Новая восточная политика канцлера фрг вилли брандта
В 1968 году в ФРГ пришла коалиция социал-демократов. Главный тезис Брандта: бескомпромиссная конфронтация с СССР не решит германского вопроса никогда, она только еще больше усложнит обстановку в Европе - следовательно, необходимо налаживать контакт.
В 1969 годы ФРГ присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия (неожиданно для США).
В 1970 году Грандт поехал в Москву и подписал договор с СССР, главным пунктом было признание со стороны ФРГ границ. ФРГ отказывается от всех и всяких притязаний на польской и советской территории, которые по Ялтинско-Подсдамской конференции отошли к Польше и СССР. ФРГ признает принцип суверенного равенства (он признает границу между ФРГ и ГДР). Этот договор ратифицировали большинством в два голоса. В том же году поехал в Варшаву и подписал договор с Польшей по содержанию аналогичный договору с СССР.
То, что он сделал, позволило в 1971 году решить вопрос по Западному Берлину (это проблема была острейшей). В сентябре было подписано четырехстороннее соглашение по Западному Берлину:
Западная часть Берлина - это особая территория, находящаяся под управлением союзных государств;
Западный Берлин -не является частью территорией ФРГ (именно этого хотел СССР).
Не применять силу в районе Западного Берлина.
Со стороны СССР было положение о беспрепятственном пропуске грузов в Западный Берлин.
В 1972 году Вилли Брандт подписан договор с ГДР. Стороны признали суверенное равенство: ФРГ признали независимость ГДР и признали границу между ними. Был внесен специальный пункт: не решать вопросы между ФРГ и ГДР силой или угрозой применения силы. Это означало то, что Брандт отказался от доктрины Хольштейна (доктрина непризнания ГДР). В 1973 году ГДР и ФРГ были приняты в ООН.
В 1973 году был подписан договор с Чехословакией: признать Мюнхенское соглашение 1938 года недействительным с момента его подписания. Остальные положения касались нерушимости границ, суверенное равенство и так далее.
Во многом благодаря деятельности Вилли Брандта был ликвидирован серьезный очаг напряженности в Европе.
В1971 году ему присудили Нобелевскую премию.
В начале 70-х годов взаимные визиты Никсона и Брежнева сыграли значительную роль. В 1972 году был подписан договор об основах взаимоотношений между СССР и США. Это уникальный договор: были выдвинуты 12 принципов взаимоотношений (фактически это принципы мирного сосуществования).
В 1973 году было подписано бессрочное соглашение о неразвертывании ядерной войны друг против друга.
Эти соглашения подготовили почву для создания системы коллективной безопасности.
Сам процесс создания европейской системы коллективной безопасности прошел в три этапа:
1) июнь 1971 года: в Хельсинки на уровне министров иностранных дел.
2) август 1973-июль 1975 года на уровне экспертов в Женеве: подготовка текстов для подписания;
3) Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 года -Хельсинский акт (это заключительный акт общеевропейского совещания).
СБСЕ - совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1994 года -ОБСЕ).
Подписали этот акт 33 страны (все европейские страны за исключением Албании плюс США и Канада). Заключительный акт как и все решения состоял из трех частей:
1) Политическая часть: главный документ -Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.
Это 10 принципов, которые были не просто названы, а прокомментированы: Суверенное равенство; нерушимость границ; неприменение силы или угрозы применения силы; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров (обязательства всех стран урегулировать споры только мирными средствами); невмешательство во внутренние дела; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; уважение прав человека и основных гражданских свобод (на этом принципе настояли западные державы); сотрудничество государств (в любой сфере и на равноправной основе); добросовестное выполнение международных обязательств по международному праву.
Документ о мерах по укреплению доверия: уведомление за определенный срок о крупных военных маневрах, наблюдатели за этими маневрами (в 1980-е годы это стало самостоятельным направляем).
2) взаимоотношения в сфере экономики, науки, техники и окружающей среды.
Стороны соглашались предоставить друг другу режим наибольшего благоприятствования (это определенные льготы, пониженные тарифы и так далее).
3) гуманитарная составляющая об уважении индивидуальных прав человека и гражданских свобод (здесь шли обостренные споры). Здесь было перечислено все вплоть до права на воссоединение семьи, свободный выезд за границу, обмен в области информации, культуры, образования и так далее. На таком расширенном толковании настояли Западные державы. Но в условиях холодной войны это воспринималось так, будто за этим последует критика порядка в социалистических странах.
В заключение говорилось о необходимости процесса ОБСЕ, включая встречи на высшем уровне.
Как охарактеризовать заключительный акт?
- с одной стороны, это содействовало разрядке международной напряженности;
- с другой стороны, эти решения были компромиссны, они содержали противоречия, из которых выбраться не так уж и просто:
Противоречия в отношении смыслового толкования двух принципов:
нерушимость границ и право народов распоряжаться своей судьбой. Соцстраны настаивали на нерушимости границ, западные страны настаивали на принципе, который придумал Ленин, на праве народов. Это означает, что если народ ГДР и ФРГ решит объединиться, то это противоречит принципу нерушимости границ. В 1990-м году Германия воссоединилась: нерушимость границ воспринимается, как такой факт, что границы нельзя изменять при помощи силы (то есть нерушимость не значит неизменчивость);
Территориальная целостность и право народов распоряжаться своей судьбой: между этими принципами так же существует противоречие.
Противоречие между принципом невмешательством во внутренние дела и гуманитарной корзиной. СССР апеллировали в основном к принципу невмешательства во внутренние дела, а Запад -к гуманитарной корзине.
Стали проводиться встречи регулярные и конференции в верхах согласно заключительному акту.
В тот период речь идет не только о положительной характеристике. Слабости связаны со следующем:
Процесс ОБСЕ не учитывал изменения международной обстановки;
Абсолютное большинство членов ОБСЕ это Евросоюз, это 27 из 34 государств. Где здесь может быть самостоятельность?
У ОБСЕ нет серьезных полномочий, как претворять в силу решения, если нет вооруженных сил. Решения ОБСЕ принимает решения по принципу "консенсус минут один голос" ( один голос- это тот, кто этот консенсус предлагает).