Развитие и защита прав человека в Украине
Украина принадлежит к числу государств, которые допускают надгосударственный (международный) контроль за соблюдением прав человека. Декларация о государственном суверенитете Украины провозгласила приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права по отношению к нормам внутригосударственного права, гарантирует всем гражданам Украины права и свободы, предусмотренные Конституцией Украины и нормами международного права, которые признаны Украиной.
В декабре 1990 г. Украина присоединилась к Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах человека. Этим Украина признала по отношению к себе компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать, в соответствии с установленными процедурами, сообщения частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушений прав, изложенных в Международном пакте о гражданских и политических правах человека.
Законодательство Украины постоянно приводится в соответствие с международными документами по правам человека. При Верховной Раде Украины работает постоянная Комиссия по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. К направлениям деятельности этой Комиссии относится приведение законодательства Украины в соответствие с международными пактами в той части, которая касается прав человека (разрабатывается законопроект об изменениях или дополнениях в той или иной области законодательства). В мире нет такой страны, чье законодательство было бы полностью согласовано с международным правом. Комиссия стремится провести все свои законопроекты через международную экспертизу. Такая практика позволяет создавать законопроекты, согласованные с внутренним законодательством и международным правом. Международные эксперты дали высокую оценку украинским законам о гражданстве, национальных меньшинствах и др. Комиссия занимается анализом возможности присоединения Украины к тем актам, в которых она еще не принимала участия.
В ООН авторитет Украинского государства в области прав человека высок. Многие серьезные юридические должности эта международная организация доверяет представителям Украины. За рубежом отмечают факт создания в Украине многочисленных правозащитных организаций, издание публикаций по проблеме прав человека.
Конституция Украины в разделе, который называется «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», закрепляет так называемые гражданские, политические, социально-экономические права человека.
Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.
В Украине каждый (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства) имеет право обратиться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, но основным органом защиты прав и свобод человека и гражданина является суд. Кроме того, каждый имеет право после использования всех национальных способов правовой защиты обратиться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина. С 15 сентября 1997 г. для Украины приобрела действие Европейская конвенция по правам человека, в связи с чем Украиной признается юрисдикция Европейского суда по правам человека.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бандурка О.М., Греченко В.А. Влада в Україні на зламі другого і третього тисячоліть.
2. Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в межднуродных соглашениях //Правоведение. 1991. № 2.
3. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.
4. Визер О. Защита прав человека в Австрии //Гос-во и право. 1994. № 1.
5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
6. Головченко В. Соціально-правова сутність конституційних прав та свобод людини і громадянина //Юридичний вісник України. 1997. № 10.
7. Горешко О. Права человека и двойные стандарты //Свобод. мысль. 1993. № 14.
8. Гребков А.А. Знать международные стандарты прав человека //Гос-во и право. 1993. № 10.
9. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.
10. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод //Гос-во и право. 1993. № 4.
11. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутреннем праве. М., 1995.
12. Козулин А.И. Об источниках прав человека //Гос-во и право. 1994. № 2.
13. Лисенков С.Л. Конституція України: Матеріали до вивчення. К., 1997.
14. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.
15. Малешко М.И. О праве на жизнь //Гос-во и право. 1992. № 2.
16. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
17. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
18. Поленина С.В. Права человека и их защита (опыт Канады) //Гос-во и право. 1996. № 10.
19. Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
20. Правовое положение личности. М., 1987.
21. Родионов Л.М. Права человека в правовом государстве //Сов. гос-во и право. 1991. № 3.
22. Сушко Г., Єременко З. Захистити права людини //Право України. 1994. №№ 3, 4.
23. Тарповский А.Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду //Гос-во и право. 1990. № 9.
24. Тихонов А. Совет Европы и права человека: нормы, институты, практика //Правоведение. 1992. № 6.
25. Український часопис прав людини. К., 1995.
26. Уоллер Э. Защита прав человека во Франции //Гос-во и право. 1992. № 12.
27. Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Сравните понятия «человек», «личность», «гражданин».
2. Каким образом право влияет на поведение человека?
3. Каким образом биологические особенности личности учитываются в законодательстве?
4. Как соотносятся свобода личности и право?
5. Что такое правовой статус личности?
6. Какие разновидности правового статуса личности Вы знаете?
7. Определите общее и особенное в правовом статусе человека, личности и гражданина.
8. Почему конституционные права и свободы гражданина называются основными?
9. Каким образом защищаются права человека в Украине?
Глава 4
НОРМЫ ПРАВА
Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях (социальных связях).
Независимо от того, содержит ли норма права указание на возможность совершения определенных действий, требование соответствующего поведения или предостережение о возможности наступления неблагоприятных последствий для лица в случае совершения им правонарушения, она является правилом поведения общего характера. Это означает, что, во-первых, правовая норма призвана регулировать количественно неопределенную группу однородных общественных отношений; во-вторых, она действует постоянно, не утрачивая своей силы вплоть до отмены; в-третьих, она адресована кругу персонально не определенных субъектов.
Также к признакам нормы права можно отнести:
– общеобязательность – содержащиеся в ней предписания обязательны для всех независимо от их воли и желания;
– формальную определенность – правила поведения находят свое закрепление в официальных источниках права (нормативных актах, договорах и др.);
– обеспеченность государством – реализация правовых норм подкреплена возможностью применения государственного воздействия вплоть до принуждения.
Структура нормы права –это её внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:
– гипотеза – часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует либо возможно исполнение установленного правила;
– диспозиция –часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;
– санкция – часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.
В статьях нормативно-правовых актов обычно встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию. «Гипотеза–диспозиция», «гипотеза–санкция» – это парные структурные элементы нормы, при наличии которых она вообще может состояться как регулятор общественных отношений. Норма права, имеющая структуру «гипотеза–диспозиция», называется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру «гипотеза–санкция», называется охранительной нормой.
Действие регулятивных норм дополняется действием охранительных норм. Иными словами, при нарушении диспозиции регулятивной нормы гипотеза соответствующей ей охранительной нормы может рассматриваться в качестве звена, объединяющего их в единое целое, то есть в так называемую логическую норму, в структуре которой можно различать три элемента, логику и взаимосвязи которых выражает схема «если – то – иначе» (гипотеза – диспозиция – санкция). Например, в п. 3 ст. 2 Закона Украины «О собственности» говорится: «Каждый гражданин Украины имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом лично или совместно с другими». Право владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом охраняется, в частности, действием норм Уголовного кодекса Украины, предусматривающих ответственность за преступления против индивидуальной собственности граждан.
Таким образом, гипотеза, диспозиция, санкция – это взаимосвязанные структурные элементы нормы права, при наличии которых она (норма) является полноценным регулятором общественных отношений в плане ее обеспеченности, охраняемой государством от нарушений. Например, обязывающую диспозицию регулятивной нормы юридически безответственно можно не исполнять, если нет нормы, предусматривающей санкцию, применяемую в случае неисполнения этой обязанности.
Однако относительная самостоятельность, самодостаточность действия охранительных норм предполагает, что вопрос о привлечении правонарушителя к юридической ответственности может решаться правоприменителем исключительно в рамках нарушенной охранительной нормы, без поиска ее связи с соответствующей регулятивной нормой.
Виды правовых норм
Правовые нормы различают:
1) по отраслевой принадлежности: нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права;
2) по выполняемой функции в правовом регулировании:
а) нормы материального права (определяют юридические права и обязанности участников непосредственно регулируемых общественных отношений);
б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);
в) регулятивные нормы (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений);
г) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);
3) по характеру диспозиции:
а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия);
б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия);
в) запрещающие нормы (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);
4) по способу установления диспозиции:
а) императивные нормы (правила поведения устанавливаются государством и реализуются независимо от желания субъектов правоотношения);
б) диспозитивные(установленные государством правила поведения действуют лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иных правил);
5) по предназначению в правотворчестве:
а) первичные;
б) производные(детализирующие, конкретизирующие);
6) по действию в пространстве:
а)общие нормы (общегосударственные);
б) местные (локальные);
7) по действию во времени:
а) постоянные;
б) временные;
8) по действию по кругу лиц:
а) общие (распространяются на все население страны);
б) специальные (распространяются на определенный круг лиц);
в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных норм).
Кроме перечисленных, в праве широко используются нормы, которые не содержат указания на конкретные права и обязанности субъектов и в силу этого не порождают правоотношений.
Это такие правовые нормы, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, нормы-конструкции, статутные предписания и т.п. Они характеризуются более высоким уровнем нормативности, стабильности, категоричности, являются исходными положениями правового регулирования, обеспечивают его единство и непротиворечивость.
4.2. Соотношение нормы права
и статьи нормативно-правового акта
Правовые нормы закрепляются в издаваемых государством нормативных актах, которые для удобства пользования подразделяются на статьи. Однако совпадение нормы права и статьи нормативно-правового акта наблюдается далеко не всегда. Многие статьи содержат не одну, а несколько норм, в то же время отдельные части определенного нормативного предписания могут находиться в разных статьях закона.
При изложении структурных элементов норм права законодатель может использовать различные способы.
Основные способы изложения элементов норм права:
1) прямой –предполагает изложение в статье нормативно-правового акта всех структурных элементов данной нормы права;
2)отсылочный – выражается в том, что в статье нормативно-правового акта изложены не все структурные элементы данной нормы права, но в ней указано, в какой статье этого же нормативно-правового акта изложен недостающий элемент;
3) бланкетный – предусматривает то, что в статье нормативно-правового акта изложены не все структурные элементы данной нормы права, но из этой статьи следует, что недостающий элемент изложен в ином нормативно-правовом акте;
4) абстрактный – характеризуется тем, что содержание нормы раскрывается с помощью родовых (не индивидуализированных) понятий;
5) казуистический – заключается в том, что содержание нормы раскрывается с помощью видовых (индивидуализированных) понятий.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бабаев В.К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974.
2. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
3. Баранов В.М. Истинность норм советского права. Саратов, 1989.
4. Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. К., 1987.
5. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1987.
6. Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве //Сов. гос-во и право. 1978. № 1.
7. Деготь Б.А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре. Саратов, 1977.
8. Ивин А.А. Логика норм. М., 1973.
9. Кенжет Г.Р. Технические, санитарные, гигиенические нормы //Гос-во и право. 1990. № 4.
10. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.
11. Маков Г.Н. Аксиомы в советской теории права //Сов. гос-во и право. 1986. № 9.
12. Матузов Н.И. О принципе «Все, не запрещенное законом, дозволено» //Сов. гос-во и право. 1989. № 8.
13. Мельников Ю.И. О гипотезе, диспозиции и санкции процессуальной нормы //Пробл. соц. законности. 1986. № 17.
14. Нормы советского права. Проблемы теории //Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987.
15. Основин В.С. Особенности конституционных норм //Сов. гос-во и право. 1979. № 4.
16. Процессуальные нормы и отношения в советском праве. Воронеж, 1985.
17. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.
18. Рябушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.
19. Сенекин И.Н. Специальные нормы советского права. Саратов, 1987.
20. Сырых В.М. Воистину ли нормы законов истинны? //Гос-во и право. 1996. № 7.
21. Фаткуллин Т.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность социальной нормы. Казань, 1977.
22. Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм права //Сов. гос-во и право. 1979. № 4.
23. Черданцев Б.А. Порядок и нормы. М., 1991.
24. Черниловский З.М. Презумпции и фикции в истории права //Гос-во и право. 1984. № 1.
25. Чернобаль Г.Т. Структура норм права и механизм их действия (Логические основы) //Правоведение. 1988. № 6.
26. Эффективность правовых норм. М., 1980.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое норма права?
2. Какие основные признаки правовой нормы Вы знаете?
3. Назовите структурные элементы нормы права и дайте им краткую характеристику.
4. Перечислите известные Вам виды правовых норм.
5. Каким образом соотносятся нормы права и статьи нормативно-правового акта?
6. Чем отличаются отсылочный и бланкетный способ изменения элементов норм права?
Глава 5
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Государство осуществляет свои функции в различных правовых формах. Важнейшей из них, наряду с правоприменительной, учредительной и контрольно-надзорной деятельностью, является правотворчество, в ходе которого разносторонние интересы общества отдельных его социальных слоев и многочисленных индивидов приводятся к общему знаменателю, а также находят свое воплощение в общеобязательных правилах поведения. Правотворчество представляет собой деятельность компетентных органов государства, должностных лиц, специально уполномоченных общественных организаций, трудовых коллективов или всего населения по установлению, изменению, отмене и систематизации юридических норм.Правотворчество является завершающей стадией более широкого процесса – процесса правообразования. Характер тех правовых идей, которые в конечном итоге фиксируются в нормативно-правовых актах данного государства, определяется множеством факторов: состоянием экономики, уровнем развитости гражданского общества, типом государственного режима, общей направленностью социально-политического развития государства, его международным положением. Формирование права зависит также от особенностей национального менталитета, от существующих в обществе обычаев и традиций, от умения различных политических сил идти на компромиссы. Задача правотворческих органов – как можно более полно учесть при издании соответствующих актов все вышеперечисленные факторы с тем, чтобы придать формально-определенный, общеобязательный характер наиболее оптимальным для данных условий моделям поведения.
Главное назначение правотворчества – выработка и принятие новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (изменение, отмена и систематизация) имеют относительно вспомогательное значение для формирования системы права.
Соответственно выделяются и функции правотворчества:
а) выработка и принятие новых юридических норм;
б) изменение или дополнение действующих норм права;
в) отмена устаревших;
г) систематизация или упорядочение действующего нормативно-правового материала.