Понятие и признаки государства и права. Их роль в жизни общества
Происхождение государства и права
Существует пять основных теорий происхождения государства и права:
1. Теологическая теория – государство и право являются божественным промыслом;
такого мнения придерживались многие восточные мыслители, Фома Аквинский (разделял
божественное и человеческое – управляющее общественными отношениями – право), а так-
же некоторые современные идеологи католицизма и ислама. Теологическая теория не рас-
крывает процесс создания государства и права, а доказательством её правильности может
служить только вера.
2. Органическая теория – государство развивается по эволюционному пути по аналогии
с живыми организмами; в частности, государство можно сравнить с человеком, а право – с
психикой. Источник развития – естественный отбор, выражающийся в конкурентных эконо-
мических отношениях. Подобной точки зрения придерживались ранние позитивисты (Спен-
сер, Вормс).
3. Теория насилия – государство и право возникают в результате действия факторов во-
енно-политического характера (захват одного государства другим, переворот). Известны
разнообразные исторические факты – как поддерживающие, так и опровергающие подобную
теорию. Основные идеологи теории насилия – марксисты (Гумплович, Каутский, Дюринг).
4. Теория общественного договора – каждый человек обладает целым рядом «естест-
венных» прав и свобод, которые, в той или иной степени, нарушаются другими людьми. Для
того, чтобы урегулировать человеческие отношения, необходимы государство и право, воз-
никающие как результат всеобщего соглашения. Появление теории общественного договора
связано с именем Аристотеля, а пик её популярности – эпоха Просвещения.
5. Диалектическая теория, развитая Энгельсом и Лениным, полагает, что государство и
право имеют как экономическую, так и социальную предысторию. Процесс возникновения
государства начинается с общественного разделения труда (происходило в три этапа – отде-
ление земледелия и скотоводства, отделение ремесла, развитие торговли и отделение класса
купцов), приводящего к специализации труда, повышению его производительности и, нако-
нец, расширению масштабов труда. Накопленные блага скапливаются в руках родо-
племенной знати и постепенно превращаются в собственность (единство полномочий владе-
ния, пользования и распоряжения). Важную роль в этом процессе играют такие человеческие
качества как жадность и корыстолюбие.
В диалектической теории люди разделяются: по отношению к орудиям и средствам
производства, по роли в процессе производства, по размеру и доле дохода, получаемого от
производства. Скопление продуктов производства в руках «верхушки» приводит к формиро-
ванию классов, отношения между которыми являются антагонистическими (по Энгельсу,
«люди, имеющие блага, никогда с ними не расстанутся, а люди, обделённые благами, нико-
гда с этим не смирятся»). Государство и право возникают как средство регулирования отно-
шений антагонистических классов.
Понятие и признаки государства и права. Их роль в жизни общества
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
5. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.
6. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
7. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
8. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства.
9. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.
Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем
Выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:
§ Нормативность (устанавливает правила поведения)
§ Общеобязательность
§ Обеспеченность государством
§ Носит объективный характер
§ Формальная определённость — нормы права выражены в официальной форме.
§ Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем
§ Справедливость содержания юридических норм
§ Системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм
3.Формы государства
Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства иполитический режим.
Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики — президентскаяи парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики — советская республика,суперпрезидентская республика.
Форма государственного (территориального) устройства — способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме территориального устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) — сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями также есть конфедеративное государство- это добровольный союз государств, объединеные для достижения определённой цели (чаще всего в оборонтельных и экономических целях)
Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.