Государственная служба. Под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспе­чению исполнения полномочий государственных

Под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспе­чению исполнения полномочий государственных органов.

К государственной службе относится исполнение должнос­тных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».

Государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государ­ственные должности категории «А», при этом, как было отме­чено выше, лица, занимающие государственные должности категории «А» не признаются законом как государственные служащие и, следовательно, на них не распространяется огра­ничения и дисциплинарная ответственность, предусмотренная этим законом.

Государственная служба включает в себя:

1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ;

2) государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

Особенности государственной службы в отдельных государ­ственных органах устанавливаются федеральными законами, например, Федеральным законом «О Прокуратуре РФ» от 17.12.1992 г. в ред. ФЗ от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ и постанов­ления Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П.

Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащи­ми должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных слу­жащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграниче­ния предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

4) разделения законодательной, исполнительной и судеб­ной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в со­ответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и ру­ководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

7) единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо не­надлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в го­сударственных органах.

Происхождение государственной службы.

Право поступления на государственную службу имеют граж­дане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным язы­ком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным федеральным законом для госу­дарственных служащих.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспо­собным решением суда, вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должнос­ти государственной службы в течение определенного срока ре­шением суда, вступившим в законную силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраня­емую законом тайну, если исполнение должностных обязанно­стей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, бра­тья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родите­ли и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчинен­ностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за ис­ключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными со­глашениями;

7) отказа от представления сведений, предусмотренных ста­тьей 12 настоящего Федерального закона.

При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образо­вание;

5) справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;

6) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.

В отдельных государственных органах федеральным зако­ном могут устанавливаться дополнительные требования к про­верке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие госу­дарственные должности государственной службы.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную дол­жность государственной службы, указанный гражданин ин­формируется в письменной форме о причинах отказа в приня­тии его на государственную службу или назначении на выс­шую государственную должность государственной службы.

Гражданин поступает на государственную службу на усло­виях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать вы­полнение Конституции РФ и федеральных законов в интере­сах граждан России.

Поступление гражданина на государственную службу офор­мляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.

Назначение впервые или вновь поступающих на государ­ственную службу осуществляется:

• на государственные должности государственной службы категории «Б» — по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории «А», либо уполно­моченных ими лиц или государственных органов. Поря­док подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим го­сударственную должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативны­ми правовыми актами субъектов РФ;

• на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» — соответствующим должнос­тным лицом. Порядок подбора кандидатур определяет­ся нормативными правовыми актами РФ и нормативны­ми правовыми актами субъектов РФ;

• на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» — по результатам кон­курса на замещение вакантной государственной долж­ности государственной службы.

При прекращении государственной службы в связи с выхо­дом на пенсию государственный служащий считается находя­щимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификаци­онный разряд. В трудовой книжке производится запись о пос­ледней государственной должности государственной службы с указанием «в отставке».

В случае служебной необходимости государственный слу­жащий с его согласия может быть командирован в другой го­сударственный орган для исполнения должностных обязанно­стей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.

Конкурс на замещение вакантной государственной должно­сти государственной службы (далее — конкурс) обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе.

По вопросу, касающемуся проведения конкурса на замеще­ние вакантной государственной должности федеральной государ­ственной службы, см. указ Президента РФ от 29.04.1996 № 604.

Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.

Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей госу­дарственной службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей государ­ственной службы 3, 4 и 5-й групп).

Информация о дате, месте и об условиях проведения кон­курса подлежит опубликованию в официальных изданиях со­ответствующего органа по вопросам государственной службы.

Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.

Решение государственной конкурсной комиссии является основанием для назначения на соответствующую государствен­ную должность государственной службы либо отказа в таком назначении.

Другие условия проведения конкурса определяются феде­ральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Испытание при замещении государственной должности государственной службы.

Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной служ­бы иной группы и иной специализации устанавливается ис­пытание на срок от трех до шести месяцев.

По вопросу, касающемуся испытаний при назначении на государственную должность федеральной государственной служ­бы в Правительстве РФ, см. постановление Правительства РФ от 05.07.2000 № 490.

В срок испытания не засчитываются период временной не­трудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе пс- уважительным причи­нам.

Государственному служащему до окончания срока испыта­ния очередной квалификационный разряд не присваивается.

При неудовлетворительном результате испытания государ­ственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государствен­ной службы, а при отказе от перевода уволен.

Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержав-

шим испытание и последующее увольнение допускается толь­ко по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государ­ственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Порядок и условия проведения аттестации устанавливают­ся федеральными законами и законами субъектов РФ.

Указом Президента РФ от 09.03.1996 № 353 утверждено Положение о проведении аттестации федерального государ­ственного служащего.

Государственная служба прекращается при увольнении го­сударственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государствен­ной службы;

2) прекращения гражданства РФ;

3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установлен­ных для государственного служащего настоящим Феде­ральным законом;

4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5) возникновения других обстоятельств, предусмотренных законом.

Выход на пенсию государственного служащего осуществля­ется в порядке, установленном федеральным законом. Предель­ный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы — 60 лет. Допускается продление на­хождения на государственной службе государственных служа­щих, занимающих высшие, главные и ведущие государствен­ные должности государственной службы и достигших предель­ного для государственной службы возраста, решением руково­дителя соответствующего государственного органа. Однократ­ное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.

5*

Продление нахождения на государственной службе государ­ственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допуска­ется. После достижения указанного возраста он может продол­жать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Координация деятельности в процессе решения задач госу­дарственной службы, осуществляется Советом по вопросам го­сударственной службы при Президенте РФ.

Положение о Совете по вопросам государственной службы при Президенте РФ утв. указом Президента РФ от 01.12.1995 № 1208.

Состав Совета по вопросам государственной службы при Президенте РФ состоит из равного числа представителей Пре­зидента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, высших органов судебной власти РФ.

Полномочия Совета по вопросам государственной службы при Президенте РФ:

• анализирует состояние и эффективность государствен­ной службы в органах государственной власти;

• координирует разработку проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы;

• организует совместно с соответствующими государствен­ными органами работу по формированию конкурсных (государственных конкурсных) комиссий, проведению аттестаций и государственных квалификационных эк­заменов;

• информирует граждан о проведении конкурсов на заме­щение вакантных государственных должностей государ­ственной службы;

• координирует методическую работу органов по вопросам государственной службы и кадровых служб государствен­ных органов;

• разрабатывает предложения по формированию Реестра государственных должностей в РФ и внесению в него изменений; ведет федеральный реестр государственных служащих;

• осуществляет методическое руководство профессиональ­ной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией) и повышением квалификации государственных служа­щих, а также формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности государствен­ной службы.

""Административное право

Органы по вопросам государственной службы субъектов РФ создаются в соответствии с законами субъектов РФ. Кадровая служба государственного органа субъекта РФ:

1) обеспечивает проведение конкурсов на замещение ва­кантных государственных должностей государственной службы, аттестаций, прохождение государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы;

2) оформляет решения государственных органов, связан­ные с прохождением государственными служащими го­сударственной службы, ведет личные дела государствен­ных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки государственных служащих;

3) консультирует государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, свя­занных с государственной службой;

4) анализирует уровень профессиональной подготовки го­сударственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации госу­дарственных служащих.

К специальным или особым видам федеральной государ­ственной службы относятся:военная служба, служба сотруд­ников органов внутренних дел и др. Правовые и государствен­но-служебные отношения регулируются законами и иными подзаконными актами.

Например, военную службу российские граждане проходят в составе Вооруженных Сил и других войсковых подразделе­ниях (пограничных, внутренних, железнодорожные войсках и др.). В ст. 59 Конституции РФ установлено, что защита Отече­ства является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; военную службу он несет в соответствии с феде­ральным законом.

Особенности правового статуса военнослужащихопреде­ляются возложенными на них специальными обязанностями по вооруженной защите государства в мирное и военное вре­мя, связанными с необходимостью беспрекословного выполне­ния поставленных задач в любых условиях, в том числе с рис­ком для жизни.

К статусу военнослужащих относятся:офицеры, прапор­щики, мичманы, курсанты военных образовательных учреж­дений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по кон­тракту или проходящие ее по призыву, а также курсанты во-

6-2

енных образовательных учреждений профессионального обра­зования до заключения контракта.

Вопросы военной службы регулируются специальными за­конами РФ и иными подзаконными нормативными актами.

Вопросы несения государственной службы сотрудников ор­ганов внутренних дел имеют свои особенности. Личный состав МВД РФ включает в себя соответствующие штатные должнос­ти: лиц рядового и начальствующего состава (сотрудники), военнослужащих внутренних войск и лиц, не имеющих спе­циальных или воинских званий. На военнослужащих внут­ренних войск МВД РФ распространяется Положение, регла­ментирующее прохождение службы в Вооруженных Силах, на вольнонаемных (не аттестованных)— общие положения зако­нодательства о труде. Правовые основы государственной служ­бы сотрудников органов внутренних дел составляют Конститу­ция РФ, закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»,1 «Положение о МВД РФ», утвержденное Президентом РФ 18 июля 1996 г.2 и другими нормативными актами.

Например, в органах внутренних дел сотрудниками счита­ются лица, состоящие в должностях рядового и начальствую­щего состава или в кадрах МВД РФ, которым присвоены спе­циальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Они имеют специальную форменную одежду, а после прохождения соответствующей подготовки имеют пра­во на постоянное ношение и хранение табельного огнестрель­ного оружия и специальных средств в порядке, определяемом Министром внутренних дел РФ.

Порядок прохождения службы в органах внутренних дел определяется Положением о службе в ОВД РФ, утвержденным постановлением ВС РФ № 4202-1 от 23.12.1992 г. в ред. указа Президента РФ от 24.12. 1993 г. № 2288 с измен, внесен. ФЗ от 21.07.1998 г № 117-ФЗ;17.07.1999 г. № 77; 27.12. 2000 г. № 150; 30.12. 2001 г. № 194 и 25.07.2002 г. № 116-ФЗ.

38. Система органов управления сельским хозяйством в РФ. Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс — АПК) призвано обеспечивать потребительский рынок страны про­довольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль она включает производство сельскохозяйственной (с/х) продукции, ее заготовку и переработку.

Конституция РФ относит основные вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами (основ­ной базы с/х производства) и законодательство о земле к со­вместному ведению РФ и ее субъектов (ст.72). К непосред­ственному ведению РФ отнесено формирование основ федераль­ной политики и федеральных программ экономического раз­вития страны (ст. 71). Особое значение имеет принятый 24 мая 1999 г. федеральный закон «Об инженерно-техничес­кой системе агропромышленного комплекса»1. Вопросы тех­нической вооруженности труда в сельском хозяйстве — это прин­ципиальный вопрос повышения уровня сбора урожая и его ка­чества.

Основным подзаконным актом, определившим основные направления аграрной реформы, следует считать указ Прези­дента РФ от 27. 10. 1993 г. «О регулировании земельных отно­шений и развитии аграрной реформы в России»2, а также указ Президента РФ от 16.04. 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформы в АПК».3 Осо­бое значение для развития АПК имеет принятый федеральный закон от 11.06. 2002 г. № 66-ФЗ «О ратификации конвенции о привилегиях АПК и иммунитетах Евразийского экономичес­кого сообщества». Большое значение имеет принятый от 9.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельско­хозяйственных товаропроизводителей».

В систему основных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в агро­промышленном комплексе входят:

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России); Министерство природных ресурсов РФ; Государственный ко-

1 СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2671.

Наши рекомендации