Конституц. (уставные) суды субъектов РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона О судебной системе в состав судебной системы РФ наряду с федеральными судами могут входить суды субъектов РФ, в том числе конституционные (уставные) суды. Более конкретно об этих судах сказано в ст. 27 Закона. В ч. 1 этой статьи обозначены их полномочия. К ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ:

  • принятых в нем законов;
  • нормативных правовых актов его органов государственной власти;
  • нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
  • вопросов толкования конституции (устава).

Порядок рассмотрения вопросов такого рода должен определяться законами субъектов РФ. Финансирование этих судов возложено тоже на субъекты РФ.

Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч. 4ст. 27Закона). Этим подчеркивается автономность таких судов от всех других судов, в том числе Конституционного Суда РФ.

Практически формирование рассматриваемых судов шло крайне медленно. К 2002 г. законодательные решения, декларирующие учреждение конституционных (уставных) судов, состоялись лишь в половине субъектов РФ. Реально же они функционировали еще в меньшем их числе — всего в 13 субъектах РФ (например, в республиках Татарстан, Северная Осетия—Алания, Карелия, Коми, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Якутия, а также в областях Свердловской, Тюменской). Кое-где они, не успев сформироваться, прекратили свое существование.

Билет 2

1. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.

Нормы Конституционного права – это правило поведения, установленное или санкционированное в Конституции, а также в других Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответственность субъектов Конституционного права.

Особенности норм Конституционного права:

1.Нормы содержатся в Конституции, поэтому обладают высшей юридической силой.

2.Нормы содержатся в федеральных Конституционных законах, поэтому обыкновенные законы должны соответствовать федеральным Конституционным законам.

3.По кругу субъектов, кому направлены эти нормы (государство, народ, нация, президент, правительство).

4.Характер предписаний, которые содержатся в правилах поведения. Этот характер носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем.

5.По структуре нормы содержат в основном гипотезу и диспозицию, санкции применяются реже.

Виды норм Конституционного права.

По содержанию нормы делятся на:

•нормы, регулирующие основы Конституционного строя;

•нормы, регулирующие права человека;

•нормы, регулирующие устройство государства;

•нормы, регулирующие систему органов управления.

По территории действия нормы делятся на:

•общефедеральные;

•республиканские;

•региональные;

•местные;

По форме выражения предписаний нормы делятся на:

•нормы управомачивающие;

•нормы обязывающие;

•нормы запрещающие.

По юридической силе:

1.Конституция РФ;

2.Федеральные конституционные законы;

3.Федеральные законы;

4.Конституции (уставы) субъектов РФ;

5.Законы субъектов РФ;

6.Закон о поправках к Конституции;

7.Декларации;

8.Регламенты палат;

9.Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17.Договоры субъектов между собой.

По функциям, механизму правового регулирования нормы делятся:

•нормы принципы;

•нормы задачи;

•учредительные нормы;

•нормы констатации.

По методу правового регулирования нормы бывают:

•императивные;

•диспозитивные.

По особенности выполняемой роли:

•материальные;

•процессуальные.

Конституционный институт – это обусловленная общностью регулируемых общественных отношений, обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных групп Конституционных норм, имеющих единый предмет регулирования.

Конституционные институты обусловлены объективными закономерностями политического, экономического, социального и культурного развития гражданского общества, и составляют основу Конституционного права как отрасли права.

2. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации.

За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане). Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой, но не перед Советом Федерации).

Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-министра). Это означает, что увольняется и Правительство как таковое, хотя новый премьер-министр и сам Президент РФ могут сохранить состав прежнего Правительства или его определенных членов. Президент РФ Б.Н.Ельцин неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требуют ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон о Правительстве 1997 г.).

Президент РФ может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему недоверия. В этих случаях Президент РФ может принять альтернативное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Государственную Думу.

Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. “Силовые” министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и Несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом РФ и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявляя выговоры заместителям министров. Председатель Правительства также объявлял публичные замечания отдельным министрам.

Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства выступают Иногда на заседаниях Совета Федерации, это, как правило, лишь информация (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содержит некоторые контрольные элементы). Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда их два и в течение трех месяцев. Если разрыв достигает более трех месяцев, вотумы недоверия недействительны.

Акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суд. Так, в 1998 г. Верховный Суд РФ, который организационно обеспечивает деятельность судов РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой по поводу того, что Правительство (Министерство финансов РФ) не выделяет запланированных средств из бюджета для работы судов. Обжаловались в Конституционный Суд РФ некоторые акты Правительства, затрагивавшие конституционные права личности

Билет 3.

1. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды.

Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, субъекта и содержания (права и обязанности субъектов, которые они приобретают).

К субъектам относятся:

1.физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2.общности людей (народ страны, народ субъектов, население);

3.ассоциации граждан (общественные объединения, в том числе в форме политических партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

4.государство;

5.государственно-территориальные образования (субъекты РФ, части территории и т.д.);

6.органы государственной власти (центральные, региональные);

7.высшие должностные лица;

8.депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9.различные избирательные объединения (комиссии).

Объект конституционных правоотношений – это то, на что направлено правоотношение:

1.государственные территории;

2.материальные ценности;

3.поведение людей;

4.деятельность органов государства;

5.личные неимущественные отношения.

Таким образом, общим для всех объектов конституционно-правовых отношений являются:

•тесная связь с властью государства;

•общественный контроль над властью.

Содержание правоотношения – конкретные права и обязанности, которые приобретает участник правоотношений при возникновении юридических фактов. К содержанию относятся:

1.конкретные правоотношения (подача заявления) и правовые состояния (наличие гражданства);

2.постоянные или временные правоотношения;

3.материальные или процессуальные правоотношения;

4.правоустановительные или правоохранительные правоотношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения является юридический факт – это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

2. Конституционно-правовые основы деятельности политических партий в России.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Чтобы общественное объединение получило статус политической партии, оно должно иметь: 1) региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, причем в одном субъекте РФ может быть только одно региональное отделение партии; 2) не менее 10 тыс. членов политической партии; 3) руководящие и иные органы политической партии, а также региональные отделения и иные структурные подразделения на территории РФ.

Политические партии в РФ создаются в целях: 1) формирования общественного мнения; 2) политического образования и воспитания граждан; 3) выражения мнения граждан по любым вопросам общественной жизни, доведения его до сведения широкой общественности и органов государственной власти; 4) выдвижения кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участия в выборах в указанные органы и в их работе.

Политическая партия обязательно должна пройти государственную регистрацию.

Каждая политическая партия должна иметь свой устав, в котором указываются наименование партии, официальная символика партии, порядок приобретения ее членства, руководящие органы партии и другие основные сведения о партии.

Деятельность политических партий в РФ должна строиться в соответствии с принципами: 1) добровольности; 2) равноправия; 3) самоуправления (т. е. партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности); 4) законности (т. е. деятельность партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина и иные требования законодательства РФ); 5) гласности (т. е. информация о партиях, их деятельности, учредительных и программных документах должна быть общедоступной).

Ограничения в создании политических партий: 1) запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.; 2) запрещается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а равное по признакам принадлежности к одной профессии); 3) не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных)органов государственной власти, в государственных организациях; 4) запрещается создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и их структурных подразделений;

5) ограничивается деятельность партий в случае введения на всей территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения.

Билет 4.

1. Источники конституционного права России как отрасли права.

Источники конституционного права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязательного значения. К ним относятся:

1.Конституция РФ;

2.Федеральные конституционные законы;

3.Федеральные законы;

4.Конституции (уставы) субъектов РФ;

5.Законы субъектов РФ;

6.Закон о поправках к Конституции;

7.Декларации;

8.Регламенты палат;

9.Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.

Конституционное Право – это системообразующая отрасль Российского права, определяющая развитие (сокращение) норм, институтов и отраслей, регулирующих правовые отношения в жизни государства и общества.

Ведущее значение Конституционного права в национальной правовой системе определяется:

1.нормы Конституции являются исходными для всех отраслей права, определяя специфическим методом воздействия необходимость принятия законов, формирования компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, наделения граждан правами, обязанностями и гарантиями;

2.регулированием законодательной деятельности, принятием законодательных норм;

3.ведущее значение Конституционного права выражается фиксирование основных прав и свобод человека и гражданина и пределы их ограничений, поскольку нормы других отраслей права не вправе сузить содержание Конституционных прав;

4.закрепление деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, которые реализуют все отрасли права и тем самым принимают участие в выявлении соотношения отрасли Конституционного права и других отраслей.

15 статья Конституции РФ части 4 определяет, что в правовую систему входят общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры. При возникновении противоречий между принципами, нормами международного права и Конституцией, ведущее положение занимает Конституция.

2. Понятие избирательной системы и избирательного права. Избирательное право как конституционно-правовой институт.

Избирательная система имеет два смысла:

•В широком смысле это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти, местного самоуправления и высших должностных лиц, а также организаций, возникающих при этом процессе.

•В узком смысле это способ определения результатов выборов в зависимости от результатов голосования, то есть, технология определения результатов выборов.

Существуют два типа избирательных систем:

•при мажоритарной избирательной системе избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов избирателей;

•пропорциональная избирательная система – это система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.

Достоинство мажоритарной системы:

Мажоритарная система обладает преимуществом по связи избирателей с конкретным депутатом. Депутат хорошо знает избирателей, отдавших за него голос и поэтому граждане чаше приходят к нему на прием, имеют право потребовать от депутата конкретных действий

Недостаток мажоритарной системы:

При мажоритарной системе отсутствует единый перспективный план развития всей территории, депутатом от которой он является.

Достоинство пропорциональной системы:

Представительный орган имеет цельный перспективный план развития территории.

Недостаток пропорциональной системы:

Пропорциональная система ослабляет личные связи и персональную ответственность депутата перед избирателями.

Именно поэтому, по мнению ученых, для лучшего развития парламентаризма в России имеет место баланс этих двух систем.

Мажоритарная система имеет три разновидности:

1.Относительно большинства (получение большинства голосов относительно другого кандидата).

2.Абсолютного большинства (50% + один голос).

3.Квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 всех голосов избирателей).

Пропорциональная избирательная система имеет огромное количество разновидностей.

После распределения мандатов между партийными списками встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получаю мандаты депутатов. Существует два вида списков:

1.Жесткие (жесткая очередность кандидатов определяется партией в момент формирования списка; депутаты, указанные в списке не подлежат переносу).

2.Гибкие (список может быть изменен внутри самих кандидатов).

Новый федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» вводит в обязательном порядке пропорциональную систему выборов депутатов представительных органов.

Избирательное право имеет два значения:

•Субъективное избирательное право закреплено в статье 32 Конституции: избирать и быть избранными.

•Объективное избирательное право – совокупность правовых норм, регулирующая определенные периоды выборов депутатов законодательных представительных органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.

Существует три уровня относительно самостоятельных нормативных массивов избирательного права:

1.Федеральный.

2.Субъекта федерации.

3.Муниципальный уровень.

Избирательное право регулируется следующими законами:

Конституция РФ (ст. 32 и т.д.), федеральные законы (ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах Президента РФ» 1999 года, ФЗ «О выборах» 1999 года и т.д.), Указы Президента, судебные решений Конституционного Суда РФ, Конституции, уставы и законы субъектов, нормативные акты избирательных комиссий, нормативные акты местного самоуправления.

Билет 5.

1. Конституционная реформа в России в кон. 80-х – нач. 90-х годов XX века. Современные перспективы конституционной реформы в России.

В середине 80-х годов XX

века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни

общества.

Эффективность Конституции как фактора социальных изменений зависит от ее способности отразить и способствовать проявлению назревших потребностей общественной жизни.

С этой точки зрения российское советское общество 1987—1990 гг. стояло перед глубокой социальной трансформацией, которая требовала:

•демонтировать однопартийную систему и открыть простор политическому плюрализму, который неизбежно привел бы к созданию многопартийной системы;

•параллельно с демонтажем системы партийного руководства восстановить дееспособность органов государственной власти, советов, которые в тот период выполняли в значительной степени декоративные функции;

•ликвидировать очевидные проявления бюрократизма в общественной жизни (номенклатурные привилегии, неподконтрольность чиновников, кабинетный способ принятия важнейших государственных решений);

•в экономической сфере — создать предпосылки для возникновения и соревнования различных форм собственности;

•защитить ростки частной инициативы и частного предпринимательства;

•ликвидировать позорные проявления диктата и тоталитаризма в духовной сфере. Создать предпосылки для формирования плюрализма мнений, идеологического плюрализма, свободы научного творчества и интеллектуальной свободы;

•признать факты грубейших нарушений прав человека и ликвидировать почву для подобных нарушений в будущем;

•осуществить глубокую демократизацию федеративного устройства государства, разгрузив верхние этажи власти и передав полномочия и ответственность вниз. Первые годы горбачевской «перестройки» были уникальным периодом для начала реформ. Общество было настроено на реформы, ждало и торопило их. К сожалению, результат оказался во многом отличным от ожиданий.

2. Процедура роспуска Государственной Думы.

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.

Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Билет 6

1. Понятие, предмет, функции, система и источники науки конституционного права Российской Федерации.

Наука Конституционного права – это система знаний об устройстве государства, положения в нем человека, закрепленных в нормах Конституционного права, и об отношениях, складывающихся между государственными структурами, общественными институтами и гражданином в сфере конституционного регулирования.

В предмет Конституционного права как науки включаются:

1.Конституционное право как отрасль;

2.история становления конституционных институтов;

3.практику реализации конституционных институтов на современном этапе;

4.анализ достоинств и ошибок законодателя;

5.анализ недостатков в реализации конституционно-правовых норм;

6.обоснование конкретных мер, направленных на исправление существующей ситуации.

Система науки – это обособленная внутренней логикой упорядоченная совокупность самостоятельных теоретических комплексов и логическая связь между ними.

Система науки включает в себя следующие знания:

1.об отрасли права;

2.о сущности Конституции, этапах ее развития, особенностях структуры и особенностях ее содержания;

3.основы Конституционного строя;

4.взаимодействие государства и личности, права и свободы человека;

5.о государственном и административно-территориальном устройстве;

6.о системе органов государства и местного самоуправления.

Функции науки Конституционного права– это основные направления воздействия науки на действующие норма и общественные отношения.

Функции науки Конституционного права:

1.аналитическая;

2.познавательная;

3.регулятивная;

4.прогностическая;

5.идеологическая;

6.охранительная;

7.коммуникативная.

Источники Конституционного права как науки представляют собой нормативные и документальные средства, с помощью которых осуществляется познание этой науки. К ним относятся:

1.источники Конституционного права как отрасли права;

2.исторические источники;

3.монографии, сборники, диссертации, доклады и другие научные труды ученых;

4.комментарии к законам;

5.труды российских ученых в учебниках, в учебных пособиях и учебных курсах;

6.Словари, справочники;

7.Опыт государственного строительства, в том числе судебные решения;

8.Акты общественных объединений – это любые решения общественных объединений, уставы

2. Конституционные основы экономических и социальных отношений в Российской Федерации.

Экономический строй – это хозяйства и собственности, который признаются господствующими в данном государстве.

Конституционный институт основ экономического строя – это система взаимосвязанных конституционных норм в рамках исключительного ведения РФ и субъектов, регулирующих важнейшие отношения в сфере собственности и обращения материальных и духовных благ, основанная на общих принципах и объективных закономерностях экономического развития страны. Результатом должного конституционного регулирования является установление конституционного публичного экономического порядка.

Конституционный публичный экономический порядок – это состояние общественных отношений в сфере экономики, образуемое в результате целенаправленного правового регулирования, итогом которого выступает оптимальное обеспечение экономической безопасности страны, частных прав в публичных интересах, вмешательства государства в экономику.

Экономическая безопасность государства – это состояние экономики, обеспечивающее достаточны уровень социального, политического и оборонного развития страны.

Единое экономическое пространство – это принцип конституционного регулирования общественных отношений, представляющий собой объединение географических, экономических, политических и культурных факторов развития общества, обеспечивающее правовое регулирование со стороны государства.

Гарантии экономики (ст.8):

1.Единство экономического пространства;

2.Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3.Свобода экономической деятельности.

Конституционные гарантии развития рыночной экономики – это требования Конституции ко всем органам государственной власти и их должностным лицам не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров и услуг. Гарантия такого перемещения состоит в обеспечении правового режима, одинакового для всех предпринимателей на всей территории России.

Билет 7

1. Понятие, юридические свойства, виды, формы конституций. Особенности Конституции Российской Федерации 1993г.

Конституция – это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп) общества, и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Если определение Конституции является общим для всех Конституций мира, то вопрос о сущности Конституции отражает особенности каждой конституции и каждой страны. Сущность Конституции – это баланс социальных интересов в конкретном государстве на конкретное время.

Конституционализм – это особая разновидность политического режима, конституционной законности: правление, ограниченное конституцией. Его признаками являются:

1.человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью;

2.существует ограничение государственной власти (разделение властей, самоуправление);

3.действуют институты народного представительства и непосредственной демократии;

4.Конституция признается высшим актом юридической силы и прямым источником для всей правовой системы.

Виды Конституции.

1.По порядку установления:

•октроированные (дарованные монархом);

•не октроированные;

2.По порядку изменению:

•гибкие (Конституция СССР);

•жесткие (Конституция РФ);

3.По форме закрепления политической власти:

•монархические (закрепившие власть монарха);

•республиканские (закрепили власть парламента);

4.По форме государственного устройства:

•унитарные;

•федеративные;

5.По степени отражения реально складывающихся общественных отношений:

•юридические;

•фактические;

6.По месту в правовой системе государства (РФ, республик РФ).

Юридические свойства Конституции:

1.Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране того конституционного строя, который закреплен в конституции, идея подчинения всех законов государства Конституции.

2.Высшая юридическая сила (ст.15) означает, что все законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции. В случае такого противоречия, Конституция осуществляет прямое действие. Все органы государства обязаны соблюдать требования Конституции.

3.Конституция определяет процесс правотворчества (ст.76, 104, 105, 106, 107, 108, 109 и т.д.).

4.Стабильность Конституции означает, что она принимается на значительный срок для достижения определенности государства и она не должна часто меняться. Частая смена Конституции влечет за собой нестабильность режима.

5.Преемственность Конституции означает, что каждая последующая Конституция «впитывает» все передовое, что достигла конституционно-правовая наука на конкретный период.

6.Особая охрана государством заключается в том, что практически вся система органов государственной власти призвана охранять Конституцию. Для этого существуют особые институты (например, Конституционные Суды), которые осуществляют проверку законодательства государства на предмет соответствия Конституции.

7.Особый порядок принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.

Особенности Конституции:

1.Принимается народом (или от его имени).

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ

2.Целовек, его права и свободы - высшая ценность.

3.Идеологическое однообразие.

4.Свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.

5.Закрепляется федеральное государственное устройство.

6.Обеспечение прав граждан в области правосудия и организация судебной системы.

В зависимости от формыКонституции бывают:

♦ Кодифицированная Конституция - единый писанный конституционный акт (Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.);

♦ Не кодифицированная Конституция - совокупность нескольких писанных конституционных актов (Швеция - 3 акта: форма правления 1974г., о престолонаследии 1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии - аналогичная система актов, в Израиле - 8 основных законов);

♦ Смешанная Конституция - имеет несистематизированный, комбинированный характер, состоит из писанной и неписаной частей (Великобритания: писанная - статусное право, т.е. акт о парламенте, с 1215г. - «Великая Хартия Вольностей», неписаная - судебные прецеденты, конституционный обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии);

♦ Неписаная - полное отсутствие документов (Конституция Румынии в 1-е месяцы после декабрьского восстания 1989г.).

2. Президент Российской Федерации: конституционный статус. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

Президент РФ— высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Констит статус:

Пост президента был утвержден в 90 г., а первым президентом был Ельцин 12 июня 91 г. Правовой статус Президента закреплен в ст. 80 КРФ.

1. Президент является главой гос-ва, институт президентства в РФ сочетает черты как президентской так и полупр. р-ки. П-т определяет структуру Пр-ва, принимает решения о его отставке, назначение председ. П-ва осуществл. с согласия ГД. Глава гос-ва не явл. главой Пр-ва.

Пр-во ответственно не только перед Президентом, но и перед парламентом.

2. Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод ч. и г. В установленном КРФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное функционировние и взаимодействие органов гос. власти.

3. Президент РФ в соотв. с КРФ и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва.

4. Президент РФ как глава гос-ва представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Прекращение полномочий:

В соответствии со ст. 91 Президент обладает неприкосновенностью. Досрочное прекращение полномочий президента имеет место в случае: (ст. 92, ч.2)

1) отставка Президента, т.е. добровольный уход главы гос-ва со своего поста

2) стойкая недееспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

3) отрешение от должности.

Билет 8

1. Принципы, сущность и функции Конституции Российской Федерации.

Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права.

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

♦ институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);

♦ институт государственного (территориального) устройства;

♦ институт (систему) государственных органов;

♦ государственную символику;

♦ механизм защиты конституции.

В формально-правовом аспекте конституция (устав, ордонанс, уложение) – особый основной закон государства.

Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов.

Содержание и форма конституции взаимозависимы:

♦ Форма конституции в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон.

♦ Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).

Функции Конституции.

1.Учредительная функция.

Выражается в том, что Конституция появляется в результате коренных изменений, которые происходят в жизни общества. Конституция – это всегда результат каких-либо «переворотов», изменений в государстве. Эта функция предполагает создание совершенно новых институтов, отношений в государстве и обществе.

2.Организаторская.

Конституция ставит перед государством, общественными организациями, государственными органами, должностными лицами, гражданами общие задачи.

3.Внешнеполитическая.

После принятия Конституции страна либо вступает в активные внешнеполитические связи, либо прерывает их.

4.Идеологическая.

Конституция «пишет» идеологию государства.

5.Юридическая.

Юридическая функция выражается в следующем:

а.становится основой новой правовой системы правопорядка в стране;

б.регулирует общественные отношения как документ прямого действия;

в.дает импульс к принятию огромного массива новых законодательных актов, воплощающих идеи Конституции.

(дописать принципы).

2. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.

Порядок деятельности СФ определяется регламентом СФ от 6 февраля 1996 г. Основной формой работы СФ явл его заседания, проводимые открыто с 1 октября по 31 июля. В случаях, предусмотренных регламентом, палата вправе проводить закрытые. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов. Деятельность СФ обеспечивается его аппаратом, состоящим из секретариатов председ. СФ, и зам. председателя СФ, а также ряда подразделений.

В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок формирования Совета Федерации устанавливается Конституцией РФ (ст. 96) и федеральным законом “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 5 декабря 1995 года, определившим, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности (ст. 95). В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта РФ состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ проводятся в соответствии с республиканскими законами о формировании высших органов власти республик, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми представительными органами власти края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Полномочия Совета Федерации, призванного представлять интересы всех регионов страны (ст. 102):

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ (такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции);

б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции;

в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России;

д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

е) отрешение Президента России от должности в порядке предусмотренном Конституцией (ст. 93);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента Российской Федерации осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. “е” Конституции);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России (также по представлению Президента России).

и) назначение на должность и освобождение от должности замест-ля Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов

По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления. При этом постановления Совета Федерации по целому ряду вопросов (утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации, принятии решения о введении военного или чрезвычайного положения и др.) носят нормативный характер.

Решения Совета Федерации принимаются простым большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Конституцией) открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может проводиться с использованием электронной системы подсчета голосов либо без нее: бюллетенями или путем опроса. Для тайного голосования могут также использоваться бюллетени или электронная система.

Палаты парламента образуют комитеты на срок своих полномочий, деятельность которых определяется содержанием полномочий соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты. При этом соблюдается следующее правило: комитет Совета Федерации не может состоять менее чем из 10 депутатов; численность комитета Государственной Думы может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты.

Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания вправе создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или какой-либо конкретной задачей.

Билет 9

1. Толкование Конституции Российской Федерации.

Толкование Конституции основано ч.5 ст.125 Конституции РФ. Толкование Конституции – это обязанность Конституционного Суда дать официальное разъяснение норм Конституции в случае специального запроса со стороны определенных субъектов права. Запрос о толковании может делать Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство и органы законодательной власти субъектов РФ. Существует практическая проблема между разграничениями полномочий в сфере правотворчества между Государственной Думой и Конституционным Судом вследствие принципов разделения власти. Разрешение проблемы состоит в следующем: главной особенностью актов толкования является то, что они не влекут за собой утрату юридической силы нормы Конституции и не создают новые правоотношения. Толкования Конституции Конституционным Судом состоит в преодолении неопределенностей понимания Конституции или соотносимых с ней правовых норм с целью обеспечения конституционного правопорядка (в рамках, установленных самой Конституцией).

Правовые позиции – это форма толкования Конституции Конституционным Судом.

Наши рекомендации