Предметы ведения и полномочия РФ
В основном вопросы исключительного федерального ведения закреплены в ст. 71 Конституции РФ.
В области государственного строительства к ведению Российской Федерации относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория России; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и т.п.
В области экономической, социальной и культурной политики вопросами ведения Российской Федерации являются: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (выпуск денег), основы ценовой политики и т.п.
В области внешних сношений, обороны и безопасности к ведению Российской Федерации относятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества и т.п.
В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия вопросами ведения Российской Федерации являются: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство, процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.
Сфера совместного ведения РФ и ее субъектов.
В области государственного строительства в совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В области экономической, социальной и культурной политики к совместному ведению относятся: вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта и т.п.
В области внешних сношений в совместном ведении находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Это означает, что каждая сторона осуществляет свои полномочия в данной сфере, а возможности координации принадлежат Российской Федерации.
В области охраны общественного порядка, прав граждан, деятельности правоохранительных органов, законодательства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Вопросы исключительного ведения субъектов РФ.
Вопросы собственного ведения субъектов РФ можно разделить на две группы: во-первых, субъект РФ правомочен осуществлять определенные полномочия в сферах совместного ведения — на основе и в развитие федеральных нормативных актов; во*вторых, к собственному ведению субъекта РФ относятся также вопросы, не включенные в предыдущую группу.
Обычно к предметам собственного ведения субъектов РФ их конституциями, уставами отнесены:
— принятие конституции, устава, законов и иных нормативных актов субъекта, внесение в них изменений и дополнений, контроль за реализацией;
— установление системы органов государственной власти субъекта, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов;
— административно-территориальное устройство субъекта;
— владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта и управление объектами федеральной собственности, переданными субъекту в управление;
— разработка, принятие и исполнение социально-экономических, культурных, градостроительных и иных программ субъекта;
— разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта;
— учреждение и присвоение почетных званий, наград и премий субъекта;
— сотрудничество с другими субъектами РФ;
— другие вопросы собственного ведения субъекта