Россия в поиске объединяющей национальной идеи
Проведение экономических и политических реформ в России выявило много проблем. Сегодняшняя действительность ставит ряд вопросов.
• Является ли необходимым идеологическое обоснование реформ?
• Возможна ли в России государственная идеология?
• Какая идея может объединить Россию?
• На какую социальную базу опирается то или иное идеологическое течение в России?
Попытаемся разобраться и ответить на эти вопросы. Начнем с того, что реформы требуют идеологического обоснования. Идеология дает возможность определить, во имя чего проводятся реформы, каковы их цели и средства. Если идеология находит широкую поддержку у основной массы населения, то реформы пойдут быстрее, если же нет, реформы растянутся на долгие годы. Практика показывает, что в стабильной обстановке господствующая идеология признается подавляющим большинством людей, в то время как в переходные периоды истории обостряется борьба различных идеологических течений. В России сейчас осуществляется переход к демократии и рынку. Этот переход пытаются обосновать представители самых разных идеологических направлений.
Что касается второго вопроса, то на него не может быть однозначного ответа. В условиях тоталитарного общества в бывшем СССР господствовала единая государственная идеология — коммунистическая. После ее крушения в обществе была сделана попытка сформулировать и обосновать какое-то единое мировоззрение, создать новую государственную идеологию, способную объединить всех людей вокруг определенной системы ценностей, идей и побудить их к более активной деятельности на пути реформ и модернизации страны.
Однако одновременно возникает следующий вопрос: какую же идею избрать в качестве государственной? В этой связи ученые
выдвигают различные точки зрения. Одни предлагают патриотическую идеологию, обосновывая ее национальной сплачивающей идеей, необходимой'обществу в период модернизации. Другие считают, что России нужна идеология либерализма: опора на индивидуализм, минимизация роли государства в экономике, свободный рынок, экономическая и политическая стабилизация. При этом утверждается, что данная идеология уже стала господствующей сегодня. Однако итоги выборов в Государственную Думу 2003 г. показали поражение либеральных партий — СПС и «Яблока».
Третьи полагают, что, хотя марксизм-ленинизм потерпел идейный крах, идеи коммунизма еще долгое время будут жить в народе, и предлагают социалистическую идею (в ее социал-демократическом или коммунистическом варианте), слегка обновленную и применимую к современному процессу реформ, имея в виду в первую очередь социально ориентированную рыночную экономику.
Некоторые пытаются соединить второй и третий варианты и предлагают так называемый социал-либеральный вариант политической идеологии и практики. Имеются сторонники возрождения страны с помощью христианско-православных идей, возрождения духовности, культуры, традиций России.
Если мы движемся в сторону демократии, то должны помнить, что одним из ее критериев выступает политический и идеологический плюрализм. Поэтому идея создания государственной идеологии представляется утопичной. Необходимо использовать все лучшее из достижений основных политических идеологий современности.
Некоторые предлагают идеологию экономического подъема. С этим можно согласиться, если иметь в виду синтез лучших идей либерализма, консерватизма и социализма, направленных действительно на решительный подъем экономики и повышение материального благосостояния трудящихся. В то же время никогда нельзя забывать о национальных особенностях России, ибо специфику любой форме идеологии придает национальная окраска.
Невозможность создания единой, универсальной государственной идеологии подтверждается и тем, что ни один из представленных вариантов идеологических обоснований реформ не имеет под собой устойчивой социальной базы. Чисто западный вариант либерализма предполагает опору на средний класс,
у нас же этот класс пока составляет не более 15—20% общества, тогда как в США и Великобритании — около 70%.
Консервативную идеологию на Западе поддерживают предприниматели и академическая элита. В России слой национальных предпринимателей, буржуазии слишком узок, да и в самом консерватизме слишком много течений — от монархистов до умеренно правых, которые до конца еще не определились в своих идеологемах.
Социал-демократическую идеологию в западном варианте представляют основные массы трудящихся, интеллигенция, работающая по найму, и другие слои. В нашей стране ее пропагандирует небольшой слой интеллигенции, не имеющий сильного влияния на массы и не имеющий заметных политических лидеров. В итоге по содержанию основные идеи привлекательны, но они активно не пропагандируются и не находят широкой поддержки.
Коммунистический вариант социалистической идеи поддерживают маргинальные слои, пенсионеры, рабочие предприятий, не получающие зарплату, безработные. Основные же массы отвергают этот вариант как возврат к тоталитарному прошлому. Однако поддержка коммунистического варианта остается весьма существенной. Об этом говорят данные голосования по выборам в Государственную Думу—95 и 99: коммунисты получали тогда большинство голосов вследствие нестабильной социально-экономической ситуации в стране.
Таким образом, логика проведения реформ показывает, что необходимо опираться на лучшие достижения каждого направления в идеологии. В то же время, пока не будут сформированы широкие социальные слои, заинтересованные в реформах, ни одна из идеологий не получит достаточной поддержки и распространения в массах. А для этого нужны реальные успехи реформаторов в экономической, социальной, культурной жизни, повышении материального благосостояния всего народа.
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Что вы понимаете под политической идеологией?
2. Какова роль политической идеологии в обществе?
3. Почему без социальной базы не может существовать ни одна идеология?
4. Назовите основные черты политической идеологии либерализма.
5. Что нового вносит неолиберализм в развитие идей классического либерализма?
6. Охарактеризуйте консервативную идеологию, сравните ее с неоконсерватизмом. Какими чертами характеризуется социал-демократическая идеология?
7. Чем вызвана необходимость идеологического обеспечения реформ в России?
8. Какая идеология нужна сегодня России?
ЛИТЕРАТУРА
Галкин А. Консерватизм как система ценностей: взлеты и падения// МЭиМО. 2001. №2.
Князев Ю. О российской общественной идее// Власть. 2001. № 2.
Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М.: Книга и бизнес, 2004.
Малинова О.Ю. Либерализм и концепт нации // ПОЛИС. 2003.
№2.
О российской национальной идее // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2003. № 2.
Ойзерман Т.И. Является ли либерализм только идеологией? // Социологические исследования. 2003. № 3.
Павленко В. Перепутье российского либерализма // Обозреватель. 2004. № 5.
Пляйс Я.А. Современная Россия в поисках политической идеологии и общенациональной идеи // Основы стабильности общества: теория и практика. М.: ФА, 2001. Гл. 6.
Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г.
Селиванова В.Ю. Национализм-патриотизм: попытка переосмысления понятий // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2003. № 1.
Сентябрев А. Терроризм и идеология // Обозреватель. 2004. № 4.
Соловьев А. Политическая идеология в российском транзите // Власть. 2001. № 8.
Ступникова М., Федотов А. Либерально-консервативная концепция государства и Россия // Власть. 2005. № 6.
Честнейший Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие // ПОЛИС. 2006. № 4.