Формы государственного устройства. Классификация государств по форме государственного устройства.
Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.
С точки зрения собственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).
Федеративное государство: признаки и виды.
Слово «Федерация» происходит от лат. Foedus - союз, объединение. К 1997 г. в мире существовало 24 федерации, в них проживало более трети мирового населения.
К признакам федеративного государства относятся:
1. Наличие двойного гражданства (хотя такая ситуация наблюдается не во всех федерациях).
2. Двойная система государственного аппарата - на уровне федерации и на уровне субъектов.
3. Двойная система законодательства: федеративная и субъектов Федерации.
4. Двойная система налогов и сборов.
5.Наличие у субъектов федерации определенной политической самостоятельности, исключительных полномочий и предметов ведения, в которые не вмешивается федеральная власть.
В современных федерациях запрещается сецессия, т. е. односторонний выход субъекта из состава федерации. Парламенты федеративных государств, как правило, двухпалатные, причем верхняя палата состоит из представителей субъектов.
В науке имеются различные классификации федеративных государств:
1. По способу образования - договорные и конституционные.
Договорные возникают в результате объединения прежде независимых государств (США, Швейцария). Конституционные создаются сверху, путем издания официального акта верховной власти, чаще всего конституции (ФРГ).
2. По способу, критерию деления - национальные(Индия, Бельгия) и территориальные (Швейцария).
3. По правовому статусу субъектов - симметричные и асимметричные. В симметричных субъекты равноправны (как это провозглашается в Конституции РФ1993 г.), в асиммeтpичных - неравноправны (Индия, США). Асимметрия может быть связана с наличием в составе федерации несубъектов, например, федеральных округов (федеральный округ Колумбия в США), федеральных территорий (полоса племен в Пакистане), федеральных владений (острова в Карибском море, принадлежащие Венесуэле), ассоциированных государств (Пуэрто-Рико в США).
Крупнейшей по числу субъектов федерацией является Российская Федерация, включающая 89 субъектов. В Российскую Федерацию входят республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
От федеративных государств следует отличать конфедерации, т.е. объединения государств для достижения определенной цели.
В отличие от федерации, являющейся государством, конфедерация не государство, а союз государств. Примерами конфедераций можно считать США и Швейцарию в первые десятилетия существования. Наименование «конфедерация» до сих пор сохранилось в названиях некоторых стран (Канада, Швейцария), однако это лишь дань исторической традиции, фактически данные страны являются федерациями.
Унитарное Г-во: признаки и видыУнитарное Г хар-ся след-ми признаками:
1. Административно-территориальные единицы не имеют политич-й самост-ти; 2. Единое гражд-во; 3. Единая структура госаппарата; 4. Единая система законод-ва; 5. Единая система налогов и сборов.
Парламенты унитарных Г-в, как правило, однопалатные. Унитарный хар-р г-ва не исключает наличия автономных образ-й. Некоторые Г-ва, например, Италия, Испания, целиком состоят из автономных образований. В зави-сти от наличия автономий различают простые и сложныеУГ.ПростыеУГ состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия). Сложные УГ имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).
В некот-х УГ в силу их небольшой терр-и админ-но-терр-ное деление отсут-т вообще (Бахрейн, Мальта).
По степени централизации УГ делятся на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.
В децентрализованныхУГ во всех звеньях администр-но-терр-ного деления имеются т-ко избираемые органы и нет назначаемыхсверху чиновников общей компетенции (Великобр, Япония).
В относит-но децентрализ-ных Г-вах самоуправляются не все, а часть терр-ных единиц.
В централизованныхУГ сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управл-я (страны с военными режимами Заир).
28. Политический режим: понятие и виды.
В научной литературе понятию «политический (государственный) режим» дается неодинаковая трактовка. Немецкий юрист К. Левенштейн связывал это понятие с численностью партий, французский политолог К. Бюрдо - с существованием или отсутствием правительственной оппозиции. Д. Истон понимает режим как стиль правления и совокупность процедур и урегулирований. Вид политического режима связывается различными авторами со степенью централизации государственного аппарата, с наличием политических свобод, с практикой выборов и т.д. В обыденном словоупотреблении под режимом нередко понимаeтся весь государственный строй.
Термин «политический режим» употребляется для характеристики функциональной стороны формы государства. В отечественной литературе данный термин впервые использовал И.Д. Левин в начале 40-х гг. как совокупность методов осуществления государственной власти. В дальнейшем ряд ученых стали различать политический и государственный режимы, указывая, что политический режим включает методы деятельности не только государства, но и других элементов политической системы общества - политических партий, массовых движений и др. Таким образом, политический режим иногда понимается как более широкое понятие, включающее в качестве своей составной части государственный режим. В.Н. Протасов различает политический режим в широком и узком смысле. В узком смысле под политическим режимом он понимает государственный режим, в широком - всю политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием гoсударственной власти с другими политическими силами и институтами общества.
Государственный режим – это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти.
Понятие «ПР» вкл-т в себя след-е признаки:
1. степень участия народа в мех-мах формир-я полит-кой власти, а также сами способы такого формир-я;2. соотнош-е прав и свобод чел-ка и гражд-на с правами Г-ва;3. гарантир-ность прав и свобод личности;4. хар-ка реальных мех-мов осущ-ния власти в общ-ве;5. степень реал-ции политвласти непосредственно народом;6. положение СМИ, степень гласности с общ-ве и прозрачности госаппарата;7. место и роль негос-ных стр-р в политсистеме общ-ва;8. соотнош-е м/у законодат-ной и исполн-ной ветвями власти;9. хар-р правового регулир-я (стимулирующий, ограничивающий) в отнош-и граждан и должн-х лиц;10. тип политич-го поведения;11. хар-р политич-го лидерства;12.учет интересов меньш-ва при принятии политрешений;13. доминир-е определённых методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осущ-нии политвласти;14. степень верхов-ва закона во всех сферах общ-ной жизни;15. принципы взаимоотнош-я общ-ва и власти;16.полит-е и юрид-е положение и роль в общ-е силовых стр-р гос-ва (армия, полиция, органы госбезоп-ти);17. мера политич-го плюрализма, в том числе многопартийности;18. сущ-вание реальных мех-мов привлечения к полит-кой и юрид-й ответст-ти должн-х лиц, включая самых высших.
Демократический режим и его признаки.
К важнейшим признакам демократического гocударственного режима относятся следующие:
1. Подотчетность и подконтрольность органов власти народу.
2. Правление большинства с учетом интересов
меньшинства. 3. Свобода слова и критики, наличие легальной оппозиции.
4. В государственной деятельности доминирует убеждение, а не принуждение.
5. Идеологический плюрализм, т.е. никакая идеология, в т.ч. религиозная, не м.б. признана в кач-ве обязат-ной или гос-ной.
6. Политический плюрализм. Он означает, что любой дееспособный гражданин может быть организатором или участником любой политической партии, деятельность кoтopoй не противоречит Конституции, либо может являтьсябеспартийным. Политический плюрализм предполагает наличие в государстве многопаpтийной системы.
7. Выборность и сменяемость органов государственной власти, гласность их деятельности.
8. Провозглашение, реализация, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.
9. Провозглашение и функционирование принципа разделения властей.
Недемократические режимы
Вопрос о видах недемократических является дискуссионным в отечественной науке. Ряд авторов называют их антидемократическими, однако с этим вряд ли можно согласиться, поскольку не всякий режим, где отсутствуют развитые демократические институты по своей направленности будет антидемократическим. Неверным представляется также сведение недемократических режимов к тоталитарным и авторитарным, так как тоталитарный режим появляется лишь в ХХ в. Некоторые авторы предлагают выделять также так называемые переходные режимы с демократической или авторитарной направленностью.
Различные недемократические режимы обладают целым рядом общих признаков. К ним можно отнести доминирование в методах осуществления гocударственной власти принуждения, а не убеждения, нарушение со стороны государства прав и свобод человека и гражданина, отсутствие свободы слова,. преследование инакомыслия.
К недемократическим режимам следует отнести деспотический, тиранический, тоталитарный, военный, чрезвычайный, либеральный.
Деспотический режим был в первую очередь характерен для стран Древнего Востока. В деспотии правитель обладает практически неограниченной властью, считается Богом на земле или божественным ставленником. Отсюда вытекает вера в непогрешимость лидера, беспрекословное подчинение ему.
Тиранический режим отличается от деспотического нелегитимным характером власти. Словом «тиран» в Древней Греции называли узурпаторов власти. При тираническом режиме существует широкая оппозиция власти узурпатора, которая жестоко подавляется.
Тоталитарный режим возникает в XX в, как реакция некоторых государств на необходимость быстрого экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного вида режима характерны господство одной идеологии (например, фашистской), наличие харизматического лидера, развитая карательная система, милитаризация общественной жизни и агрессивная внешняя политика, тотальное вмешательство государства в регулирование общественных процессов, широкое использование принудительно, го труда, сращивание государственных и партийных органов. В литературе данный вид политического режима иногда подразделяется на жесткий и мягкий. Если при мягком тоталитаризме частная собственность в целом сохраняется, то при жестком — уничтожается, обобществляется.
Военный режим нередко встречается в странах Латинской Америки, в конституциях которых часто провозглашается особая роль армии в политической жизни страны. Некоторые западные политологи считают военный режим наиболее эффективным для некоторых стран, где слабы демократические традиции. При военном режиме верховная власть принадлежит единоличному диктатору либо группе диктаторов (военной хунте). Действие конституции отменяется либо приостанавливается, могут распускаться политические партии, ограничиваются некоторые политические права и свободы (свобода печати, шествий и митингов и др.). Как правило, военные режимы недолговечны, так как военные, предъявив претензии предыдущему правительству, после стабилизации ситуации обычно назначают новые выборы.
Чрезвычайный режим (чрезвычайное положение) устанавливается при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Как правило, чрезвычайный режим вводится главой государства с согласия или с обязательным уведомлением парламента. I При чрезвычайном режиме ограничивается ряд прав и свобод, при-! чем характер ограничиваемых прав зависит от причин установления чрезвычайного режима (например, при эпидемии ограничивается свобода передвижения, при массовых беспорядках — свобода шествий и митингов и т.д.).
Либеральный режим считается переходным от недемократических к демократическим. При данном режиме демократические права и свободы провозглашаются, но реально не осуществляются в силу слабости демократических традиций, культурной и экономической отсталости населения.