Прагматическая адаптация исходного текста

Переводческие преобразования, перечисленные в разд. 2, в своей совокупности позволяют создать текст, отвечающий требованиям семантической и экспрессивной эквивалентности. Возвращаясь к приведенной во введении коммуникативной схеме перевода, можно сказать, что в этом случае переводчик воссоздает аналог звена "Отправитель— Текст", отражающий коммуникативную установку Отправителя или цель его сообщения. Значение семантической и других видов функциональной эквивалентности трудно переоценить. Без них акт перевода попросту не состоится. Отмечая важность коммуникативной интенции Отправителя, переводчик не может не принимать во внимание и другое звено коммуникации, определяемое отношением "Текст—Получатель". Этот компонент коммуникативной цепочки ориентирован на Получателя и отражает степень коммуникативного эффекта порождаемого Отправителем Текста.

В процессе перевода, наряду с сопоставлением различных языковых систем, происходит сопоставление разных культур. Как правило, тексты, адресованные носителю исходного языка, рассчитаны только на его восприятие. Они целиком и полностью исходят и? специфических черт его психологии, доступного ему объема информации, особенностей окружающей его социально-культурной сферы. В процессе перевода Текст переадресовывается иноязычному Получателю, располагающему другим объемом фоновых знаний. При этом происходит прагматическая адаптация исходного текста, т.е. внесение определенных поправок на социально-культурные, психологические и иные различия между получателями оригинального текста и текста перевода.

В качестве примера приведем заимствованное у В.Н. Комиссарова высказывание: It was Friday. So they will soon go out and get drunk.

Для русского Получателя ситуация, описываемая в данном высказывании, может быть не до конца ясной. Понять ее помогает указание

1 См. Швейцер А.Д. Теория перевода. С. 146. 106

на то, что в Англии, где происходит действие, зарплату рабочим на фабриках выдают в конце недели по пятницам. С учетом прагматической адаптации перевод этой фразы выглядит так: Была пятница, день получки. Скоро они пойдут домой и напьются.

Круг вопросов, входящих в сферу прагматических отношений "Текст— Получатель", очень широк и не может быть полностью освещен в рамках настоящего пособия. Мы ограничимся лишь некоторыми проблемами, связанными с передачей реалий при переводе с русского языка на английский текстов общественно-публицистического характера.

Реалии — это понятия, относящиеся к жизни, быту, традициям, истории, материальной и духовной культуре данного народа.

Среди приемов, используемых для передачи реалий, следует прежде всего остановиться на транслитерации и калькировании.

С начала перестройки официозная With the advent of perestroika official

литература растерялась. writers grew confused.

Этот способ, однако, носит ограниченный характер и применим лишь к тем языковым единицам, которые прочно обосновались в системе номинаций переводящего языка.

Малознакомые или незнакомые реалии требуют включения в текст дополнительных поясняющих элементов.

Славянофилы идеализировали допет- Slavophiles idealized life in Russia be-

ровское прошлое, но все же не опрични- fore Tsar Peter the Great, but not the

ну Ивана Грозного. "oprichnina", special administrative elite

under Tsar Ivan the Terrible.

В английском тексте слово "опричнина" взято в кавычки с тем, чтобы привлечь к нему внимание читателя и показать, что переводчик понимает связанную с этим словом трудность и хочет помочь читателю. С той же целью перед именами Петра и Ивана Грозного добавляется слово "царь".

В том случае, когда объяснение реалии делается со ссылкой на опыт самого читателя, в качестве вводной фразы могут использоваться следующие выражения: ... a sort (kind, variety) of..., roughly the same as ..., this includes ..., the (Russian) equivalent (version) of ..., in England (the USA) this would be ..."'.

Поясняющие элементы не обязательно должны следовать после реалии, они могут ей предшествовать. Такой прием как бы подготавливает читателя к встрече с иноязычным словом, делает это слово более удобным для восприятия.

1 Стрелкова Н.С. Практическая стилистика английского языка и стилистическое редактирование переводов. С. 35.

7*

Литературная номенклатура перед- The elite echelon Official Writers, re-

KO спекулировала на запретных и полу- ferred to as literary "Nomenclature", often

запретных темах. speculated on forbidden or semiforbidden

themes.

Поясняющий комментарий при передаче реалии может принимать форму развертывания ее усеченного или сокращенного обозначения.

В устах бывшего фронтовика это On the lips of a former front-line sol-

звучало самым отчаянным обвинением. dier this comparison was a pretty sharp accusation.

"Фронтовик" в русском тексте представляет собой усеченный вариант выражения "участник войны, принимавший непосредственное участие в боевых действиях на передней линии фронта". Отсюда и выбор английского соответствия "front-line soldier".

Транслитерации и кальки в сопровождении поясняющих элементов используются в тех случаях, когда переводчик стремится вызвать у читателя ощущение национального колорита или обозначаемые реалиями понятия являются предметом сообщения и поэтому не могут быть опущены. К этому способу, однако, не следует прибегать слишком часто. Дело в том, что неоднократное употребление развернутых объяснительных комментариев в пределах одного и того же текста неоправданно расширяет его объем, делает его громоздким и многословным. Переводчику следует вначале убедиться в том, что транслитерация с пояснительным комментарием действительно необходима. Если в этом особой необходимости нет, он может принять решение о снятии русской реалии и применении другого способа перевода, именуемого функциональным аналогом. Суть этого приема состоит в том, что одна и та же предметная ситуация изображается в переводящем языке на основе различных, хотя и взаимосвязанных признаков. Семантический сдвиг, который происходит при таком переводе, аналогичен случаям, описанным в разд. 1. Здесь применяются те же переводческие трансформации — генерализации, конкретизации и метонимии.

У тогдашних мальчишек имелась еще The kids of those days had their own

одна "привилегия" — кататься снаружи, "privilege" — they could hang on outside. ухватившись за "колбасу".

Сохранение термина-реалии "колбаса", т.е. устройство для сцепки вагонов трамвая (англ. — coupling rod), потребовало бы специального пояснения. Между тем с точки зрения описываемой предметной ситуации эта подробность не является существенной. Основной ее признак иной: мальчишки любили ездить "зайцами" снаружи вагона. Он и передается в английском высказывании с помощью трансформации генерализации.

Наш нынешний видеорынок — это The present video market in this coun-

фантастическая сеть взаимообменов try is made up of a fantastic network of

(подчас посложнее квартирных). mutual exchanges, sometimes even four-

way swaps.

Для английского читателя, мало знакомого с реалиями советского периода, смысл словосочетания "посложнее квартирного" едва ли понятен без дополнительного объяснения. Если бы в тексте речь шла о системе обмена квартир, то, по-видимому, пришлось бы давать соответствующий комментарий. Но в данном тексте предметом сообщения является видеорынок, поэтому мысль Отправителя может быть перефразирована и сформулирована в более привычной для английского читателя манере. Именно так и поступил переводчик, использовавший трансформацию конкретизации, т.е. логическую связь между широким и более узким понятиями: "квартирный обмен" и "его осуществление через многочисленные промежуточные этапы".

Рига, ток, амбар всегда были пред- Taking in crops, processing and storing

мегом наипервейшей заботы крестьяни- grain has always been the prime concern of

на, да и занятие ему давали с осени до peasants, which incidentally kept them

весны. busy from fall to spring.

Существительные "рига", "ток", "амбар" могли бы быть переведены на английский язык их прямыми соответствиями "thrashing barn", "thrashing floor" и "granary". Но эти слова едва ли в полной мере знакомы широкому читателю и в любом случае едва ли вызовут у него те же ассоциации, что и у читателя подлинника. Поэтому более целесообразно пойти по другому пути и перевести эту фразу с помощью метонимической трансформации, т.е. посредством замены наименования места, где осуществляется процесс, названием этого процесса. Ср.: "рига" — место, куда свозят урожай (crops are taken in), "ток" — место, где происходит обмолот снопов (grain is processed) и "амбар" — место, где зерно хранится (grain is stored).

В публицистике советского периода широкое хождение имели слова и словосочетания, относящиеся к марксистской и военной терминологии, типа класс, кризис, культурное (хозяйственное) строительство, широкие народные массы, командиры производства, битва за урожай и т.п. Смена общественного мировоззрения и идеологии не могла не сказаться и на этом разделе лексики. В настоящее время подобные термины встречаются гораздо реже, а если и используются, то не полностью в своем прежнем значении. Нужно сказать, что еще в советский период отдельные стилисты, среди них Н.С. Стрелкова, говорили о необходимости использования для передачи подобных лексических единиц объяснительного, описательного и других видов перевода . Естественно, что в наше время эти рекомендации стали еще более актуальными. Чаще всего в подобных случаях желательно применения функционального аналога.

Далеко не все творческие работ- Not all artistic intellectuals or scientists

ники — научные и художественные — participate in this fighting,

участвуют в подобных распрях.

В переводе сочетания "художественные работники" и "работники научные" приравниваются к английскому сочетанию "artistic intellectuals" и слову "scholars". Нельзя сказать, что такой перевод отражает все смысловые оттенки русских словосочетаний, но в данном контексте это не столь важно, так как выражаемые понятия не являются предметом сообщения. Переводчик поэтому вполне обоснованно заменил их близкими, хотя и не тождественными понятиями культурной среды Получателя.

Ниже следуют ряд других марксистских терминов, которые до сих пор можно встретить в русских публицистических текстах2.

Ценности ные/духовные

культур ные/магериалъ-

Предпосылки Закономерности Противоречия Кризис

База

Народные массы/гуща

Рабочий класс, крестьянство, интеллигенция

Коллектив

cultural wealth, treasure, masterpiece, material wealth, set of values, personal values, morals and ethics.

the conditions necessary for, smth is conditional on/depends on.

pattern, system, logical/natural development.

differences, conflict/clash of interests, antagonisms, disagreements.

slump, recession, depression, hard times, emergency, critical/crucial situation, difficulties.

(material and technical) supply, facilities, area, capacities, foundation, the means, (be technically) prepared, rooted in, based on.

most people, the millions, the majority, if "masses" then without "broad" or "popular", the public, people, everyone.

industrial, office and farm workers, fanners, intellectual force (of the land), professionals, artistic intellectuals.

we at our plant, the staff, the plant, our institute, our laboratory, our class (at school), group; body, associates, company, (my) co-workers, mates, colleagues (and I).

1 См. Стрелкова Н. С. Практическая стилистика английского языка и стилистическое редактирование переводов. С. 30—31.

2 Примеры взяты из пособия Н.С. Стрелковой. С. 31.

Передача реалий посредством поясняющих добавлений не ограничивается чисто материальными или историческими реалиями. Этот способ используется применительно к другому виду реалий — широким понятиям, отражающим особенности экономической, политической и социальной жизни русского народа. Аналогичные понятия могут существовать и в культурной среде англоговорящих стран. Но там они воспринимаются несколько иначе или же не используются так часто, как в русской публицистике.

При передаче подобных реалий целесообразно не только называть данное явление и в некоторых случаях использовать прямое английское соответствие, но и сопровождать его поясняющим комментарием. Механизм такого перевода близок к приему "функционального аналога", о котором речь шла выше. Разница между ними состоит в том, что здесь переводчик использует не разные, а те же самые аспекты изображаемой предметной ситуации. При этом он дополняет их другими ее признаками, т.е. делает описание предметной ситуации более полным и, следовательно, более доходчивым для понимания.

Когда наплыв пассажиров увеличи- When the tram was crowded the conductor

вался, кондуктор трамвая откидывал could flip up his seat and carry on with his work

"скамеечку" и работал стоя. standing up to make more room.

У английского читателя может сложиться не до конца полное представление относительно того, зачем кондуктбр работал стоя. Желая устранить недопонимание, переводчик описывает предметную ситуацию более подробно и называет ее другие признаки, в частности появление в вагоне дополнительного места для пассажиров (to make more room).

Нужны надежные стимулы для их They must make sure that their employees have

работников, возможности поиска. the incentive to do their job properly and to

keep their finger on the pulse ofjuture trends.

Слова "стимулы" и "поиска" в контексте современной русской культуры обозначают широкие понятия, своего рода символы определенных ситуаций, которые достаточно понятны русскому Получателю. Их передача на английский язык прямыми соответствиями ("incentives" и "search") вряд ли будет в полной мере понятна английскому Получателю. Переводчик поэтому не только использует прямые соответствия, но и поясняет, что они обозначают в контексте культурной среды Отправителя: "стимулы" необходимы для поощрения хорошей работы служащих, а "поиск" имеет своей целью выявление имеющихся тенденций, в данном случае в сфере видеобизнеса (соответственно: "incentive to do their job properly" и "to keep their finger on the pulse of future trends").

Поясняющий перевод бывает порой необходим для более четкого раскрытия мысли автора, который упоминает некоторые признаки ситуации лишь вскользь или намеком, считая, что они достаточно хорошо известны Получателю. В переводе эти недомолвки желательно устранять посредством поясняющих добавлений и общего более четкого описания ситуации.

В 70-е годы деревенская литература In the 70s, Village Prose flourished, as

добилась того, что в лице Астафьева, leading village writers, Victor Astafiev,

Белова и Распутина могла существо- Vasily Belov and Valentin Rasputin, suc-

вать в известной мере самостоятель- ceeded in establishing a more or less inde-

HO, исповедуя патриотизм. pendent school under the banner of

"patriotism".

В приведенном переводе упорядоченность в описании ситуации достигается знакомым из предыдущих разделов способом членения, обусловленным наличием однородных сказуемых. Такое решение одновременно позволяет более четко выразить мысль о месте деревенской прозы в советской литературе того периода и роли Астафьева и других "деревенщиков" в становлении ее известной самостоятельности. Той же цели служит добавление слова "school" и сочетания "leading village writers".

В заключение следует упомянуть об аллюзиях, стилистических намеках на реальные факты, исторические события и литературные произведения, хорошо известные Получателю исходного текста, но не обязательно знакомые Получателю конечного текста. Дословная передача аллюзий, как правило, не достигает своей цели, оставляя невыраженными существенные элементы культурного фона исходного языка. Здесь также переводчик нередко прибегает к поясняющим добавлениям.

Новый фильм наконец-то будет до- At last remote places, and as the lyrics

ходить до самых до окраин не с двух- of a popular song go this is a vast land, will

летним опозданием. not have to wait two years or more for new

films to arrive on their screens.

Ссылка на известную песню "Широка страна моя родная" имеет своей целью подчеркнуть размеры страны и более полно донести до иноязычного получателя мысль о тех трудностях, с которыми сталкивались создатели сети видеопроката в России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Какой смысл вкладывается в понятия 'прагматика получателя' и 'коммуникативный эффект'?

2. Что понимается под термином "оеалия"?

3. Что входит в понятие 'прагматической адаптации" исходного текста?

Рекомендуемые правила перевода реалий •

При передаче реалий, хорошо известных Получателю, используется прием транслитерации и калькирования. Менее известные или неизвестные английскому читателю реалии сопровождаются поясняющим комментарием, название реалии берется в кавычки, а поясняющие элементы располагаются до или после поясняемого слова.

Если обозначаемые реалиями понятия не являются предметом сообщения, переводчик может принять решение о снятии реалии и передаче соответствующего понятия посредством функционального аналога, используя трансформации генерализации, конкретизации и метонимии.

При передаче реалий, обозначающих предметные ситуации, которые могут быть известны и конечному Получателю, но воспринимаются им несколько иначе или упоминаются не так часто, как в русской публицистике, прямое английское соответствие может сопровождаться поясняющим комментарием.

Упражнение 53. ТРАНСЛИТЕРАЦИИ и КАЛЬКИ

1. Мы говорим: перестройка принесла свободу. То же самое с гласностью.

2. Можно ли здесь провести аналогию с полемикой, которая шла в прошлом веке между славянофилами и западниками^

3. Славянофилы по-своему понимали российскую славянскую самобытность, но не подстрекали ради нее к погромам и поискам врагов.

4. Руководство партии, ее чиновный аппарат на протяжении долгого времени взращивали противостояние в среде интеллигенции.

5. Либеральная литература, детище хрущевской оттепели, была, что называется, честным направлением.

6. Городская Дума в Петербурге хотела да никак не могла пустить трамвай по улицам, право прокладки рельсовых путей принадлежало владельцам конки, всеми силами боровшимся с "электрическим конкурентом".

Упражнение 54. ТРАНСЛИТЕРАЦИИ и КАЛЬКИ

С ПОЯСНЯЮЩИМ ДОПОЛНЕНИЕМ

1. Нечаев — не только певец террора, но и синоним русского бланкизма. Заговор, тайные планы свержения, беспощадного уничтожения ненавистных руководителей и правительств — визитная карточка бланкизма.

2. Дружины, возникшие в 60-х годах, имели своей целью оказание помощи в работе по предотвращению преступности и осуществлении других мероприятий, таких, как дежурство на улицах.

3. И конечно же, кощунственно даже подумать, что идеология славянофильства может послужить политической базой антисемитизма.

4. Славянофилы идеализировали допетровское прошлое, но все же не опричнину Ивана Грозного.

5. Поэт в России больше, чем поэт, — сказал Евтушенко, желая тем самым воспеть положение поэта в России.

6. Сущность этой литературы заключалась в пламенном стремлении к внелитературным задачам, созданию "нового человека".

7. Это уже признак нравственного распада личности. Подобные методы возрождают дух "особых совещаний".

8. Литературная номенклатура нередко спекулировала на запретных и полузапретных темах.

Упражнение 55. СОКРАЩЕНИЯ и МАРКСИСТСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

1. Он учится в техникуме, который готовит специалистов по ремонту электронной аппаратуры.

2. Лишившись в западном "тамиздате" цензурных ограничений, значительное большинство произведений диссидентской литературы задохнулись от обилия кислорода.

3. Определенная часть творческих работников еще во времена Пролеткульта осознала, что можно манипулировать позицией партии через групповщину и личные связи.

4. Идеологическое давление продолжалось в институте и ПТУ, в армии и на работе.

5. Кому-то не терпится вырыть ров между властью и массами.

6. Больше того, для ленивых и безвольных это путь к люмпеншацш, анархическому поведению, преступности.

7. Чем объясняется разделение нашей интеллигенции, особенно литературной, на противостоящие группы?

8. Далеко не все творческие работники — научные или художественные — участвуют в подобных распрях.

Упражнение 56. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АНАЛОГИ

1. Сначала райисполкомовский чиновник открыл "зеленый свет" спекулятивным кооперативам — более денежным и сговорчивым.

2. Как только, хотя и слегка, прижали махинаторов, коррумпированные элементы, теневую экономику и политику, появились всевозможные социальные провокации.

3. Реакционная волна, торопящаяся сейчас устранить препятствия для правого поворота, в конечном счете обречена на клоунаду, на кликушество.

4. Официальная литература опиралась на принцип "партийности", утвердившийся в 30—40-х годах.

5. Некоторые местные руководители воскликнули: как это, "неконтролируемые частные кинотеатры"! Они вводили принудительную "паспортизацию", требовали предъявления кассет для перлюстрации.

6. Нормальный демократический процесс предполагает творческую состязательность, а не базар тщеславий или литературный вариант Вышинского.

7. То, что явление околотворческой групповщины есть, — это факт.

Упражнение 57. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АНАЛОГИ

1. Более того, новая литература также опирается на адаптацию к ситуации свободного самовыражения и отказ от спекулятивной публицистичности.

2. Достойно сожаления, что к очень серьезной идее российского возрождения нередко прилипают авантюристы, отпугивающие своим кликушеством тех, кто за процветание России.

3. У тогдашних ребятишек имелась еще одна "привилегия" — кататься снаружи, ухватившись за "колбасу".

4. Любой крестьянин понимает, что при наших пространствах и вековой ухабистости дорог хлеб и картошку нужно хранить в основном у производителя.

5. Видео, конечно, не может целиком решить проблему "ножниц" между центром и периферией, но смягчить может.

6. По телевидению на всю страну если и показывают спектакль, то обычно не раньше, чем остынет к нему зрительский интерес, дабы не подрывать кассовых сборов.

1. Социалистический реализм учил видеть действительность в ее революционном порыве, поэтому отрицал реальность за счет будущего, был ориентирован на преодоление настоящего и насыщен звонкими обещаниями.

Упражнение 58. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АНАЛОГИ

1. Тем не менее деревенскую литературу стремились приноровить для идеологических нужд, взять в союзницы в борьбе с Западом.

2. Я помню драматический момент, когда один за другим выступали поэты, впервые вышедшие в московском клубе на свободную эстраду с тем, чтобы прочесть свои потаенные либеральные стихи, написанные при Брежневе.

3. Еще перспективнее приобщение жителей глубинки с помощью видео к культурным явлениям центра.

4. Хочется верить: видео — последний пример в ряду культурно-социальных новаций нашего времени, заставший нас неспособными действовать "с упреждением".

5. Порой становится мучительно горько за возню в литературных подъездах по принципу: "не укусишь — не успеешь", "не тявкнешь — не заметят".

6. Особенно омерзительно, когда поиск врага выстраивается на национальной почве, когда занимаются генеалогическим гробокопательством, с садистским сладострастием отыскивая имена отцов и матерей.

7. Цензура оказала здесь свое формообразующее влияние и привила либеральной литературе тягу к навязчивой аллюзивности. Она же развратила и читателя, который приходил в восторг всякий раз, когда подозревал у писателя "фигу в кармане". Писатель стал специализироваться на "фигах" и разучился думать.

Упражнение 59. ПЕРЕВОД с поясняющим ДОБАВЛЕНИЕМ

1. Среди тем-табу были — Сталин, особенности русского национального характера, коллективизация, диссидентское движение.

2. Горечь всех этих терзаний едва ли послужила надежным цементом для вавилонской башни словесности.

3. Одни приспосабливались, другие продавались (что не спасало ни тех, ни других от рулетки террора).

4. Нужны надежные стимулы для их работников, возможности поиска.

5. Деревенщики, кажется, отказываются от "советских" ценностей, но меня их апокалиптический тон угнетает своей безвкусицей.

6. В принципе должно быть так, — поясняет директор "Видеофильма" О. Уралов. — Прошла в Москве шумная премьера "Собачьего сердца" — и мы снимаем на пленку, скажем, пятое, шестое представление.

7. Каталог-анонс предлагаемых видеопрограмм помог бы точнее определить тиражи — "промахнуться" с ними "Видеофильму" гораздо накладнее, чем любому издательству.

8. Когда наплыв пассажиров увеличивался, он откидывал "скамеечку" и работал стоя.

Упражнение 60. ПЕРЕВОД с поясняющим ДОБАВЛЕНИЕМ

1. Центральной фигурой в ней стал образ женщины-праведницы (например, в рассказе Солженицына "Матренин двор", близком к деревенской литературе), которая, несмотря на все тяготы жизни, остается верной своим религиозным инстинктам.

2. Другие же предлагают, скорее, версию самооправдания, объясняя свое участие в травлях инакомыслящих писателей тем, что они выполняли "приказ".

3. Деревенская литература сложилась в послесталинские годы и описала чудовищное положение русской деревни, подвергнувшейся беспощадной коллективизации, несчастьям военного и послевоенного времени.

4. Без кассет с "трудными" фильмами и квалифицированным комментарием проблему серьезного зрителя не решить.

5. Деревенская литература, скорее, не тематическое, а мировоззренческое понятие.

6. Именно Игорь Тимофеевич вывел пять лет назад из ворот парка старый "Бреш" и все эти годы водил его по экскурсионному маршруту.

7. Чтобы видеотека, салон-клуб жили, они должны постоянно прислушиваться к запросам.

8. Даже "простой" кинопрокат удобнее вести посредством кассет, а не тяжелых металлических сундуков с пленкой.

Упражнение 61. ПЕРЕВОД с поясняющим ДОБАВЛЕНИЕМ

1. За почести и привилегии они травили и своих инакомыслящих братьев.

2. По-моему, это другое при чрезмерной развитости концепции социальной ангажированности слишком часто разворачивало русскую литературу от эстетических задач в область однозначного проповедничества.

3. Новый фильм наконец-то будет доходить до самых до окраин не с двухлетнем опозданием.

4. Эта, как ее еще называют, секретарская литература писалась влиятельными секретарями Союза писателей и потому была защищена от нападок как цензуры, так и критики.

5. Многих честных, неподкупных не один раз репрессировали.

6. Литератор нанимал стиль, как rent-а-саг, лишь бы только добраться до цели своего социального назначения.

7. Официозная литература могла бы поставить вопрос о настоящей шекспировской трагедии, происшедшей с частью пожилого поколения, которое к семидесяти годам осознало бессмысленность своего земного существования, отданного ложным идеалам, при полном неверии в метафизические ценности.

8. В 70-е годы деревенская литература добилась того, что в лице Астафьева, Белова и Распутина могла существовать в известной мере самостоятельно, исповедуя "патриотизм".

9. Деревенщики были всерьез обеспокоены еврейским влиянием на русскую историческую судьбу. Их "помраченное сознание" было определено историческим желанием переложить ответственность за национальные беды на чужих.

10. Проверке построенного на прочность будет способствовать и очевидная, лицом к лицу, соревновательность с зарубежными аналогами и параллельное существование неофициального проката "с рук".

Упражнение 62. ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕКСТ,

ИСПОЛЬЗУЯ НАЗВАННЫЕ ВЫШЕ ПРИЕМЫ

1. Как сообщалось в печати, провинция Газа в Республике Мозамбик подверглась самым крупным за последние годы наводнениям. Руководствуясь принципами гуманизма, Исполком Российского союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца принял решение оказать безвозмездную помощь населению Мозамбика. 1 мая из Петербурга в столицу республики Мопуту вышел теплоход "Сретенск". На его борту — медикаменты, продовольствие, медицинские инструменты и другие грузы.

2. В ставропольском производственном комбинате налажен выпуск довольно редкой продукции — бурок из натуральной шерсти. Длиннополые, просторные, они обладают особыми свойствами: предохраняют от холода, не промокают под дождем, сохраняют прохладу в летнюю жару. Вот почему эту верхнюю одежду охотно приобретают чабаны. . 3. На заготовку урожая кедровых орехов промысловики отправились в Хилокскую тайгу, что в Читинской области. Эти места издавна славятся кедровниками. Предусмотрено собрать сто тонн орехов. Но предварительное обследование показало: ценной продукции будет получено больше. В труднодоступных местах заранее отремонтированы и построены новые зимовья, сюда доставлены продукты и спецодежда.

Наши рекомендации