Общие закономерности возникновения государства, его признаки ( публичная власть, территориальные подразделения граждан, суверенитет, налоги и сборы, связь с правом )
Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов
Государство представляет собой конкретно – историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле, причем на различных территориях государства образовывались в разное время и разными способами. Однако, создав государства, люди попали под их растущие властные устремления, собственные интересы и влияние. В дальнейшем, стремясь поставить государство под свой контроль, люди в то же время понимали невозможность своего существования без него.
Возникновение государства – закономерный этап развития человеческого общества, отделяющегося от остального живого мира и переходящего к иным формам совместного проживания по законам возрастания своих потребностей. Удовлетворение новых потребностей осуществлялось посредством активного познания действительности, общественного разделения труда при постоянном объективном обособлении его новых видов, а также опыта, знаний, навыков и умений между отдельными группами людей. Разделение труда породило различные формы социальной неоднородности и неравенства: частную собственность, богатых и бедных. Этого не было в догосударственном обществе, в котором люди могли выжить только сообща, приспосабливаясь к природе и удовлетворяя лишь примитивные потребности, не разделяя индивидуальные и общие интересы, права и обязанности.
Постоянное усложнение социальной системы, какой является общество, привело к необходимости управления ею. Имущественное расслоение, обусловленное накопление излишков в результате разделения труда, было источником недовольства для бедных и в то же время опасности для богатых, что делало невозможным прежнее совместное существование. Возникла потребность в охране нажитого богатства т новой организации управления обществом.
Таким образом, возникновение государства было обусловлено прежде всего социальными факторами, делением общества на классы богатых и бедных. Однако, наряду с ними, на формирование государства повлияли и демографические, психологические, географические, внешние факторы. Население росло, племена постепенно переходили от кочевого к оседлому образу жизни. Не менее важными причинами были природный страх человека, стремление защититься от других людей посредством «третьей» силы. Возникновение и развитие государства заметно быстро происходило там, где имелся выход к морям, крупным рекам и проходили торговые пути, в других же районах этот процесс протекал медленнее. Наконец, появилась необходимость защиты от воинствующих соседей, стремившихся удовлетворить свои потребности захватом новых территорий и порабощением местного населения. Там, где такое происходило, также появлялась потребность в новом управлении обществом.
Под понимается его устройство и организация власти. Ее содержание составляют правление, государственное устройство и политический режим, каждый из которых имеет свои формы.
Форма правления – это организация верховной власти государства, порядок образования и полномочия его органов, степень участия населения в его формировании. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или выборным коллегиальным органом. По этому признаку выделяются монархические и республиканские формы правления ( монархия и республика ).
Монархией называется государство, в котором высшая власть принадлежит одному лицу и которое пользуется ею по своему усмотрению. Монарх может быть избран или прийти к власти путем захвата. В дальнейшем власть монарха передается по наследству ( преемству). У монарха находится вся основная власть, от него или с его разрешения исходят и общеобязательные правила поведения, называемые правом. Монарх единолично представляет свое государство в международных отношениях и может распоряжаться его территорией, благами и людьми. Власть монарха освящается церковью.
Другой разновидностью монархической формы правления является конституционная (ограниченная) монархия, которая подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Ограниченная монархия обычно приходит на смену абсолютной монархии, поэтому является более прогрессивной формой правления.
В дуалистических монархиях ( Италия, Австрия, Румыния в прошлом ) у монарха остается вся полнота исполнительной власти, право формировать правительство, назначать и смещать различных должностных лиц.
В парламентских монархиях ( современные Англия, Бельгия, Швеция ) назначенные монархом министры зависят от доверия парламента. Правовое положение монарха существенно ограничено парламентом, который может решать вопросы о выделении средств на его содержание.
При республиканской форме правления высшая государственная власть принадлежит периодически избираемому народом представительному органу, осуществляющему законодательную власть.
Республики подразделяются на аристократические и демократические, парламентские и президентские.
В аристократических республиках в выборах представительного органа участвуют только привилегированные слои населения. В демократических республиках в выборе представительного органа участвуют все совершеннолетние граждане.
При парламентских республиках деятельность должностного лица исполнительной власти контролируется парламентом, который имеет право самостоятельно отстранять их от должности за неисполнение законов.
Президентская республика характеризуется тем, что президент признается главой государства и избирается населением непосредственно. Он имеет широкие полномочия по формированию правительства, руководит вооруженными силами, осуществлять собственное нормотворчество.
Под формой государственного устройствапонимается административно – территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между частями государства, центральными и местными органами. От формы государственного устройства зависит реализация и качество прав многих людей.
По форме устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарные государства ( Италия) отличаются неделимостью территории, прямым распространением высшей власти на все ее части. Имеющиеся в унитарных государствах административно – территориальные единицы не имеют собственного законодательства, их органы не наделены самостоятельной государственной властью.
Федерация – это сложное государство, представляющее собой союз двух или более государств. В федерации образуются не только высшие органы власти, решения которых обязательны на территории всей страны, но и органы власти государств, находящихся в ее составе.
Конфедерация – объединение суверенных государств, которые могут быть как унитарными, так и федеративными. Они создаются на время, для достижения определенных целей. Члены конфедерации остаются членами международного права, имеют собственное гражданство, систему органов власти.
Правильно и вовремя решенные вопросы государственного устройства обеспечивают целостность государства, его стабильное развитие.
Политический режим представляет собой менее формализованную и долее изменчивую характеристику. Это практический характер взаимоотношений органов и должностных лиц государства с гражданами и негосударственными образованиями в обществе. Разновидностей политического режима, зависящего от формы правления и государственного устройства, кадрового наполнения государственных органов, международной обстановки, уровня государственно – правовых знаний у населения и других факторов, выделяют много: демократический, тоталитарный, олигархический, полицейский, авторитарный, фашистский и т.п. Однако все они могут быть объединены в две большие группы: демократический и антидемократический.
Чтобы определить принадлежность государства к той или иной форме бывает весьма затруднительно. Например, некоторые государства, провозглашая себя республиками, устанавливают такой статус и полномочия главы государства, который в большей степени свойствен монархам. Другие, напротив, продолжая именоваться монархиями, предоставляют подданным широкие права в различных областях жизни, в том числе избирательные права. Ни одна конституция государства не закрепит, что оно является тоталитарным, фашистским или антидемократическим. Поэтому при отнесении конкретного государства к той или иной форме нельзя ограничиться некритическим восприятием его характеристик в конституции или официальной идеологии. Для этого требуется тщательное изучение государственно – правовых установлений и практики их осуществления.
Общие закономерности возникновения государства, его признаки ( публичная власть, территориальные подразделения граждан, суверенитет, налоги и сборы, связь с правом )
Признаки государства отличают его от догосударственной организации общества и негосударственных организаций существующих в нем (политических партий, различных объединений). К этим признакам можно отнести следующие:
- Наличие аппарата управления (публичная власть). Этот аппарат иногда называют публичной властью, но это неверно, поскольку аппарат не сам является такой властью, а лишь осуществляет ее. Он состоит из системы органов, осуществляющих различные функции государства. Люди, занятые в них, не производят материальных или духовных благ, но пользуются ими. Они призваны действовать в интересах государства и его народа. В зависимости от формы государства свои должности они получают по наследству, избранию, назначению или замещению.
В аппарате управления выделяются органы принуждения, к которым относятся входящие в систему современных органов исполнительной власти и подчиненные им вооруженные силы, полиция, уголовно – исполнительные учреждения, контрразведка и т.п. Их назначение – принуждение всего населения жить по законам государства.
-Четко определенная территория. Государство осуществляет свою власть на определенной территории, границы которой зафиксированы в правовых документах. Территория государства, за редкими исключениями, имеет административно – территориальное деление ( на округа, области, провинции, штаты, графства, кантоны, районы и т.п.), образуемое властью для облегчения управления. В образованных административно – территориальных единицах имеются свои органы власти, подчиненные верховной (центральной) власти.
-Постоянное население (территориальные подразделения граждан). На территории государства постоянно проживает определенное количество населения, что достигается не только невозможностью для большинства людей постоянного перемещения в пределах и за пределами территории государства, но и признанием их с рождения, а также в некоторых других случаях, гражданами определенного государства, наделением их состоянием гражданства.
Гражданство обычно определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане государства исполняют обязанности, предусмотренные его законами. Наличие на территории государства некоторого числа постоянно проживающих людей, не являющихся его гражданами, а также граждан, живущих за пределами территории государства, не означает порывание связи со своим государством, а свидетельствует о предоставлении человеку государством определенных прав и свобод. Устойчивость связи граждан с государством доказывается и тем, что случаи добровольного выхода из гражданства или лишения гражданства очень редки.
-Суверенитет. Государство осуществляет свою власть на определенной территории и в отношении проживающего на ней населения. При этом население не подчиняется власти других государств, которые обязаны воздержаться от действий, нарушающих власть данного государства. Кроме того, в самом государстве никто не может осуществлять власть государства или отдельные его полномочия без специального на то разрешения. В этом проявляется верховенство власти государства, являющегося неотъемлемой частью его суверенитета. Другой ее частью является независимость государства в межгосударственных отношениях , в решении вопросов международного и мирового значения.
Суверенитет государства может быть принудительно частично ограничен другими государствами в интересах международной безопасности, например для пресечения готовящейся им войны, а также добровольно – по договоренности с другими государствами. Если же власть государства на его территории, особенно в области экономики, ограничивается незаконно или в противоречие с нормами международного права, то такое государство утрачивает свой суверенитет и превращается в колонию (придаток) другого государства.
Суверенная власть развитого государства исходит от народа, основывается на его суверенитете в решении коренных вопросов внутренней и внешней политики государства. Формально такой суверенитет провозглашается признанием народа носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Но такой суверенитет будет реальным только в случае, если народ имеет возможность выражать и реализовывать свою волю через референдумы и выборы в органы власти.
Наряду с государственным и народным суверенитетом в государстве может быть признан суверенитет нации. Нация в государстве – часть народа, обычно большая (например, русские в России). Под суверенитетом нации понимается ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Суверенитет власти государства, народа или нации устанавливается конституцией государства.
- Собственная правовая система (связь с правом). Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных источниках, например, в нормативных правовых актах. В большинстве развитых государств правовая система основывается на конституции ( основном законе ) , принимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты органы государства принимают на основе и во исполнение конституции.
- Налоги и денежная единица(налоги и сборы). Для содержания государственного аппарата и выполнения своих функций государство закрепляет в законах систему налогов. Налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета (казны). Получение государством значительных доходов от продажи природных ресурсов и полезных ископаемых, которые не нужно производить, можно рассматривать как временное явление, поскольку такие ресурсы исчерпаемы.
Налоги в государстве исчисляются и собираются в денежной единице, принятой в нем. Она нередко является единственным законным платежным средством в данном государстве, исключающим официальные расчеты в иностранной валюте. Собственная денежная единица не исключает использование наряду с ней межгосударственных денежных единиц, установленных нормами международного права.
-Символика.Каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн и столицу, являющимися его символами, в которых обобщенно отражаются его история, традиции, памятные события, цели развития. Они идентифицируются государством внутри страны и в международных отношениях.
Исходя из признаков государства, его можно определить как организацию управления обществом, имеющую собственный аппарат управления, осуществляющую власть на определенной территории в отношении проживающего на ней населения.
Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытнообщинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определительный характер). Пути формирования правовых норм.
Деятельность людей, каждого человека в обществе регулируется различными нормами. Такие нормы называют социальными, так как соблюдение их человеком имеет значение для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки:
-формируются в процессе жизнедеятельности людей, развиваясь исторически;
-являются правилами поведения, соответствующими требованиями времени и обстановки;
-представляют собой образцы для контроля за деятельностью людей.
Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. Наряду с правовыми нормами к социальным относятся нормы морали, обычаи, религиозные, корпоративные и технические. Выявление в системе социальных норм места и роли норм права имеет важное практическое значение для определения возможностей и пределов регулирования правом общественных отношений.
Все признаки права, несмотря на различие их содержания, обладают рядом общих признаков, позволяющих ограничить их от ненормативных правовых предписаний и других социальных норм. К числу этих признаков относятся:
-Властность (классово – волевой признак). Этот признак норм права стоит на первом месте, так как они устанавливаются властью государства. До возникновения государства не могли появиться и правовые нормы, посредством которых государство реализует свою власть. Поэтому любая правовая норма, исходящая от государственных органов, содержит властное веление государства.
Властность норм права является их неотъемлемым признаком не только потому, что они регламентируют определенные правила поведения, но и потому, что они устанавливают такие отношения, урегулированность которых правовыми нормами рассматривается руководителями государства как необходимое условие для самосохранения и стабильного развития обществ, нейтрализации хаоса в общественной жизни.
С течением времени отдельные правовые нормы могут утрачивать свою властность, их станет невозможно исполнять в связи с изменившейся социально – экономической обстановкой, стихийными действиями и другими обстоятельствами. В таких случаях государство, реализуя свою власть в новых условиях, обязано своевременно изменить их или признавать утратившими силу. Иначе устаревшие нормы права будут способны породить антиправовой хаос, от которого пострадают люди.
Формальная определенность(формально-определительный характер). По этому признаку правовые нормы отличаются от норм морали, существующих в устной форме. Правовым нормам необходима письменная форма для того, чтобы властное веление государства было выражено в ней четко и недвусмысленно, понято всеми людьми. Правовые нормы письменно закрепляются в нормативно – правовых актах.
Общеобязательность. Данный признак тесно связан с властностью правовых норм. Уклонение от общеобязательной правовой нормы рассматривается как правонарушение.
Общеобязательность позволяет норме права постоянно влиять на общественные отношения. Однако, чтобы норма права могла действовать реально, она сама должна отвечать определенным требованиям:
-не противоречить традициям и интересам большинства граждан государства;
-содержать такие правила поведения, чтобы в жизни не было существенных затруднений в их реализации;
-обстоятельства, предусмотренные нормой права, при которых она подлежит применению, должны быть легко узнаваемыми всеми правоприменителями.
Названные признаки правовой нормы тесно взаимосвязаны. Исходя из этого, нормы права можно определить как властные, письменно закрепленные, общеобязательные правила поведения людей в обществе, установленные государством и охраняемые им от нарушений.
-Право и мораль. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей.
Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобязательными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и категории, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботливость и т.п., тем самым делая их общеобязательными. Ответственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, поскольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и возникло потому, что нормы морали, не снабженные государственным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и надлежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами, каждая из которых пыталась выработать свою мораль.
Существенное влияние морали на право придает ему моральную направленность.
-Право и обычаи.Обычаи – это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей.
Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им большей значимости и обязательности.
-Право и религиозные нормы. Религия издавна использовалась «власть придержащими» как средство для удержания, укрепления и возвеличивания их власти. Ее нормы имели большое воспитательное значение. Не случайно ряд библейских заповедей позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы.
Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.
-Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно, но выражают волю только членов общественных объединений.
Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их сотрудников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.
-Право и технические нормы. Технические нормы – это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Они часто закрепляются в актах органов государственной власти.
В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.
-Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обуславливается его государственным строем, характером отношений классов и социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой.
-Право в силу его общеобязательности ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства.
-Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду.
-Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов – отраслей, институтов и норм.
-Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемы государством нормы права не могут противопоставляться друг другу. Все они образуют право в совокупности и должны применяться только во взаимосвязи.
-Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан.
-Право не совпадает с нормативно – правовыми актами, действующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другими правовыми актами и отменены.
Таким образом, право – это вид социальных норм, возникающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.