Представительный орган муниципального образования
Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и т.д. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Представительные органы местного самоуправления могут быть сформированы и из числа депутатов и глав муниципальных образований поселений (муниципальный район).
Наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Обязательность эта вытекает из Конституции Российской Федерации, называющей в числе первого органа не какой-либо другой, а именно выборный орган местного самоуправления. Нормы об обязательности формирования выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрены как в федеральных законах, так и в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в системе местного самоуправления. Во всех законах о выборах имеется статья, об обязательности проведения выборов в представительные органы местного самоуправления. Так, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что выборы органов местного самоуправления являются обязательными.
Обязательное наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрено в Европейской хартии о местном самоуправлении. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, хартия устанавливает, что права эти осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от2003 г. численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.
Численность представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек, внутригородского района - менее 10 человек.
Срок полномочий представительного органа согласно п. 3 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется уставом муниципального образования.
Срок полномочий представительных органов местного самоуправления различен. В большинстве субъектов Российской Федерации он составляет 4 года. В ряде субъектов Российской Федерации срок полномочий представительного органа местного самоуправления составляет от 2 до 4 лет. Представительный орган сохраняет свои полномочия до избрания нового представительного органа следующего созыва. Полномочия представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены досрочно по основаниям, предусмотренным статьями 35 и 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Организация работы представительных органов местного самоуправления. Подготовка и проведение сессий.
Деятельность представительного органа местного самоуправления определяется регламентом соответствующего органа, в котором устанавливается порядок созыва сессии, проведения заседания и принятия решений.
Сессия представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня.
Заседания бывают пленарные, когда в работе сессии принимают участие все депутаты совместно, и проводимые по комитетам и комиссиям, когда депутаты обсуждают вопросы в каждом комитете или комиссии. Сочетание этих двух форм проведения сессий имеет широкое распространение в деятельности представительных органов местного самоуправления. Подготовка сессий осуществляется главой муниципального образования, председателем представительного органа или иными уполномоченными на то должностными лицами, а также депутатами представительного органа.
Глава муниципального образования, председатель представительного органа выполняют при этом роль организаторов, что же касается подготовки вопросов на заседании представительного органа, то в основном эту функцию должны осуществлять депутаты представительного органа. Хотя ряд вопросов может быть внесен и главой муниципального образования и исполнительными органами местного самоуправления.
В целях обеспечения деятельности представительного органа депутаты утверждают план проведения сессионных заседаний с указанием вопросов для рассмотрения и ответственных за подготовку этих вопросов. План направляется всем заинтересованным должностным лицам в сроки, установленные регламентом представительного органа. Для подготовки вопросов к заседанию представительного органа образуются рабочие группы из числа депутатов и работников аппарата представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также специалистов в той или иной сфере. Если в составе представительного органа есть комиссии или комитеты, то на них возлагаются обязанности по организации этой работы. По итогам подготовительной работы составляются материалы и проекты решений, которые в установленный регламентом срок направляются депутатам представительного органа.
Подготовительные документы после предварительного рассмотрения на заседании рабочей группы или комиссий, комитета представительного органа выносятся для обсуждения на заседание представительного органа. Предварительные проекты документов могут быть вынесены на обсуждение граждан по месту жительства или работы. Они публикуются в местной печати или доводятся до сведения граждан иным способом.
Обсуждение вопросов на сессии носит коллегиальный характер. Каждый депутат вправе участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессии, вносить свои предложения и замечания.
В соответствии с регламентом представительного органа по основному вопросу, как правило, определяется докладчик. Этот вопрос решается предварительно на заседаниях комитета, комиссии или рабочей группы, подготовившей материалы сессии. После доклада начинается обсуждение вопроса, в котором могут принимать участие и депутаты, и приглашенные на сессию граждане, должностные лица, специалисты. Приглашение на заседания представительных органов граждан, должностных лиц, специалистов предусмотрено в большинстве уставов муниципальных образований.
Заседание открывает и ведет уполномоченное на то уставом муниципального образования или законом должностное лицо. В одних случаях это председатель представительного органа, избранный депутатами на его заседании, в других - это глава муниципального образования или замещающее его должностное лицо.
В начале заседания председательствующий оглашает число депутатов, присутствующих на сессии. Это необходимо для выяснения вопроса о наличии кворума. Без кворума, установленного законом или уставом, сессия считается неправомочной, а принимаемые решения - недействительными.
После установления кворума вносится и утверждается повестка дня. В повестке дня могут быть один или несколько вопросов. Поэтому голосование депутатов может быть проведено по повестке, как в целом, так и по каждому вопросу в отдельности. Кроме этого, каждый депутат вправе внести в повестку дня дополнительные вопросы. Дополнительные вопросы в обязательном порядке ставятся председательствующим на голосование. Голосование по повестке дня, как правило, открытое. В ряде представительных органов имеется электронное оборудование для голосования.
Утвердив повестку дня, депутаты принимают решение о порядке проведения сессии. Сюда входят вопросы о продолжительности ее проведения, о процедуре обсуждения, о времени, предоставляемом докладчику, содокладчикам и другим участникам обсуждения.
Затем из числа депутатов создаются рабочие органы, необходимые для проведения сессии. К ним можно отнести редакционную комиссию, задача которой состоит в том, чтобы обобщить поступившие предложения и замечания по рассматриваемым вопросам и использовать их при доработке проектов решений; счетную комиссию, обеспечивающую подсчет голосов при открытом или тайном голосовании.
Представительный орган может создавать и другие органы для обеспечения работы сессии.
После образования необходимых рабочих органов председательствующий предоставляет слово для доклада основному докладчику. По основному вопросу, как правило, готовится содоклад. С содокладами обычно выступают представители комиссий или комитетов представительного органа местного самоуправления, принимавшие участие в подготовке вопроса на сессию. Количество содокладов определяется при утверждении порядка ведения сессии в зависимости от характера обсуждаемого вопроса. По итогам доклада и содоклада проект решения принимается за основу.
Следующий этап - это обсуждение вопроса, в котором принимают участие все депутаты представительного органа, а также по решению большинства депутатов - специалисты и граждане муниципального образования, если есть такая необходимость.
Обсуждение вопроса завершается по предложению депутатов о прекращении прений путем голосования.
Обсудив вопрос, депутаты приступают к принятию решения. Проект решения, с учетом предложений и замечаний, оглашает председатель редакционной комиссии, который избирается комиссией из ее состава.
В своем выступлении председатель комиссии сообщает о количестве поступивших предложений и замечаний в письменном виде и прозвучавших в выступлениях депутатов. Предложения и замечания, согласно регламентам представительных органов муниципальных образований, оформляются письменно, в виде поправок. Это позволяет более объективно учитывать предложения и включать их в проекты решений.
Далее называются предложения и замечания (поправки), которые, по мнению комиссии, необходимо включить в проект решения, и с которыми она не согласна. При этом каждое предложение о включении или отклонении поправки должно иметь обоснование.
Каждая поправка ставится на голосование депутатов. Перед голосованием слово для обоснования поправки предоставляется автору, который внес эту поправку. Поправки могут вносить и депутаты и комиссии или комитеты.
Доработанный с учетом принятых поправок проект решения оглашается и ставится на окончательное голосование. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов. Однако решения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию представительного органа, принимаются иногда квалифицированным большинством.
При необходимости сессия может быть проведена по комитетам и комиссиям. Обычно такая форма используется при обсуждении проекта бюджета на предстоящий год и отчета об исполнении бюджета за истекший год. В данном случае каждый комитет или комиссия обсуждают свои направления и представляют их в комитет по налогам, финансам и бюджету, а также назначают от имени комитета или комиссии своего содокладчика на пленарное заседание, если в этом есть необходимость. Комитет, комиссия готовит свои письменные предложения к рассматриваемому вопросу в виде поправок, концепций, обоснований и вносит их на пленарное заседание представительного органа на этой же сессии.
Окончательное решение по итогам рассмотрения вопроса в комитетах, комиссиях после обсуждения на пленарном заседании принимается в коллегиальном порядке всеми депутатами.
Сессии представительных органов местного самоуправления проводятся, открыто, гласно. Принцип открытости и гласности закреплен в законах субъектов Российской Федерации и в большей мере в уставах муниципальных образований.
На сессии приглашаются представители заинтересованных организаций и средств массовой информации. Это распространенное явление в деятельности представительных органов имеет свое применение почти повсеместно.
Законодательство субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований предусматривают также проведение закрытых пленарных заседаний представительного органа местного самоуправления. Закрытые заседания проводятся по решению представительного органа местного самоуправления. На закрытых заседаниях рассматриваются, как правило, вопросы, содержащие государственную тайну и не подлежащие всеобщему оглашению.
Заседания представительных органов могут быть очередными (планово в сроки, предусмотренные уставами муниципальных образований и регламентом работы ) и внеочередными (при наличии необходимых для этого обстоятельств).