Нашим врагом является турецкое государство
Мы знаем, кто наш враг, и наша борьба направлена против него. Наш враг - турецкое государство. Это государство, которое глумится над законными правами армян, которое издевалось и издевается над правами греческого народа, над правами кипрского народа, над правами всех национальных меньшинств, живущих в Турции. Это государство издевается даже над правами турецкого народа.
С 12 сентября 1980 г., даты государственного переворота, совершенного в Турции военными, по признанию самих военных властей 32 тыс. человек были брошены в тюрьмы. Эти заключенные подвергаются пыткам, некоторые из них погибли в тюрьмах.
Десятки людей были казнены, все демократические свободы уничтожены. Профсоюзы и политические партии распущены, свобода прессы ограничена, собрания запрещены. Вот это и есть терроризм. Это государство само является воплощением терроризма, и достойно сожаления то, что страны, считающие себя демократическими и защитницами прав народов, с плохо скрываемым удовлетворением приветствовали этот государственный переворот. Мы сожалеем, что эти страны оказывают Турции экономическую и военную помощь на много миллиардов долларов.
И тут их государственные интересы превалируют над всеми другими соображениями. И после этого нас считают террористами!
АРМЯНЕ - НАРОД, КОТОРЫЙ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Нас обвиняют в применении насилия. Я принимаю это обвинение с гордостью и сразу же должен добавить, что есть два типа насилия: насилие угнетателей и насилие угнетенных. Насилие, к которому мы прибегаем, есть насилие угнетенных.
Если мы будем опускать голову перед унижением и угнетением, то мы станем народом, не имеющим права на жизнь. А мы - народ, который хочет жить, и никто не может отказать нам в праве на насилие, коль скоро все мирные способы решения нашей проблемы не привели ни к какому результату. Скажу больше. Если использование насилия обычно рассматривается как нарушение закона, то подталкивание к насилию заслуживает такой же оценки, и тот, кто мешает нам мирными путями решить нашу проблему, прямо толкает нас к насилию. Если хотят нас осудить за применение насилия, нужно осудить также и тех, кто толкает нас к нему, а это Турция и ее сообщники.
Я ЗНАЮ, ПОЧЕМУ Я СРАЖАЮСЬ
Армянская проблема существует, и нужно найти ее решение. Все возможные пути для ее решения были закрыты, кроме пути вооруженной борьбы, и то потому, что путь этот перекрыть невозможно. Если хотят перекрыть и этот путь, то должны будут стереть армянский народ с карты земного шара. Вот почему армянский народ и высказался за вооруженную борьбу, вот почему появились армянские боевые организации и я, Ара Александр Еникомешян, готовил в ночь на З-е октября 1980 г. три бомбы. Случай или, скорее, моя неопытность не позволили мне выполнить эту задачу. Вследствие взрыва этих устройств в моих руках я потерял зрение и левую руку, у меня плохо с ушами, нарушена координация, короче говоря, я стал инвалидом и отлично сознаю это. В обычных условиях я должен был бы быть подавленным, должен был бы сожалеть, что согласился взяться за выполнение этой задачи, что сделал выбор в пользу вооруженной борьбы.
Однако морально я чувствую себя удовлетворенным и не сожалею о выборе своего пути, ибо знаю, за что борюсь. Я сохраняю глубокую веру в мое дело и в его справедливость, я по-прежнему убежден, что вооруженная борьба остается главным средством для того, чтобы мы могли обрести наши права. Я знаю, кто мой враг, и поднимаю оружие только против него. Я знаю, для чего я пожертвовал стольким. Я только выполнил свой долг.
На пути своего исторического развития армянский народ принес миллионы жертв: не я первый, не я последний. Наша борьба будет еще долгой.
ДОВОЛЬНО УНИЖЕНИЙ!
Прежде чем закончить, мне бы хотелось высказаться по поводу покушений, совершенных после 3 октября 1980 года против интересов Швейцарии, покушений, в связи с которыми упоминалось мое имя. Я хотел бы подчеркнуть, что задача, которую поручили мне выполнить, отнюдь не была направлена против швейцарских интересов. Было бы несправедливо осуждать меня за покушения, имевшие место после 3 октября. Должен сказать, что я не одобряю их. Я глубоко сочувствую безвинно потерпевшим и сожалею, что отношения между армянами и Швейцарией дошли до такой точки.
Александр "Алек" Еникомешян
Говорю об этом не для того, чтобы попытаться спасти свою шкуру: я бы тогда не стал утверждать, что по своей воле согласился выполнить миссию в Женеве и, в особенности, что по-прежнему убежден в том, что вооруженная борьба остается главным средством для восстановления наших прав. Повторяю: я не одобряю их, но понимаю, и понимаю очень хорошо. Потому что когда отрицаются права целого народа и весь мир хранит по этому поводу абсолютное молчание и когда один из его представителей платит своей жизнью, зрением и молодостью за свободу своей родины, а его арестовывают, то вполне нормально, что он возмущен. И пусть нам не говорят, что здесь смешивают политическое дело с юридическим. Армянскому народу все это уже надоело. Довольно унижений!
Армян откровенно подтолкнули на применение насилия. Пусть остерегаются толкать их к нигилизму".