Структура человеческой психики

Современная наука исходит из того, что по своей сути человек — двусоставное существо. Его эволюция привела в конечном ито­ге к вытеснению природного (животного) начала в человеке со­циальным (культурным, цивилизованным). Она подразделяет­ся на два крупных этапа — биологический и социальный (или культурный). Первый длиннее, второй короче.

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет на­зад прекратилось. К этому времени сформировались те фунда­ментальные признаки, и сегодня отличающие его от других животных: прямохождение, развитой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более про­должительное детство, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к куль­турной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом.

Развитие человека можно представить как процесс вытесне­ния природного начала социальным. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инстру­менты пианиста только в процессе культурной эволюции.

У человека и животного есть общие и отличительные чер­ты. С высшими животными человека роднит наличие психики(от греч. psychikos — душевный) — совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, па-

мять и т.п.). А отличает от животных наличие сознания— высшей формы психики.

Психика — свойство высокоорганизованной материи по­добно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика — особая форма отражения действитель­ности, появляющаяся на определенной ступени биологиче­ской эволюции. Ее содержание — результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи гово­рят о личности, они подразумевают прежде всего психику.

Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр 3. Фрейд (1856—1939).Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области че­ловеческой культуры — мифологию, фольклор, художест­венное творчество, религию и т.д. Он попытался распознать не только то природное начало, которое проявляется, когда человек некультурно себя ведет, но и то, что он от себя и от других скрывает. А еще точнее — что прячет от нас сама природа.

В структуре личности Фрейд выделил три главных компо­нента — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания.

Подсознание («Оно»)включает:

— биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытесненные желания и влечения за­претного свойства (интимные побуждения);

— вытесненные желания: безуспешные попытки добить­ся чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаенная оби­да, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.

Наше подсознание впору уподобить социальному дну лич­ности, куда, как в сточную канаву, сливаются все осадки ду­ши и неудачно прожитые мгновения. Но это будет лишь поло­вина правды. Одновременно подсознание — природные запасы души. Как из недр качают нефть, которая дает энер­гию и свет, так и подсознание служит для нас неистощимой кладовой энергии.





«Оно» — зерно, из которого произрастают в процессе соци­ализации «Я» и «Сверх-Я». Это строительный материал лич­ности, резервуар инстинктивной психологической энергии — либидо. Мы не способны заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но сло­ва, проникающие в подсознание, искажают первозданный об­раз. Точно так современный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помощью электронного микроскопа (он уве­личивает в 40 000раз), сбивает элементарную частицу с ее тра­ектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший: «Мысль изреченная есть ложь». Бес­сознательное, согласно Фрейду, принципиально не может из­речь себя словами, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фанта­зиях, бреду. Подсознанием правит принцип удовольствия, с которым приходится постоянно бороться, часто делая то, что не нравится, что должно делать.

Структура психики по З.Фрейду

Сознание,или «Я»(Ego), — компонента личности, управ­ляющая нашими контактами с внешним миром. Когда чело­век появляется на свет, у него есть только биологические по­требности, требующие немедленного удовлетворения, которое

доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако постепенно родители, а затем и окружающие приуча­ют ребенка ограничивать проявление естественных надобнос­тей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстанов­кой, делать то, что должно.

Так, в процессе воспитания человек приучается ограни­чивать себя. Со временем формируется его «Я», им управ­ляет другой принцип — принцип реальности. Он вынужда­ет нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельст­вами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не по­верять первому встречному душевные порывы, обманы­ваться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только чер­ствыми, бездушными, прагматичными, но также предпри­имчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого совершенного орудия — логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности «Я». Можно выразиться и так: фундамент социальной жизни людей, все, что выступает предметом изучения социологии, во многом порождены им.

Сознание двухчастно: а) рассудок, разум, логика, б) цензу­ра. Рассудок отбирает из окружающего мира лишь то, что со­ответствует самосохранению и утверждению «Я». Остальное отбрасывает. Но тот, кто занимается подобной сортировкой, и называется цензором.

Сверхсознание— «Сверх-Я». Эта часть структуры лично­сти разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. «Сверх-Я» Фрейда — это закрепившиеся в человеке культур­ные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, зако­ны. «Сверх-Я» — среда обитания нравственных чувств.

Иначе понимал сверхсознание П. Сорокин (1898—1968) — выдающийся русско-американский социолог, продолжив­ший традицию русских религиозных философов П. Флорен­ского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева.





Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», всего лишь относитель­ны.Сознание и сверхсознание, по Сорокину, — два совершен­но разных мира. Один погружен в преходящее и временное, другой наполнен абсолютным и вечным. Нравственность и мораль — это заповедники самых возвышенных и вечных ис­тин, где человеку дышится необычайно легко.

Беда наступает, когда два мира путают местами. Когда аб­солютное люди превращают вотносительное, в обществе на­ступает хаос, а культура разрушается. Нравственное совер­шенствование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх — к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключи­тельно в горизонтальной плоскости — в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыст­ная альтруистическая любовь к ближнему, к Богу, сострада­ние, совесть, чувство вины, долга и т.д.

Поясняющий пример

Для изучения альтруистической любви П. Сорокин проанализировал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американцев — современных носителей энергии любви. Он собирал исторические и личные свидетель­ства, экспериментально проверял их на студентах кол­леджей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альт­руистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также социальных ин­ститутов, общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством благодати творческой любви. П. Сорокин установил, что в сравнении с другими груп­пами населения религиозные люди отличаются наи­большим долголетием. Таким способом П. Сорокин ввел в научный оборот религиозные понятия и ценно­сти, придав им значение фундаментальных категорий.

Не все достигают вершин духа. Но великие религиозные деятели (Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Мохандо

Ганди), великие духовные лидеры (Леонардо да Винчи, Ми-келанджело, Сократ, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и мно­жество подвижников духа — аскетов, монахов, благочестивых аристократов и т.п. — знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Яркие тому примеры — Елиза­вета Федоровна, сестра русской императрицы (продала все свое имущество и основала в начале XX в. Марфо-Мариинскую оби­тель милосердия), наша современница монахиня мать Тереза. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самоосознанием, но, совершая небольшие нравственные поступки, они формиру­ют свою личность и укрепляют стабильность общества.

Понятия:психика, подсознание, сознание, сверхсознание.

Вопросы и задания

1. Чем похожи и отличаются психика животных и людей?

2. Охарактеризуйте структуру психики человека.

*3. Проанализируйте роль природных и социальных факто­ров в процессе эволюции человека. Укажите роль таких факторов, как возникновение речи, развитие мозга и осво­ение огня.

*4. Расскажите о теории 3. Фрейда и понимании сверхсозна­ния П. Сорокиным. Проведите между ними разграничение.

*5. Почему развитие человека можно представить как про­цесс вытеснения природного начала социальным?

*6. Как связаны в теории Фрейда принцип реальности и цензура?

'Проблема.Когда говорят о «внутреннем голосе» челове­ка, какую составляющую его психики имеют ввиду?

Практикум.Перед вами таблица. Слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа — определения. Но те и другие не согласуются по строке. Какому названию какое определение должно соответствовать?

Название Определение
Подсознание Совокупность рассудочных правил
Сознание Область нравственных чувств
Сверхсознание Сфера вытесненных желаний




§ 18 (§ 39). Элементы человеческой психики и сознания

Важную роль в организации психической жизни человека иг­рают инстинкты и рефлексы— то, что совершенно им не кон­тролируется и полностью задано природой. Инстинкт само­сохранения (выживания) — самый важный из них, обуслов­ливающий многие действия людей. Вы обожглись или уколо­лись и тут же отдернули руку. Болевой стресс — это физиоло­гическое предупреждение, что вы переступили черту и нару­шили инстинкт самосохранения. Каждое живое существо борется за свою жизнь и сохранение себя.

Рядом располагаются потребности— также малоуправляе-мые побудители действий. Вы проголодались и немедленно спе­шите утолить голод. Из курса обществознания для 8—9 классов вам известно, что, согласно теории А. Маслоу, потребности обра­зуют некую иерархию. Вслед за потребностями следуют при­вычки— приобретенные человеком способы удовлетворять по­требности и реагировать на инстинкты. Привычек у каждого — десятки и сотни тысяч. Они, как мельчайшие атомы, соединяю­щиеся в молекулы, составляют ткань повседневного поведения. Ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать, закрывать за собой дверь, обходить стороной высокие препятствия и т.д. — ваши повседневные помощники, присутствие которых вы и не должны замечать. Они — как хорошие слуги: все делают авто­матически, вовремя и подходящим способом.

Привычки сродни инстинктам и потребностям только в одном — действуют автоматически, неосознанно. Но спо­соб их приобретения разный. Привычки надо тренировать, они закрепляются только после долгого повторения. Сколь­ко месяцев требуется родителям для того, чтобы научить ре­бенка ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать их? Дни, месяцы, годы? Сколько уходит времени и сил, чтобы отучить его ползать и научить передвигаться на двух ногах? А сколько еще полезных и важных привычек приходится ро­дителям привить ребенку, отправляющемуся в долгое плава­ние по жизни?! Не открывай дверь незнакомым, чисти зубы два раза в день, не плюй на пол и т.д. и т.п.

Привычки — результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже — стихийного. Вы

приехали на месяц в гости к родственникам и вскоре поняли, что утром лучше вставать попозже. Тогда освободится ванная и туалет, вы не будете мешать, раздражать их и т.д. Вскоре у вас вырабатывается привычка вставать позже. Но вот вы вер­нулись домой, и привычка отмерла за ненадобностью. Это на­ши временные помощники. Множество привычек вы приобре­таете вшколе, на улице, привозите с собой из лагеря отдыха, из туристического похода и т.д.

Итак, привычки бывают: временные и постоянные, инди­видуальные и коллективные. Пример коллективной привыч­ки — просмотр телесериалов. Каждый день, побросав все до­машние дела или одновременно с ними, многие жадно всматриваются в телеэкран. Потом события обсуждаются при встречах с соседями и знакомыми, за праздничным столом, об­суждаются по телефону и т.д. К телевизорам в определенное время автоматически устремляются миллионы людей всех воз­растов, сословий, национальностей. Когда время просмотра из­меняется или сериал прекращается, у них возникает ощуще­ние, будто их в чем-то обокрали.

Более сложным образованием выступают мотивы — осмыс­ленные побудители действия. Сыщик, раскрывая преступле­ние, в первую очередь старается обнаружить скрытые мотивы поступка — корыстную цель, определенный интерес. Один стре­мился присвоить тетушкино наследство, другой — свести счеты сдавним соперником, а третий — отомстить за поруганную честь. Сыщик помнит заповедь: узнай мотивы, и ты устано­вишь виновника, а следовательно, и причины преступления.

В большинстве своем преступления мотивированы, т.е. ос­мыслены, но бывают среди них и немотивированные: винов­ный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не находит у него разумных объяснений, т.е. мотивов. Итак, в строгом смысле слова «мотив» и «потребность» — не одно и то же. Мотив — разумно объясненная причина поведения, ос­мысленное действие. Потребность — всего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровож­даемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла.

Выше этажом в нашей психике расположен огромный мир чувств. С определением чувства вы встретились в первой гла-








ве этой книги. Чувств очень много, и они разнообразны по сво­ей природе — от простейших ощущений и промежуточных эмо­ций-переживаний до сложнейших социальных чувств.

Сложность чувств объясняется тем, что одни из них опре­делены нашей физиологической конституцией. Их комбина­цию чаще всего именуют темпераментом — типом психиче­ского склада индивида. Различают сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Другие чувства определяются одновременно социальным окружением и внутренним миром человека. Многие чувства можно и нужно воспитывать, на­пример чувство порядочности, чувство долга, чувство уваже­ния к старшим. Тренируют и воспитывают также силу воли.

Сила воли — способность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологической потребности, преодо­левать препятствия. В основе труда, как и в основе воспита­ния, лежит сила воли. На ней, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного об­разования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое, определяющее характер человека. Какие бы­вают характеры? Чем различаются характер и темперамент?

Иметь характер еще не значит стать личностью. Лич­ность — высшее достижение человеческих усилий, ре­зультат кропотливой работы над своим духовным ми­ром. Характер придает человеку индивидуальность. Если у вас есть характер — вы индивид, но еще не личность.

Разнообразие мира чувств есть душевное богатство челове­ка. Отзывчивость, сострадание, чистосердечность и многое




Все названные выше элементы внутреннего мира человека образуют сложные конфигурации, поэтому наши поступки — чаще всего результат целой совокупности мотивов, целей, ценностей, устремлений. Одной из таких конфигураций вы­ступает деятельность.

Деятельность — внутренняя (психическая) и внеш­няя (физическая) активность человека, регулируемая со­знанием.Деятельность включает: цель, средства, резуль­тат, действия (сам процесс).

Отдельные действия краткие: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в це­почку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельнос­ти. Однократное посещение магазина — действие, но повторя­ющееся хождение туда — это уже деятельность. Отдельные действия, связанные с домашним хозяйством, объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность — это рядом расположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря дея­тельности людей.

Поскольку деятельность проявляется во всех сферах обще­ства, то ее виды классифицируются в соответствии с формами жизнедеятельности общества. Так, например, политическая деятельность относится к сфере политики, экономическая де­ятельность — к сфере экономики и т.д.

Ведущие в современном обществе виды деятельности — познавательная, информационная, интеллектуальная, ду­ховная, творческая. Приобщение к духовным ценностям вы­ступает не просто возможностью или пожеланием, но настой­чивой необходимостью. Общество, отставшее в развитии фундаментальных наук, высоких технологий, образования и культуры, обречено быть периферией мировой цивилизации. И наоборот. Страна, испытывающая материальные трудно­сти, падение экономики и производства, но сохранившая ин­теллектуальный потенциал, способна в короткие сроки на­верстать упущенное.

Понятия:инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, разум, дух, личность, деятельность.

Вопросы и задания

1. Проведите различие между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки.

2. Почему привычки являются более простым психичес­ким образованием, чем мотивы? Ответ аргументируйте.

3. Выберите в качестве объекта кого-то из членов своей семьи, знакомого или друга. Составьте его духовный и душевный портрет. Какие качества вы выделили бы в нем особо?

4. Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать или тре­нировать силу воли? Расскажите об этом.

5. Раскройте проблему мотивов на конкретных примерах, например на своем собственном поведении или действиях литературных героев.

*6. Как вы думаете, чего больше должно быть в человеке — духовного или душевного богатства? Обоснуйте свою точку зрения.

*7. Охарактеризуйте взаимосвязь духовного, интеллекту­ального, художественного и информационного видов дея­тельности. В чем они сходны и чем различаются? ■ Проблема.Можно ли считать личностью каждого человека? Практикум.Продолжите высказывания:

1. Привычки бывают...

2. Наши чувства определяются...

3. Деятельность включает в себя...

4. Деятельность отличается от действия...

Наши рекомендации