Религиозная организация как юридическое лицо 3 страница
Тем не менее следует признать, что хотя религиозная свобода отсутствовала, но и в советский период имел место определенный прогресс в утверждении демократического принципа свободы совести как в мышлении людей, так и в законодательной системе. Именно в этот период было осуществлено отделение церкви от государства, провозглашен светский характер государства, отделено образование от религии. Государственная регистрация гражданских состояний перешла в компетенцию светских властей. Религиозность была объявлена (хотя и формально) личным делом граждан. Эти положения не только имели глубокий гуманистический смысл, но и естественным образом вносили в жизнь нашей страны адекватные времени демократические преобразования.
В этой связи весьма интересны в настоящей момент не действующие в связи с принятием 26 сентября 1997 г. Федерального закона “О свободе совести и религиозных объединениях” Правила регистрации уставов (положений) религиозных объединений от 30 ноября 1994 г., определяющие в Приложении № 1 отдельные виды религиозных объединений. Так, согласно этому документу, выделяли следующие виды религиозных объединений.
Религиозное общество (община, приход, поместная церковь и др.) – местное объединение совершеннолетних граждан, придерживающихся одного и того же общего вероисповедания, в количестве не менее 10 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей.
Религиозное общество являлось первичным звеном в институционной структуре общественных объединений и, как правило, принадлежит к какому-нибудь централизованному объединению, но может быть и автономным (самоуправляемым).
Монастырь (лавра, пустынь, скит, дацан) – община совместно проживающих монахов в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными церковью. Братство (сестричество) – религиозное объединение граждан, создаваемое с миссионерской, культурно-просветительской, благотворительной и иными целями, определяемыми его уставом.
Братствами назывались также некоторые католические монашеские ордены.
Миссионерское общество (миссия) – религиозное объединение, учреждаемое с целью проповедования и распространения какого-либо вероучения посредством религиозно-просветительской, благотворительной и иной деятельности.
Централизованное (региональное) религиозное объединение – объединение религиозных организаций, как правило, одного общего вероисповедания со своими органами управления.
Духовное образовательное учреждение (академия, семинария, училище, медресе, ешибот и др.) – религиозное образовательное учреждение, предназначенное для подготовки кадров священно- и церковнослужителей и религиозно-просветительской деятельности.
По статистическим данным на 1 января 1996 г. в России насчитывалось 11996 религиозных обществ, 226 религиозных центров и управлений. Из них в составе Русской Православной Церкви – 6709 религиозных обществ и 68 религиозных центров и управлений. Также на тот момент в Российской Федерации было зарегистрировано 148 монастырей, 125 братств и сестричеств, 309 миссий и 269 духовных образовательных учреждений[37].
1.2. Религиозная организация как форма религиозного объединения
Согласно ст. 6 действующего Федерального закона от 26 сентября 1997 г. “О свободе совести и религиозных объединениях” религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение физических лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Как дополнительно указывает А.Н. Кокотов: “Совместное исповедание и распространение веры подразумевает, кроме прочего, совместное отправление религиозных культов. Этот признак и позволяет отделять религиозные объединения от тех общественных объединений, которые вовлечены в сферу религиозных отношений с той или иной степенью активности”[38].
Здесь особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что религиозные объединения, хотя и являются видом общественных объединений, тем не менее, не подпадают под действие соответствующего – общего – законодательства. Это прямо оговорено в ст. 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. “Об общественных объединениях”, в котором указывается, что его действие “распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций)”.
Также необходимо отметить, что Федеральный закон “О свободе совести и религиозных объединениях” говорит о п р и з н а н и и объединения религиозным. Это означает, во-первых, что будет недостаточным, если какая-то группа физических лиц объявит себя религиозным объединением. Признание ее таковым может не состояться в случае отличия целей ее деятельности от указанных в Законе и при несоответствии приведенным в Законе признакам. Во-вторых, объединение может быть признано религиозным и нести за свою деятельность ответственность как религиозное и в том случае, когда соответствует приведенным в Законе критериям, но само не признает своего религиозного характера или скрывает его[39].
В свою очередь, ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона устанавливает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм религиозных объединений: “Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций”. Таким образом, религиозная организация – всего лишь одна из двух, предусмотренных отечественным законодательством, форм религиозных объединений наряду с религиозной группой.
При этом религиозной группой Закон признает “добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками” (ч. 1 ст. 7).
Действующее законодательство не устанавливает определенной численности участников, при которой религиозная группа может быть признана созданной. “Вместе с тем, – как отмечают авторы комментария к Федеральному закону “О свободе совести и религиозных объединениях”, – представляется очевидным, что “группа” – это объединение, выходящее за пределы семьи и состоящее не менее чем из 3 человек. Очевидно, что 10 членов группы, необходимых для регистрации религиозной организации, тем более достаточны для утверждения о создании религиозной группы. Нельзя исключить, что актами субъектов Российской Федерации будет вводиться большая определенность в этом вопросе”[40]. С учетом положений Гражданского кодекса о простом товариществе (ст. 1041) группой может считаться объединение, состоящее всего из двух лиц.
Кроме того, религиозная группа как фактически сложившееся объединение не является полноправным субъектом права и не может участвовать в правоотношениях как единое целое, не имея всех признаков корпоративности и отличаясь отсутствием правоспособности юридического лица. Все, что доступно религиозной группе – это “право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей” (ч. 3 ст. 7 Федерального закона “О свободе совести и религиозных организациях”). Однако, поскольку для деятельности этого объединения необходима некоторая имущественная основа, потребности религиозной группы в помещении для осуществления религиозной деятельности в материально-финансовом обеспечении удовлетворяются за счет имущества, предоставляемого в пользование группы ее участниками. Эти помещение и имущество могут быть как собственностью отдельных членов религиозной группы, так и взято кем-либо из них в аренду или во временное пользование на иных основаниях. При этом в отношении каждого из предметов должна быть определенность, в чьем владении он находится, кто несет связанную с ним ответственность.
Такое объединение может быть оформлено посредством заключения договора простого товарищества. Простейшая и вместе с тем древнейшая из форм гражданско0правовых объединений, известная еще римскому праву (римская Societas). “Её юридическая сущность заключается в том, что лица, соединяющиеся для одной общей цели, юридически не исчезают в созданном ими союзе; перед лицом гражданского права, перед третьими лицами они, а не союз, являются контрагентами, истцами и ответчиками. Заключенный между собой товарищеский договор создает только известные обязательства между ними, следовательно, регулирует только внутреннюю сторону их отношений, не изменяя стороны внешней”[41]. Особенность целей создания и деятельности религиозной группы влияет и на содержание договора простого товарищества, посредством которого такая группа создается; в частности в договоре должно быть предусмотрено, что религиозная группа создается совместного исповедания и распространения веры, а не для извлечения прибыли. “Это не значит, что общество (здесь и далее: простое товарищество, в нашем случае религиозная группа – Р.А.) должно быть чуждо материальных интересов. Общество может нуждаться в материальных средствах для достижения своих нематериальных целей”[42]. Кроме того, участниками договора простого товарищества при создании религиозной группы могут быть только физические, но не юридические лица (в отличие от общего правила).
Религиозная группа как таковая, согласно ч. 2 ст. 7 Закона, не обязана уведомлять власти о своем создании и начале деятельности. Однако если она желает в будущем получить статус юридического лица и государственную регистрацию в качестве религиозной организации, то это условие становится для нее обязательным; уведомлению при этом подлежат органы местного самоуправления по месту образования религиозной группы (в таком случае на религиозную группу, созданную посредством заключения договора простого товарищества не распространяется правила ст. 1054 ГК РФ о негласном товариществе – в договоре не может быть предусмотрено, что существование договора (товарищества) не раскрывается для третьих лиц). Кроме того, для достижения статуса организации с правами юридического лица группа должна просуществовать как религиозное объединение, созданное с целью совместного исповедания определенного вероучения, не менее 15 лет.
Религиозные группы, существующие менее 15 лет не вправе рассчитывать на получение государственной регистрации до истечения указанного срока. Данное ограничение, вызвавшее резкую критику со стороны иностранных государств и некоторых правозащитных организаций, было введено в законодательство по следующим причинам. Законы начала девяностых годов практически не содержали никаких форм контроля государства за развитием религиозных процессов в Российской Федерации. В результате, помимо естественного ренессанса традиционных для народов России конфессий, в страну мощным потоком хлынуло огромное количество иностранных религиозных и неорелигиозных движений, чья деятельность далеко не всегда совпадала с интересами российских конфессий и органов публичной власти. Процессы в сфере религиозных отношений характеризовались известной напряженностью и неуправляемостью. Возникали и религиозные организации-однодневки (получив статус юридического лица, некоторые “духовные” сообщества исчезали бесследно). Кроме того, ряд религиозных организаций (согласно полученному статусу) использовали возможности (прежде всего психотехнические) религиозного сообщества не для совместного исповедания веры, как гласит закон, а для достижения целей коммерческого и политического характера. (Так, например, получившие немалое распространение среди граждан РФ организации сайентологов, мунитов в ряде стран мира, например, в Германии, официально определялись как коммерческие культы. Скандально известная АУМ Синрике, получившая особое покровительство со стороны международных правозащитных организаций, совместное исповедание веры как основную цель организации заменила терроризмом.)
Не случайно Федеральный закон “О свободе совести и религиозных объединениях” в ч. 1 ст. 14 установил, что религиозные организации могут быть ликвидированы “… по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям)”.
Неуправляемый процесс развития религиозных процессов явился основанием для многочисленных нарушений прав и свобод граждан РФ со стороны религиозных новообразований. Многочисленные жалобы граждан в Государственную Думу, Прокуратуру и другие органы государственной власти, выявленные нарушения закона стали основанием для уточнения в тексте закона оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке. Такими основаниями, согласно ч. 2 ст. 14 Закона, являются: (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ):
“нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий”.
Введенные Законом ограничения в первую очередь касались неорелигиозных объединений, имевших достаточно сложную репутацию в мире. Согласно порядку регистрации, вводившейся в РФ ряд религиозных организаций, просуществовавшие менее 15 лет могли лишиться статуса религиозной организации и правоспособности юридического лица. Прежде всего это коснулось таких организаций как “Церковь Последнего Завета” (объединение последователей Виссариона, некоторых неопятидесятнических объединений и др.).
Конституционный Суд РФ 23 ноября 1999 г. Вынес Постановление “По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27[43] Федерального Закона от 26 сентября 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях” в связи с жалобами религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения “Христианская церковь Прославления””. Суть жалобы сводилась к тому, что названные разделы закона нарушают свободу совести.
Конституционный Суд признал, что закон не противоречит Конституции РФ. Конституционный Суд РФ предписал абзацы 3 и 4 п. 3 ст. 27 применять в соответствии с конституционно-правовым смыслом ФЗ, выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П. (Фактически принятое Постановление расширило правоспособность религиозных организаций, существующих на территории РФ менее 15 лет.)
Второй организационно-правовой формой религиозного объединения является религиозная организация, которой, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона “О свободе совести и религиозных объединениях”, признается добровольное объединение граждан Российской Федерации и иных лиц (физических лиц), постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Отличительным признаком религиозной организации как вида религиозного объединения выступает ее регистрация в качестве юридического лица[44]. Особенность юридических лиц заключается в том, что они должны иметь самостоятельный баланс или смету. При этом юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Порядок регистрации определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. “О государственной регистрации юридических лиц”. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона “О свободе совести и религиозных организациях” последние в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные. Это, однако, не означает, что между местными и централизованными организациями обязательно существуют отношения иерархии или субординации. Все отношения определяются уставами религиозных организаций и их внутренними корпоративными (конфессиональными) правилами.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших совершеннолетия (восемнадцати лет) и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (ч. 3 ст. 8 Закона). При этом, под понятием “одна местность” предлагается понимать “несколько близко расположенных друг от друга населенных пунктов, не обязательно принадлежащих к одному субъекту Российской Федерации, жители которых могут без пользования междугородним транспортом систематически собираться для совместного совершения религиозных обрядов и церемоний”[45]. В качестве “одной местности” можно привести расположенные на расстоянии двадцати пяти километров друг от друга города Абакан Республики Хакасия и Минусинск Красноярского края, которые соединяют друг с другом маршруты общественного транспорта.
Централизованной религиозной организацией, в свою очередь, Закон называет религиозную организацию, состоящую в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ч. 4 ст. 8). Централизованная религиозная организация может быть образована как местными организациями, так и создана другой – вышестоящей – централизованной организацией в порядке структуризации.
Централизованная религиозная организация, подразделения (структуры) которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрационный орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова “Россия”, “российский” и производные от них (ч. 5 ст. 8 Закона). Последнее объясняется наличием у религиозных организаций, просуществовавших в России не менее полувека, определенной исторической основы. При этом вовсе необязательно, чтобы сама централизованная организация существовала в России на протяжении установленного срока – достаточно, чтобы такой срок на современной территории Российской Федерации имели ее структуры, в том числе местные религиозные организации, исторически связанные с Россией 50 и более лет.
Все другие религиозные объединения использовать слова “Россия”, “российское” и производные от них не вправе. Однако, как отмечают авторы комментария к Федеральному закону “О свободе совести и религиозных объединениях”, полное наименование местной религиозной организации, равно как и организации, созданной централизованной организацией, может содержать в себе название учредителя, правомерно использующего наименование “российского”. Кроме того, продолжают комментаторы, “Закон не оговаривает, должен ли указанный 50-летний ценз быть непрерывным, или определяющим является момент начала деятельности религиозной организации на территории России (первое официальное признание или обращение в государственный орган как момент отсчета этого срока) В российских реалиях это положение требует уточнения, так как многие конфессии возникли и укоренились в России еще до 1917 г., но в 20 – 30-х гг. их деятельность была прервана в результате административного давления репрессий и т. д . …
Представляется правомерным с точки зрения исторической справедливости исчислять срок деятельности на законных основаниях на территории России с момента государственного признания первых объединений конкретных конфессий (подобно тому, как незаконно репрессированным лицам при реабилитации в непрерывный трудовой стаж зачитывается отбытый срок заключения)”[46].
Закон также признает религиозной организацией учреждение или организацию, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозных объединений, в том числе руководящий или координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования (ч. 6 ст. 8).
Как указывает А.Н. Кокотов, в зависимости от места своего происхождения “все религиозные организации делятся на российский, иностранные и международные. Под иностранной религиозной организацией отечественный законодатель понимает религиозное объединение, созданное за пределами Российской Федерации в силу соответсвующего законодательства государства. Развернутого определения российских и международных религиозных организаций законодательство о свободе вероисповедания не содержит.
Содержащиеся в федеральном законодательстве определения религиозных объединений уточняются на уровне субъектов федерации. Так, в законодательство Свердловской области введена дефиниция областной религиозной организации, под которой понимается централизованная религиозная организация, объединяющая в своем составе на основе единого устава местные религиозные организации, которые расположены на территории не менее трех муниципальных образований, с целью распространения своей религии на территории Свердловской области”[47].
1.3. Характеристика религиозной организации как юридического лица
Юридические лица согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ “юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде”. Особенностью юридических лиц, к которым относятся и религиозные организации, является то, что их учредители (участники) не имеют имущественных прав на имущество юридического лица. (п. 3 ст. 48 ГК РФ)
П. 1 ст. 8 ныне действующего ФЗ № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (от 26 сентября 1997 г.) определяет: “Под религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица”. Таким образом, цель деятельности религиозных организаций, определенной законом, является “совместного исповедания и распространения веры”. Создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону, - запрещены. (п. 4 ст. 6. ФЗ N 125-ФЗ)
С точки зрения характеристики участников и создателей юридического лица религиозная организация является корпорацией[48], представляя собой добровольное объединение физических лиц (если речь идет о местной религиозной организации, которая согласно, закону, должна состоять не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) или юридических лиц (если речь идет о централизованной религиозной организации, которая, согласно закону, должна состоять минимум из трех местных организаций). (пп. 2,3,4 ст. 8 ФЗ № 125-ФЗ)
В зависимости от лица, инициирующего создание религиозной организации таковую можно определить как юридическое лицо частного права, образующееся в соответствии с действующим законодательством.
При образовании юридического лица применительно к религиозной организации можно говорить только о частном капитале, который лежит в основе имущества организации. (Согласно законодательству РФ, религиозные организации, равно как и атеистические организации отделены от государства и не финансируются за счет государственных средств.).
В зависимости от прав учредителей на имущество религиозные организации относятся к типу юридических лиц, являющихся собственниками имущества. При этом их учредители (участники) не имеют прав на имущество организации. Этот тип юридического лица характерен для некоммерческих организаций. (п. 3 ст. 48 ГК РФ)
В зависимости от целей деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие[49]. Согласно Гражданскому Кодексу РФ и ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” религиозные организации относятся к некоммерческим юридическим лицам, цель деятельности которых не связана с извлечением прибыли, а получаемая прибыль не распределяется между участниками (учредителями). (п. 1 ст. 50 ГК РФ.) Ст. 50 ГК упоминает возможную прибыль в некоммерческой организации по следующей причине: некоммерческие юридические лица справе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. (п. 1 ст. 117 ГК РФ). ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” уточняет: “Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия[50] в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации”. (ст. 23 ФЗ № 125-ФЗ)
Несмотря на то, что различие целей деятельности обозначено в законе и используется для отграничения коммерческих организаций от некоммерческих, в реальности не всегда легко определить, когда извлечение прибыли является основной целью организации, а когда – второстепенной.[51] Тем не менее, разграничение целей деятельности важно как с этической, так и с правовой точек зрения. Дело в том, что в мировой и российской (первой половины девяностых годов ХХ в.) практике были известны организации, стремившиеся получить статус религиозных для ухода от налогов (или получения льготного налогообложения). (Например, сайентологи в Германии). Специалисты указывают, что прикрытие коммерческих фирм религиозной вывеской опасно возможной дестабилизацией религиозной жизни в обществе, а также нарушением прав и свобод граждан, являющихся членами подобных коммерческих культов.
Как юридическое лицо религиозная организация вправе быть собственником приобретенного ею имущества и может использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных ее Уставом. “В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах”. (п. 4 ст. 213 ГК РФ)
Имущественные права религиозных организаций представляют собой совокупность вещных и обязательственных прав, закрепленных в законе или договоре и выражающих и отношение религиозной организации к имуществу, используемому для достижения уставных целей. Для деятельности религиозной организации в РФ наиболее характерны: право собственности[52], право оперативного управления, право постоянного (бессрочного) пользования землей[53], право безвозмездного пользования[54] и право аренды[55].
Одним из источников создания имущества религиозной организации являются пожертвования (пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях - п. 1 ст. 582 ГК РФ). На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Ст. 582 ГК РФ уточняет порядок использования пожертвованного имущества жертвователь может предназначить свое пожертвование на определенную цель в деятельности религиозной организации. В таком случае юридическое лицо, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. “Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения … дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования”.
Наряду с пожертвованиями (дарением) еще одним источником имущества религиозных организация является получение благотворительного пожертвования, осуществляемого в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами. Необходимо отметить, что не всякое пожертвование подпадает под понятие благотворительного. Для признания дара (передаваемого права, либо бескорыстной деятельности) благотворительной необходимо, чтоб такой дар подпадал под понятие благотворительной деятельности и передавался на цели определяемые Законом “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”[56] Для религиозных организаций наиболее характерными основаниями участия в благотворительной деятельности на стороне благополучателя является прием благотворительных пожертвований на цели содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.