Европейский Суд по правам человека, его структура и компетенция.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод является региональным договором, действующим в рамках Совета Евро­пы. ЕКПЧ была принята 4 ноября 1950 г. и вступила в действие с 3 сентября 1953 г. Новая редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод начала действовать с 1 ноября 1998 г. Дополнительно к ЕКПЧ было принято 11 Протоколов. Протоколы №№ 1, 4, 6 и 7 пред­усматривают гарантии тех прав, которые не были ранее непосредственно зафиксированы в Европейской Конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод. Остальные Протоколы касались процедурных вопросов и в настоящий момент потеряли свое самостоятельное значение. Особый интерес представляет Протокол № 11. Этот Протокол предусматривает новую организацию Европейского Суда по правам человека, которая существует в настоящее время и которую мы подробнее рассмотрим ниже. Сейчас Протокол № 11 вошел составной частью в новую редакцию Евро­пейской Конвенции.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 г. и с 5 мая 1998 г. признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека.

ЕСПЧ начал свою деятельность в 1959 г. За время своей работы Евро­пейский Суд по правам человека рассмотрел огромное число жалоб и вы­нес свои суждения о том, были ли допущены нарушения прав человека в каждом конкретном случае. Эти суждения являются правовыми положе­ниями, которые использует Суд, рассматривая каждое последующее дело, руководствуясь ими как прецедентами.

До 1 ноября 1998 г. ЕСПЧ был двухпалатным, состоял из Европейс­кой Комиссии по правам человека и собственно Европейского Суда и ра­ботал на сессионной основе.

С 1 ноября 1998 г. для Суда начался новый период. С этой даты всту­пил в действие Протокол № 11 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который в значительной мере изменил дея­тельность Европейского Суда по правам человека. Во-первых, Суд начал работать на постоянной основе, а не собираться один раз в месяц на не­дельную сессию. Во-вторых, Суд стал однопалатным, то есть Комиссия по правам человека была упразднена.

В настоящий момент в ЕСПЧ избран 41 судья — в соответствии с ко­личеством стран-членов Совета Европы и Европейской Конвенции о за­щите прав человека и основных свобод.

Организационно Суд разделен на четыре секции. Секции из числа су­дей, входящих в них, формируют органы Суда, которые непосредствен­но рассматривают жалобы. Суд осуществляет свою деятельность, образуя Комитеты, Палаты и Большую Палату.

Комитеты создаются для рассмотрения конкретных жалоб по вопро­сам приемлемости. Комитет состоит из трех судей. Судьи, входящие в Комитет, могут единогласным решением отклонить жалобу как неприемле­мую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к додаваемым жалобам. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным.

Если судьи, входящие в Комитет, не приняли единогласного решения. О том, что жалоба является неприемлемой, то жалоба передается на рас­смотрение Палаты. Палата состоит из семи судей, одним из которых ex-of!icio является судья той страны, против которой подана жалоба. Па­лата вновь рассматривает жалобу на предмет приемлемости и в том случае, если признает жалобу приемлемой, рассматривает ее также и по существу. Рассмотрение жалобы по приемлемости и по существу, как правило, про­исходит неодновременно. Это связано с тем, что стороны должны подго­товиться к слушанию дела по существу.

В рассмотрении жалобы по существу, как правило, принимают учас­тие заявитель и его адвокат, а также представитель государства, жалоба про­тив которого рассматривается. Более того, Европейский Суд по правам человека может предоставить материальную помощь для проезда и прожи­вания в Страсбурге заявителя и его представителя, если заявитель не мо­жет самостоятельно оплатить эти расходы. Если Палата признает нарушение прав человека, то она может присудить взыскать со страны справед­ливую компенсацию в пользу заявителя, а также рекомендовать стране Применить ряд мер индивидуального и общего характера. К мерам инди­видуального характера относятся, например, новое рассмотрение дела во внутренних судах, отмена предыдущего окончательного судебного решения или какая-либо иная мера, которая может восстановить нарушенное право. К мерам общего характера относятся изменение внутреннего законодатель­ства или судебной практики, существующей в стране, если законодательство или судебная практика не соответствует принципам ЕКПЧ.

Большая Палата состоит из 17 судей, в число которых вхо­дит судья от той страны, против которой рассматривается дело, а также Президент Европейского Суда по правам человека. К компетенции Боль­шой Палаты относится четко определенный круг вопросов. Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные полномочия в том случае, если стороны не согласятся с решением Палаты и заявят об этом в течение 3-х месяцев. Во-вторых, Большая Палата рассматривает по существу те об­ращения, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие преценденты Европейского Суда по правам человека и вынесены решения, про­тиворечащие уже существующим. В-третьих, Большая Палата рассматри­вает межгосударственные жалобы, но за всю историю Европейского Суда по правам человека была рассмотрена по существу только одна жалоба Ир­ландия против Соединенного Королевства.

Решения Европейского Суда по правам человека являются обязатель­ными для государств-участников. Государства обязаны исполнять решения Суда в трехмесячный срок с момента принятия решения. Исполнение ре­шений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы.

Наши рекомендации