Информация: определение, свойства и классификация. Информационно-правовые нормы российского законодательства
Слово «информация» употребляется современным человеком так же часто, как и слова «политика», «бизнес», «компьютеризация». Информация переросла свои коммуникативные возможности и стала мощным политическим и экономическим ресурсом. Она обрела материальные формы и стала товаром, который можно продать, купить, завещать и т.п. Развитие информационных технологий привело к появлению новых инструментов познания, лавинообразному расширению и совершенствованию производства вычислительной и другой информационной техники. Одним из наиболее впечатляющих достижений информационной революции стал Интернет. Информационно - телекоммуникационные сети не знают границ и охватывают все страны и континенты, воздействуя на сознание и, как следствие, образ жизни огромного количества людей. Обработка информации превратилась в новую индустрию. Перспектива ее развития полностью зависит от точности регулирования правовых отношений, возникающих при создании и использовании информационных ресурсов.
Россия начала активно входить в мировое информационное пространство в начале 90-х годов ХХ века. В это время снимаются ограничения на ввоз, продажу и использование информационной техники. Цены на нее под воздействием рынка стали доступны не только юридическим, но и физическим лицам. Буквально в течение одного десятилетия информационные процессы охватили все сферы общественной жизни и поставили перед российским правительством проблему правового регулирования информационных отношений. Довольно долго велась дискуссия о том, каким именно образом будет развиваться информационное право и к какой отрасли права оно будет отнесено. В СССР отношения в данной области регламентировались в основном подзаконными актами министерств и ведомств, а правовой защите подлежала лишь информация, затрагивающая интересы государства. В современной России информационное законодательство включает сотни федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, а если учитывать нормативные правовые акты субъектов федерации – то тысячи нормативных документов.
Поэтому необходимо кодифицировать подобные законодательные акты и оформить их в отдельную отрасль права.
Учитывая насыщенность понятийного аппарата информационного законодательства и недостаток опыта его применения в недалеком прошлом, следует разъяснить значение наиболее часто употребляемых терминов. Прежде всего, выясним сущность понятия «информация», неоднозначно трактуемого в нормативных документах. В словаре С.И.Ожегова информация – это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо. В «Толковом словаре по вычислительной технике и программированию» указано, что информация - одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики понятий. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст.2). Исключая программы для ЭВМ, отнесенные названным законом к средствам обеспечения ЭВМ.
Законодатель широко применяет в нормативных правовых актах понятие «информация» в разных ее видах:
· массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизульные и иные сообщения, и материалы (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об участии в международном информационном обмене»);
· информация о гражданах (персональные данные) – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (Закон от 20 февраля 1995г. «Об информации, информатизации и защите информации»);
· произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»);
· официальные документы – законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы (Закон РФ от 9 июля 1993г. «Об авторском праве и смежных правах») или документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер (Федеральный закон от 29 декабря 1994г.«Об обязательном экземпляре документов»);
· конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ (ст. 2 Закона «Об информации, информатизации и защите информации»);
· реклама – распространяемые в любой форме, с помощью любых средств сведения о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которые предназначены для неопределенного круга лиц и призваны формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995г. «О рекламе»).
Информации любого вида и назначения присущи свойства, влекущие за собой определенные юридические последствия при ее обращении и использовании в информационной сфере. Основными свойствами информации являются: физическая неотъемлемость от носителя, обособленность от производителя и ее оборотоспособность, взаимосвязанность с носителем информации, тиражируемость в любом количестве экземпляров без изменения содержания.
По степени доступности информация делится на массовую, неконфиденциальную и конфиденциальную. Массовая информация – это сообщения информационного характера, подготавливаемые и распространяемые СМИ для информирования населения, в том числе реклама товаров и услуг. К неконфиденциальной информации можно отнести: произведения науки и литературы, официальные документы и другую открытую информацию. Конфиденциальная (от латинского слова confidentia – доверие) – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ и подлежит дальнейшей защите ее собственником в зависимости от степени секретности.
Отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов и технологий, а также защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, называются информационными правоотношениями. Рассмотрим правовое регулирование этих отношений. Для этого проанализируем основные законодательные акты, содержащие информационно-правовые нормы.
Впервые информационные права и свободы были закреплены во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Декларация провозглашает следующий состав информационных прав: каждый человек должен обладать всеми правами и свободами (ст.2); право человека на защиту закона от вмешательства или посягательства на его личную и семейную жизнь (ст.12); право на свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст.19); право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (ст.27). Перечисленные информационные права были развиты в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
Правовые нормы, закрепляющие основные информационные права и свободы человека и гражданина, содержатся в ч.3 ст.15, ст. 23,24,29,33, ч.3 ст.41,42,43,44, ст.45,55, ч. 3 ст.56 действующей Конституции РФ. Среди конституционных прав и свобод на информационную сферу выделим следующие: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2); каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.2 и 3). Основной объем информационных прав и свобод содержится в ч.4 ст.29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления также закреплено в ст.33 Конституции РФ.
Свобода производства и распространения массовой информации гарантируется ч.5 ст.29: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». В этой связи особой внимание в Конституции уделено вопросам защиты государственной тайны. Так, согласно ч.4 ст.29, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Защита личной тайны, конфиденциальность информации о личности или персональных данных устанавливаются следующими нормами Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст.23). Эта же статья гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст.24 ч.1). Статья 42 гарантирует каждому человеку и гражданину право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Конституция РФ защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации. Запрещается пропаганда или агитация, разжигающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст.29 ч.2). «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15. ч.3).
Важным шагом в развитии информационных отношений стало признание информации в качестве объекта гражданских прав Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.128). В качестве объекта самостоятельного оборота рассматривается только информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в следующих случаях: когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, если к ней отсутствует свободный доступ на законном основании или обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Таким образом, законодатель выделил в качестве объекта самостоятельного оборота из всего объема информационных отношений только те, которые представляют материальную ценность.
Отдельные информационно-правовые нормы включают следующие виды законодательства: административное (определяется компетенция и ответственность органов государственной власти по формированию и использованию информационных ресурсов); уголовное (устанавливается ответственность за нарушение порядка предоставления информации и распространение недоброкачественной информации), трудовое (регулируются новые формы и виды трудовой деятельности в информационной сфере).
На современном этапе развития права информационное законодательство можно выделить в самостоятельную отрасль права. В первую очередь к актам, целиком посвященным вопросам информационного законодательства относится Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995г. «Об информации, информатизации и защите информации». В нем регулируются отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления информации потребителю; создании и использовании информационных ресурсов, технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах. Закон не затрагивает отношения, возникающие в связи с созданием и распространением произведений науки, литературы и искусства, а также фонограмм, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Эти отношения урегулированы законом от 09.07.93г. «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19.07.95г.).
Для создания условий эффективного участия и защиты интересов России в международном информационном обмене в июле 1996 г. был принят закон «Об участии в международном информационном обмене». Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении массовой информации осуществляется законом РФ от 27.12.91г. «О средствах массовой информации».
Вышеперечисленные акты не являются исчерпывающим перечнем информационного законодательства, насчитывающего сотни документов. Однако темпы развития информационных отношений намного опережают «скорость реагирования» российских законодателей. Десять лет назад юридическая общественность обозначила ряд проблем и противоречий в нормативных документах, требующих правовой регламентации. Назовем лишь некоторые из них: регулирование использования информации с ограниченным доступом в условиях применения глобальных сетей, закрепление и разграничение полномочий и ответственности в области информационных ресурсов между государственными органами различных ветвей и уровней, финансово-экономические отношения в сфере формирования и использования информационных ресурсов.