Структура механизма государства – это его внутренне строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, взаимосвязь и соотношение

В юридической литературе существует два подхода к определению структуры механизма государства:

1. Состоит из государственных органов,

2. Состоит из нескольких единиц:

· государственные органы – находятся в тесной взаимосвязи и иерархической соподчиненности

· государственные учреждения, а также предприятия – наделенные общесоциальными функциями (музеи, учебные заведения, органы здравоохранения и др.)

· государственные служащие – их деятельность заключается только в управлении

· организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата

23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы – это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Эти принципы закреплены в законах и обязательны для применения. В литературе выделяют несколько критериев определения принципов. Выделяют:

  • общие и частные
  • социально-политические и организационные
  • принципы формирования и деятельности государственного аппарата

Принципы формирования государственного аппарата:

  1. принцип разделения властей – позволяет исключить произвол со стороны одной из ветвей власти
  2. принцип демократизма – выражается в широком участии граждан в формировании государственных органов (на референдуме, выборах)
  3. принцип федерализма – означает, что существуют государственные органы 2-х уровней, принцип отражает учет интересов субъектов федеративного государства
    1. общефедеративные
    2. субъектов федерации
  4. принцип равного доступа граждан к государственной службе – не существует ограничений ни по полу, ни по национальности и т.д.
  5. внепартийность государственной службы
  6. отделение ее от религиозных объединений (церковь отделена от государства)

Принципы функционирования государственного аппарата:

  1. принцип законности – отражает всеобщность требования соблюдать и исполнять законы всеми государственными службами
  2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Отражает требования ст.2 К РФ
  3. принцип гласности – обеспечение информирования населения о практической деятельности государственных органов (через средства информатизации населения)
  4. принцип иерархичности – соподчинение государственных органов различных уровней и обязательность решений вышестоящих органов у нижестоящих
  5. принцип сочетания выборности и назначаемости
  6. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.
  7. принцип профессионализма. Создает условия для использования наиболее квалифицированных кадров в деятельности государственного аппарата.
  8. ответственность служащих за принимаемые решения (юридическая и моральная ответственность)

24. Орган государства: понятие, признаки и виды.

Орган государства – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная самостоятельная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно властными полномочиями и необходимыми мощными средствами для осуществления задач и функций государства.

Признаки:

  1. самостоятельная часть государственного механизма,
  2. орган государства организован и действует на основании КРФ и иных законов,
  3. он наделен государственно-властными полномочиями, т.е. такими, которые позволяют ему принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию, применяя государственное принуждение,
  4. орган государства выполняет свойственные только ему задачи и функции. Для этого он наделяется соответствующей компетенцией. Орган наделен правом издания юридических актов, они содержат общие и индивидуальные правовые предписания,
  5. орган государства имеет соответствующую структуру, материальную базу, финансовые средства, необходимые для осуществления его компетенции,
  6. по общему правилу, орган государства состоит из коллектива государственных служащих – гражданин РФ, осуществляющий профессиональную деятельность на государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета.

Классификация органов государства:

  1. по юридическому источнику легитимности:

· первичные, устанавливаются для выполнения задач и функций государства (Президент, Федеральное собрание)

· вторичные, учреждаемые для функционирования первичных органов (администрация Президента, аппараты палат ФС)

  1. по принципу разделения властей:
    • законодательные,
    • исполнительные,
    • судебные,
  1. по иерархии:
    • федеральные,
    • субъектов федерации,
    • местные,
  1. по срокам полномочий:
    • временные,
    • постоянные,
  1. по порядку осуществления компетенции:
    • коллегиальные,
    • единоличные,
  1. по правовым формам деятельности:
    • правотворческие,
    • правоприменительные,
    • правоохранительные,
  1. по характеру компетенции:
    • органы общей компетенции,
    • органы специальной компетенции (Государственная Дума).

25. Понятие, сущность и определение права.

Право – это система общеобязательных формально-определенных создаваемых или санкционируемых государством и им обеспеченных юридических норм, регулируемых поведение людей в соответствии с выраженной в нем государственной воли.

Признаки права:

  1. его связь с государством. Государство либо непосредственно принимает юридические нормы, либо санкционирует (признает) существующие правила поведения. Право обеспечивается государственным принуждением, применения санкций за его нарушения.
  2. государственно – волевой характер права. право – это продукт сознания и воли людей. Этот признак наиболее ярко проявляется во время проведения референдума. Здесь народ непосредственно выражает свою волю при принятии наиболее важной для него НПА, например КРФ. Волевой характер права проявляется в том, что оно реализуется через волевую деятельность людей (в форме исполнения, использования, соблюдения, применения, в правоотношениях). Право выступает формой выражения государственной воли общества. Это проявляется в различных формах социальной жизни по разному. Например: в семейном праве, в гражданском праве, отражаются частные интересы людей, а в экологическом праве – интересы всего населения.
  3. общеобязательность права. Право императивно, его требования категоричны. Особенностью этого признака является то, что общеобязательность права проявляется в особом юридическом смысле. Оно общеобязательно для всех людей, попавших в типичную жизненную ситуацию.
  4. формальная определенность. Право определяет вид и меру дозволенного поведения. Права и обязанности сторон четко определены, и имеют границы. За нарушение требований юридических норм наступает юридическая ответственность. Она фиксируется в санкциях эти норм. Этот признак права находит сове выражение в том, что нормы права создаются в НПА, нормативных договорах и иных формах права, право носит писанный характер.
  5. нормативный характер права. Означает, что оно состоит из норм правил поведения и отправных установлений.
  6. системность. Право это не сумма и не некая совокупность юридических норм. Оно имеет свою внутреннюю форму, структуру. Нормы права объединяются в институты и отрасли. Это позволяет праву действенно функционировать.

Подходы к сущности права:

  1. классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса,
  2. обще-социальный подход, который рассматривает право, как выражение компромисса между классами, группами и слоями общества.

26. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

Право в общественном смысле – это способность лица действовать определенным способом, или пользоваться каким – либо благом. Это право выражено в нормах закона, подзаконных НПА и других. Оно исходит от государства, не зависит от воли и желания конкретных людей, поэтому оно объективно.

Право в субъективном смысле – это вид и мера возможного поведения людей. Оно зависит от его воли, желания и возможности, права, законные интересы, подкрепление обязанностью государства обеспечить их нормами государственного принуждения.

Право в объективном смысле – это система юридических норм, выраженных в соответствующих НПА и иных формах права независящих от воли и желания отдельных лиц.

Право в субъективном смысле – это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из НПА и иных форм права и зависящие от их воли и сознания.

27. Принципы права: понятие и виды.

Наши рекомендации