Правовые нормы закрепляются в издаваемых государством нормативных актах, которые для удобства пользования подразделяются на статьи. Однако совпадение нормы права и статьи нормативно-правового акта наблюдается далеко не всегда. Многие статьи содержат не одну, а несколько норм, в то же время отдельные части определенного нормативного предписания могут находиться в разных статьях закона.

При изложении структурных элементов норм права законодатель может использовать различные способы.

Основные способы изложения элементов норм права:

1) прямой –предполагает изложение в статье норматив­но-правового акта всех структурных элементов данной нормы права;

2)отсылочный – выражается в том, что в статье нормативно-правового акта изложены не все структурные элементы данной нормы права, но в ней указано, в какой статье этого же нормативно-правового акта изложен недостающий элемент;

3) бланкетный – предусматривает то, что в статье нормативно-правового акта изложены не все структур­ные элементы данной нормы права, но из этой статьи следует, что недостающий элемент изложен в ином нор­мативно-правовом акте;

4) абстрактный – характеризуется тем, что содержание нормы раскрывается с помощью родовых (не индивидуализированных) понятий;

5) казуистический – заключается в том, что содержание нормы раскрывается с помощью видовых (индивидуа­ли­зи­рован­ных) понятий.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бабаев В.К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974.

2. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.

3. Баранов В.М. Истинность норм советского права. Саратов, 1989.

4. Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. К., 1987.

5. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1987.

6. Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве //Сов. гос-во и право. 1978. № 1.

7. Деготь Б.А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре. Саратов, 1977.

8. Ивин А.А. Логика норм. М., 1973.

9. Кенжет Г.Р. Технические, санитарные, гигиенические нормы //Гос-во и право. 1990. № 4.

10. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.

11. Маков Г.Н. Аксиомы в советской теории права //Сов. гос-во и право. 1986. № 9.

12. Матузов Н.И. О принципе «Все, не запрещенное законом, дозволено» //Сов. гос-во и право. 1989. № 8.

13. Мельников Ю.И. О гипотезе, диспозиции и санкции процессуальной нормы //Пробл. соц. законности. 1986. № 17.

14. Нормы советского права. Проблемы теории //Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987.

15. Основин В.С. Особенности конституционных норм //Сов. гос-во и право. 1979. № 4.

16. Процессуальные нормы и отношения в советском праве. Воронеж, 1985.

17. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.

18. Рябушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.

19. Сенекин И.Н. Специальные нормы советского права. Саратов, 1987.

20. Сырых В.М. Воистину ли нормы законов истинны? //Гос-во и право. 1996. № 7.

21. Фаткуллин Т.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность социальной нормы. Казань, 1977.

22. Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм права //Сов. гос-во и право. 1979. № 4.

23. Черданцев Б.А. Порядок и нормы. М., 1991.

24. Черниловский З.М. Презумпции и фикции в истории права //Гос-во и право. 1984. № 1.

25. Чернобаль Г.Т. Структура норм права и механизм их действия (Логические основы) //Правоведение. 1988. № 6.

26. Эффективность правовых норм. М., 1980.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое норма права?

2. Какие основные признаки правовой нормы Вы знаете?

3. Назовите структурные элементы нормы права и дайте им краткую характеристику.

4. Перечислите известные Вам виды правовых норм.

5. Каким образом соотносятся нормы права и статьи нормативно-правового акта?

6. Чем отличаются отсылочный и бланкетный способ изменения элементов норм права?

Глава 5

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Государство осуществляет свои функции в различных правовых формах. Важнейшей из них, наряду с правоприменительной, учредительной и контрольно-надзорной деятельностью, является правотворчество, в ходе которого разносторонние интересы общества отдельных его социальных слоев и многочисленных индивидов приводятся к общему знаменателю, а также находят свое воплощение в общеобязательных правилах поведения. Правотворчество представляет собой деятельность компетентных органов государства, должностных лиц, специально уполномоченных общественных организаций, трудовых коллективов или всего населения по установлению, изменению, отмене и систематизации юридических норм.Правотворчество является завершающей стадией более широкого процесса – процесса правообразования. Характер тех правовых идей, которые в конечном итоге фиксируются в нормативно-правовых актах данного государства, определяется множеством факторов: состоянием экономики, уровнем развитости гражданского общества, типом государственного режима, общей направленностью социально-политического развития государства, его международным положением. Формирование права зависит также от особенностей национального менталитета, от существующих в обществе обычаев и традиций, от умения различных политических сил идти на компромиссы. Задача правотворческих органов – как можно более полно учесть при издании соответствующих актов все вышеперечисленные факторы с тем, чтобы придать формально-определенный, общеобязательный характер наиболее оптимальным для данных условий моделям поведения.

Главное назначение правотворчества – выработка и принятие новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (изменение, отмена и систематизация) имеют относительно вспомогательное значение для формирования системы права.

Соответственно выделяются и функции правотворчества:

а) выработка и принятие новых юридических норм;

б) изменение или дополнение действующих норм права;

в) отмена устаревших;

г) систематизация или упорядочение действующего нормативно-правового материала.

Наши рекомендации