Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Конституционные и уставные суды рассматривают дела, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы и споры.

а) контроль за конституционностью правовых актов субъектов Российской Федерации, его договоров с Российской Федерацией и другими субъектами, а также международных договоров;

б) официальное толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации (кроме республики Карелия, Татарстан, Тыва, алтайского и Красноярского краев, Московской и Томской областей);

в) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти субъекта Российской Федерации; между ним и органами государственной власти его административно-территориальных единиц или органами местного самоуправления; между органами местной государственной власти и органами местного самоуправления (за исключением Ингушской Республики, республик Саха (Якутия) и Тыва);

г) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционности закона субъекта Российской Федерации, примененного или подлежащего к применению в конкретном деле (Кроме республик Татарстан, Тыва); разрешение дел в правоприменительной практике (Ингушская Республика и Республика Саха (Якутия));

д) контроль за проведение выборов президента республики (Республика Марий Эл) и решением регионального парламента о назначении референдума (Кабардино-Балкарская республика, Республика Марий Эл);

е) контроль за конституционностью политических партий и иных общественных объединений (республики Башкортостан, Саха (Якутия), Ингушская Республика) разрешение конституционно-правовых споров между общественными организациями и государственными органами;

ж) защита конституции (устава) субъекта Российской Федерации от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях другими должностными лицами и судьями (рассмотрение вопросов, связанных с отрешением от должности); участия в процедуре подтверждения стойкой неспособности президента (главы республики) по состоянию здоровья выполнять свои функции;

з) защита конституции от нарушения парламентом республики путем дачи заключения, служащего основанием для решения вопроса о роспуске парламента (Ингушская республика, Республика Тыва);

И) дача заключений о соответствии конституции республики действующих на ее территории законов, других нормативных актов и международных договоров Российской Федерации, о нарушении республиканского суверенитета федеральными органами государственной власти и управления (республики Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия)).

к) участие в законодательном процессе субъекта Российской Федерации (осуществление права на законодательную инициативу, права на внесения предложений об изменениях и дополнения в конституцию, дача заключений о конституционности предложений о пересмотре некоторых разделов конституции);

Л) иные полномочия, предусмотренные конституцией (уставом) и законами субъектов Российской Федерации (участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом субъекта Федерации, право направлять послания законодательному собранию, право принимать регламент и др.). Несмеянова С. Разграничение компетенции между судами. //Российская юстиция. 2002 г. N 12. С. 42.

38 Третейский суд: порядок образования и деятельности, принимаемые решения, их исполнение.

Третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора).

Третейский судья – физ. лицо, избранное сторонами или назначенное в соглас. сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде.

Третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом.

Третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юр. лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах. Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям ФЗ о третейских судах.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Решение объявляется в заседании третейского суда. Третейский суд вправе объявить только резолютивную часть решения. В этом случае, если стороны не согласовали срок для направления решения, мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий 15 дней со дня объявления резолютивной части решения.

Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в том числе третейским судьей, имеющим особое мнение.

Если стороны не договорились об ином, то любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение 10 дней после получения решения третейского суда обратиться в тот же третейский суд с заявлением о разъяснении решения. Третейский суд вправе разъяснить принятое им решение, не изменяя его содержания.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства.

Постоянно действующие третейские международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, их статус, компетенция, регламент.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышлен­ной палате РФ. Действует на основе Положения о международном ком­мерческом арбитражном суде, утвержденного Законом Российской Фе­дерации "О международном коммерческом арбитраже" от 07.07.93 для разрешения споров, связанных с внешней торговлей и иными внешне­экономическими связями, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, и некоторых других споров. Решения Международного коммерческого арбитражного суда оконча­тельны и обжалованию не подлежат.

40,41,42,43

Система отбора судей. Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи. Роль квалификационных коллегий судей.

Требования, предъявляемые к судьям можно условно разделить на две группы.
1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи.

Общие требования закреплены в К РФ, Законе РФ "О статусе судей в РФ":
- гражданство РФ;
- высшее юридическое образование;
- возраст - не менее 25 лет;
- стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
Помимо данных требований, Закон РФ "О статусе судей в РФ" закрепляет следующие требования:
- сдача квалификационного экзамена;
- получение рекомендации соответствующей квалификационной коллегии судей;
- кандидат на должность судьи не должен совершать порочащих его поступков.
По отношению к судьям вышестоящих судов устанавливаются более строгие требования по возрасту и стажу работы по юр. специальности. Возраст - 30 (для судей судов среднего звена) и 35 (для судей ВС РФ и ВАС РФ) лет; стаж - для судей ВС РФ и ВАС РФ - не менее 10 лет.
2. Требования к судье (к лицу назначенному судьей). (+ см. В.32)
- он должен соблюдать Конституцию РФ и другие законы;
- он не может быть депутатом;
- он не должен принадлежать к политическим партиям и движениям;
- он не должен осуществлять предпринимательскую деятельность;
- он не должен совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой (это не касается научной, преподавательской и творческой деятельности);
- он должен избегать при исполнении обязанностей и даже во внеслужебное время всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности судьи.
Требования к отдельным категориям судей могут содержаться в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время особые требования предъявляются: к судьям КС РФ, они закреплены в ФКЗ "О КС РФ"; к судьям уставных и конституционных судов субъектов РФ, такие требования закрепляются в соответствующих законах субъектов РФ; к судьям военных судов - в ФКЗ "О военных судах в РФ".
Отбор кандидатов в судьи.

Публикация в СМИ объяв. о вакант.должности / проявление инициативы о проверке пригодности конкретного лица занимаемой должности =>

=> подача заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи =>

=> сдача экзамена комиссии, состав которой одобряется Квалификационной коллегией судей по представлению председателя соотв. суда (результаты экзамена действительны в течении 3х лет) =>

=> успешная сдача экзамена – обращение заинтересованного лица в КК с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи =>

=> рассмотрение КК-й заявления, дача ей заключения о рекомендации или отказе =>

=> положительное заключение – передача данных о результатах экзамена и др.материалов, характеризующих кандидата, председателю соответствующего суда =>

=> при несогласии – возврат на повторное рассмотрение вопроса =>

=> положит. заключение направляется председателем суда среднего звена Председателю ВС РФ или ВАС РФ (+ в письм.виде свое мнение) =>

=> в Администрацию Президента РФ =>

=> в Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов =>

=> предложения Президенту РФ по кандидатурам на должности судей.

Порядок назначения на должность судьи.

Судьи высших судов (ВС РФ и ВАС РФ) назначаются решением Совета Федераций по представлению Президента РФ с учетом мнения соответственно Председателя ВС РФ и ВАС РФ.

Судьи остальных федеральных судов назначаются непосредственно Президентом РФ после проверки (см. процедуру отбора выше) Указом Президента РФ.

Назначение завершается принесением присяги.

Мировые судьи и судьи конституционных и уставных судов наделяются полномочиями в порядке, который устанавливается каждым субъектом РФ самостоятельно.
Срок полномочий судьи в РФ, как правило, не ограничен. Исключения закрепляются в законодательстве. В частности, судьи КС РФ - до достижения возраста 70 лет или не более 12 лет. Судьи военных судов - пока находятся на действительной военной службе. Срок полномочий судей субъектов РФ может быть урегулирован в соответствующем законе субъекта РФ. Мировые судьи: при первом назначении не должен превышать 5 лет, при повторном не может быть менее 5 лет.

Досрочное прекращение полномочий судей всех допускается лишь при наличии специально оговоренных в законе условий и с соблюдением установленного им порядка.
Квалификационные коллегии судей. Высшая и субъектов РФ. Занимают особое место в системе органов судейского сообщества. З об органах судейского сообщества, Положение о квалификационных коллегиях судей.

Высшая КК. Срок полномочий 4 года. 29 членов = 18 судья, представляющие суды общей юрисдикции и арбитражные суды высшего и среднего уровней (2 ВС РФ, 2 ВАС РФ, 3 федеральные суда округов, 4 верховных судов республик и тд, 4 арбитражных судов субъектов РФ, 3 военных судов) + 10 представителей общественности + 1 представитель Президента РФ. Судьи избираются тайным голосованием на всероссийском съезде судей.

Возложены решения вопросов, связанных с подбором и расстановкой кадров, обеспечением их независимости, поддержание дисциплины.

КК субъектов РФ. Срок полномочий 2 года. 21 член = 2 судьи верховного суда республики + 5 судей арбитражного суда субъекта РФ + 1 судья гарнизонных военных судов + 3 судьи районных судов + 1 судья КС, 1 мировой судья + 7 представителей общественности + 1 представитель Президента РФ. Количественные изменения допускаются с учетом кол-ва судей, работающих на территории субъекта РФ.

Рассматривают вопросы, аналогичные Высшей КК, но возникающие на уровне субъекта РФ.

Особое значение проведение квалификационной аттестации судей и присвоение им квалификационных классов. Положение о квал.аттестации судей. Повод для аттестации: постановка вопроса о назначении в вышестоящий суд, назначение на очередной срок полномочий, утверждение на должность председателя суда, присвоение квал.класса (их 6 (уровень знаний + з/пл)). Также есть аттестация работников аппаратов судей, им присваиваются чины (юрист 1-3 класса, советник юстиции 1-3 класса, гос.советник 1-3 класса)

44.

Отставка судьи. Этические основы деятельности судей

Отставка судьи — это уход или почетное удаление судьи с должности. Уход может произойти по инициативе судьи и доброволь­но. Для ухода в отставку требуется заявление заинтересованного судьи. Удаление — вынужденный шаг. Оно происходит в случаях истечения срока полномочий судьи (если он установлен), признания недееспособным в предусмотренном законом порядке или из-за болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности. При уходе или почетном удалении судьи в отставку его возрасту не придается такое значение, какое придается ему при увольнении с переходом на пенсию.

Судье, уходящему или удаляемому с почетом в отставку, выплачивается выходное пособие в размере, который не может быть меньше шестикратной месячной заработной платы по оставляемой должности. Если он имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, то по его выбору ему выплачивают пенсию на общих основаниях либо не облагаемое налогом ежемесячное содержание, которое при определенных в законе условиях может составить до 85% заработка судьи. У отставных судей, имеющих меньший стаж, ежемесячное содержание сокращается пропорционально количеству лет, проработанных в качестве судьи.

Пребывающий в отставке судья, как сказано в ст. 15 Закона о статусе судей, сохраняет за собой звание судьи и наделяется, как и активно работающий судья, гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества (см. ниже) и может быть повторно назначен судьей. Ему разрешено работать, например, в органах государственного и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, Государственной Думе или Совете Федерации Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе субъекта РФ (в качестве помощника депутата), а также преподавать в учебных заведениях, заниматься научной деятельностью, литературным или иным творчеством. За ним сохраняется право на бесплатный проезд в общественном транспорте, другие права, которыми наделяются судьи (льготные условия обеспечения жильем, медицинского обслуживания и т.д.).

Отставка может быть прекращена. Это происходит тогда, когда пребывающего в отставке вновь избирают судьей. Допускается прекращение отставки и по иным основаниям: отставной судья не выполняет требования, предъявляемые к судьям (например, он избран депутатом, занимается предпринимательством и т.д.), либо совершил проступок, порочащий его и умаляющий авторитет судебной власти. Прекращение отставки по этим основаниям может быть осуществлено решением квалификационной коллегии по месту прежней работы или постоянного жительства лица, в отношении которого принимается решение.

Когда судья принимает присягу, то «торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть».

Наши рекомендации