Правовое положение Президента РФ

Д.А. Медведев.

высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти,[1][2]; также является гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации[3].

Изначально (в 1991) президент России избирался на 5 лет. В конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После поправок к конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов Президент Российской Федерации будет избираться на шестилетний срок полномочий.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года№ 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»

Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе конституции Российской Федерации.

Наряду с функциями главы государства президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации.

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране», в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

На основании четвёртой главы конституции президент России осуществляет следующие полномочия:

§ назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;

§ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

§ принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

§ представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

§ по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

§ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

§ формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

§ утверждает военную доктрину Российской Федерации;

§ формирует администрацию президента Российской Федерации;

§ назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;

§ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

§ назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

§ назначает выборы Государственной думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;

§ распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;

§ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

§ вносит законопроекты в Государственную думу;

§ подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;

§ обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

§ Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

§ Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

§ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

§ ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

§ подписывает ратификационные грамоты;

§ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.

§ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.

§ решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

§ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

§ осуществляет помилование.

В процессе осуществления своих полномочий президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения президента Российской Федерации не должны противоречить конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Государственная Дума.

Основные фракции: «Единая Россия»,Фракция Коммунистической партии Российской Федерации, Фракция Либерально-демократической партии России, Фракция партии «Справедливая Россия»

Госуда́рственная ду́ма (кратко — Госду́ма) — одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной думы — четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет[4].

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 годах. Ближайшие выборы в Государственную думу намечены на 4 декабря 2011 года.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы.

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

§ дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

§ заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

§ решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

§ назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;

§ назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

§ назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

§ объявление амнистии;

§ выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Реформа Совета Федерации.

Председатель — Миронов Сергей Михайлович.

Первый период формирования (янв 94 – янв 96)

В переходных положениях Конституции РФ 1993 года было указано, что первый состав СФ на два года избирается гражданами по двухмандатным округам, а далее порядок формирования СФ необходимо было установить отдельным законом.

Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 года. СФ заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996.

Практическая деятельность выборного СФ показала, что он не всегда выполняет отведённой ему авторами Конституции роли «фильтра» принимаемых Государственной Думой законов и нередко голосует за преодоление президентского вето.

Председатель — Шумейко Владимир Филиппович (избран 13 января 1994 года — постановление Совета Федерации № 9-I СФ, полномочия депутата Совета Федерации первого созыва прекратились с момента начала работы Совета Федерации нового созыва 23 января 1996 года), депутат от Калининградской области.

Список депутатов Совета Федерации России (1993—1996)

2 период формирования 1996-2000

Реформа СФ была призвана сделать его политически более близким исполнительной власти. В декабре 1995 года был принят закон, по которому губернаторы (главы региональной исполнительной власти) и председатели законодательных собраний субъектов Федерации входят в СФ по должности. При этом СФ не мог функционировать на постоянной основе, а лишь собирался в Москве на регулярные сессии.

Этот состав СФ был сформирован 23 января 1996 и заседал с 23 января 1996 по 26 декабря 2001.

Председатель — Строев Егор Семенович (избран 23 января 1996 года — постановление Совета Федерации № 9-СФ, освобожден от должности 5 декабря 2001 года — постановление № 358-СФ; избран почетным Председателем Совета Федерации 5 декабря 2001 года — постановление № 360-СФ), глава администрации Орловской области.

3 период формирования август 2000- наст вр

Целью следующей реформы, предложенной президентом Путиным, стала замена губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона).

Главы региональной исполнительной власти были, таким образом, лишены возможности самостоятельно заниматься лоббированием своих интересов в столице и участвовать в партийной и политической деятельности на федеральном уровне. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный совет, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.

Третий Совет Федерации был окончательно сформирован к 1 января 2002 на неограниченный срок и заседает в полностью обновлённом составе с 16 января 2002. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года.

Председатель — Миронов Сергей Михайлович (избран 5 декабря 2001 года — постановление Совета Федерации № 359-СФ, освобожден от должности 29 января 2003 года — постановление № 5-СФ, избран 29 января 2003 года — постановление № 7-СФ, освобожден от должности 30 марта 2007 года — постановление № 106-СФ, избран 30 марта 2007 года — постановление № 107-СФ, освобожден от должности в 2011 году), представитель от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Правительство РФ.

Наши рекомендации