Инфографическая журналистика в системе средств массовой коммуникации

Устойчивая и набирающая силу тенденция в совр. СМИ - возрастание значения инфографики, позволяющей в ус-виях инф-ой перенасыщенности лаконично и быстро донести большой массив данных.

Инфографика - справочная или иллюстрированная статистич. и-я, представленная различными м-дами визуализации: графики, диаграммы, гистограммы, ментальные карты (mind map), временные шкалы. По плотности и-и выделяют ненасыщенную и концентрированную инфографику. Ненасыщенная (простая, неконцентрированная) построена вокруг нескольких цифр. Концентрированная (плотная, сложная) построена (обычно) как совок-ть изображения и целого ряда цифр.

Спектр применения: география, журналистика, образование, статистика. Инфографика способна не только организовать большие объёмы и-и, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции.

Инфографика популярна в СМИ, т.к. современный адресат масс-медиа:

· иначе смотрит и видит в ситуации перенасыщенности наглядными визуальными образами;

· иначе читает, с трудом удерживая внимание в пределах однородного инф-ого ряда, но легко и привычно переключая его; как никогда, становится способным к многозадачности;

· динамичен, мобилен, технологически оснащен и, располагая мощными информационно-поисковыми инструментами, в ус-виях открытости инф-ой среды легко преодолевает зависимость от конкретных СМИ в удовлетворении своих инф-ых потребностей (новостных, аналитических);

· не испытывает инф-ый голод, живет в ус-виях инф-ой избыточности, что при постоянном дефиците времени делает его внимание ограниченным невосполнимым рес-сом, за к-ый борются СМИ;

· более не явл. пассивным потребителем проф. контента, обретает свой голос в медиа и воз-сть сформировать и высказать свое мнение и т.д.

Особенности инфографики: графические объекты, ассоциативно связанные с представляемой информацией или являющиеся графическим выражением трендов, полезная инф-ая нагрузка, красочное представление, внятное и осмысленное представление темы.

Инфографика символизирует собой не отказ от верб. текста, но интеграцию его в более сложные гетерогенные знаковые системы. Каждый компонент таких систем находится в сложном взаимодействии со всем остальными.

Развитие мультимедийных технологий позволяет журналисту на качественно новом уровне адаптировать конечный инф-ый продукт под потребности, возм-сти и ожидания ца. Тенденция вытеснения традиционных печатных СМИ электронными сопровождается переходом от статичной инфографики к инфографике мультимедийной, динамической, интерактивной, что также требует использования специального программного инструментария.

В журналистике важнейшее значение имеет актуальность темы и оперативность ее освещения непосредственным свидетелем или участником, что вступает в явное противоречие с необходимостью использовать сложный программно-аппаратный инструментарий в длительном многоэтапном процессе создания эффективной инфографики. Выход из данного противоречия найден в использовании SaaS (software as a service, ПО как услуга) – модели доступа к ПО, при к-ой поставщик разрабатывает веб-приложение, предоставляющее заказчикам возм-сть использовать ПО через Интернет. Решения SaaS включают готовые проф.разработки инфографических шаблонов, к-ые делают доступным необходимый инструментарий создания интерактивной графики для мобильного журналиста в любом месте и в любое время.

Совр. интерактивная мультимедийная инфографика мб создана с пом. ряда специализированных сетевых сервисов. Популярны бесплатные онлайн-сервис: StatPlanet, Creately, Many Eyes, Google public data explorer. Все они имеют достаточно богатый функционал и возм-сти использования собственных данных для подстановки в готовые шаблоны с целью мгновенного получения проф. инфографики.

Инфографика за достаточно короткий промежуток захватила Рунет и российское телевидение. С января 2011 в России начал выходить специализированный журнал "Инфографика", в к-ом нет текстов, только качественная графика на тему всего того, что можно подсчитать и измерить.

Инфографика используется не только в электронных СМИ. Ее можно встретить на страницах печатной прессы как регионального, так и федерального значения.

Совр. СМИ отдают предпочтение инфографике, т.к. это прекрасная визуализация данных (как известно, 90 % и-и ч-к получает поср-вом зрения и лишь 10 % через остальные органы чувств) и простая визуализация намного понятнее и лучше усваивается.

Роль журналиста – подобрать интересный контент, выстроить логику, составить краткие понятные тексты. Роль дизайнера – найти те способы визуализации, к-ые отражали бы специфику предложенного мат-ла.

Сегодня, когда речь о выживании печатных СМИ приобретает всё большую актуальность, дизайнеры должны создавать газеты, отвечающие высоким инф-ым и визуальным требованиям. Для достижения визуального аспекта инфографика стала также важна, как и фотография. В этих условиях инфографика – новый, очень эфф-ый способ рассказывать истории и подавать факты. Она также рассказывает историю нестандартными приемами и помогает актуализировать информацию.

80. Сетевой гипертекст как средство создания комплицитности 


Шилина. Ее статья в медиаскопе. http://www.mediascope.ru/node/567

Наши рекомендации