Крестьянская реформа 1861 г. и её социально-правовые последствия
Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г. По указанию императора Александра II был образован Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в 1858 г. в Главный комитет по крестьянским делам. В своей деятельности Главный комитет опирался на дворянские губернские комитеты, где также разрабатывались проекты крестьянской реформы. Все выработанные проекты были рассмотрены к 1860 г. специальными редакционными комиссиями, которые передали материалы в Главный комитет.
Первым и важнейшим, даже торжественным, правовым актом, положившим начало крестьянской реформе явился Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости(«Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта»), объявленный 19 фев. 1861 г., подписанный Александром II, а также серия законов об отмене крепостного права, принятых в тот же день, которыми явились:
«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»,
«Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий»,
«Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»,
Положение «Об устройстве дворовых людей»,
«Положение о выкупе земли»,
«О губернских по крестьянским делам учреждениях»,
«Местные положения о поземельном устройстве крестьян»,
«О крестьянах мелкопоместных владельцев» и др.
Всего, в обшей сложности, было принято 17 законодательных актов, определявших практические действия по проведению реформ. Все эти законы кодифицированы в ХХХХVI томе ПСЗ, Собрание второе, отделение первое. Этот перечень наименований законов уже даёт возможность составить представление о направленности и характере правового обеспечения реформы.
Главными идеями принятых актов были следующие: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.
Действие перечисленных законов распространялось на 45 губерний, в которых проживало около 100 тыс. помещиков и более 22 млн. крестьян, что составляло около 1/3 населения страны.
Каждый из названных законодательных актов, как видно из наименований, регламентировал практическое решение одной из конкретных задач реформы.
Манифест торжественно провозглашал реформу, обозначал её стратегию и тактику, навсегда отменяя крепостное право. Но охраняя интересы помещиков и государства, по отношению к крестьянам вводилось «временно обязанное состояние» - сроком на 2 г. За это время должна была быть составлена и подписана так называемая уставная грамота – своеобразный договор крестьян с помещиком об условиях освобождения. В ней также определялись земельные наделы, отводимые в пользование крестьянам, и причитающиеся за них повинности (барщина или оброк). Помещикам предоставлялось право надзора за поведением временнообязанных.
Но фактически процесс освобождения крестьян затянулся на 20 с лишним лет. «Временно обязанное состояние» было отменено «Положением» от 28 дек. 1881 г., а окончательно завершено в 1883-1895 гг.
Временно обязанный крестьянин получил личную свободу, право выкупа своей усадьбы (земли), освобождался от части оброка. Барщина сокращалась до 70 дней в году. Ограничивались права помещика, затруднявшие переход крестьян на выкуп. К выкупу можно было приступить сразу же после введения закона в действие. Содержание уставных грамот доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода, или сходов, когда грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься крестьянские поправки и замечания, но при условии обоюдного согласия сторон (крестьян и помещика). Достигать согласия помогали созданные в каждой губернии «Губернское по крестьянским делам Присутствие». Для рассмотрения на местах недоразумений и споров в уездах назначались мировые посредники (из помещиков), а так же их коллегиальный орган – Уездные Мировые съезды. При благополучном исходе грамота подписывалась крестьянами или их уполномоченными.
Однако, крестьяне не просто наделялись землей, а обязаны были выкупить ее у помещика, причем по цене гораздо больше ее истинной стоимости. При заключении выкупной сделки крестьянин обычно сразу вносил 20%-25% выкупной суммы, а остальное за него платило помещикам правительство (государство). Сумма, полученная помещиком из царской казны (остальные 75-80% от выкупной суммы), ложилась на крестьян в виде казенного долга правительству, который погашался вместе с процентами (6%) в течение 49 лет. Землей наделялись только лица мужского пола.
Выкупив землю, крестьяне выходили из состояния временнообязанных.
До истечения срока «временно обязанного состояния» крестьяне и дворовые люди пребывали, в соответствии с Манифестом, «в прежнем повиновении помещикам».
Несмотря на грабительский характер реформы, крестьяне все же стали более свободными. Они получили, хоть и с массой ограничений, гражданские права. В частности, полные права в семейных делах, право совершать различные сделки, приобретать и отчуждать имущество, организовывать торговые и промышленные предприятия, выступать в суде, подавать жалобы, участвовать в выборах органов самоуправления и пр. Вместе с тем крестьяне продолжали нести ряд государственных натуральных повинностей, платить подушную подать, подвергались телесным наказаниям и т. д.
Создавалось предусмотренное реформой крестьянское самоуправление, базой которого стала крестьянская община во главе с сельским сходом из крестьян-домохозяев. Сход выбирал должностных лиц, решал вопросы распределения земли на основе уравнительного землепользования, ведал раскладкой и сбором податей, рекрутскими наборами, разрешал выход из общины. Сход принимал решения об удалении из общины негодных элементов, лишении недисциплинированных домохозяев права участия в сходах на срок до 3 лет.
Исполнительным органом сходаявлялсясельский староста, наделенный некоторыми административными функциями.
В волости главным органом был волостной сход из выборных от сел, решения которого касались всей волости. Исполнительным органом волостного схода был волостной старшина, выполнявший с помощью волостного правлениярешения схода, полицейские функции и др. Сход также избирал волостной суд, рассматривающий малозначительные уголовные и гражданские дела.
Общественное самоуправление крестьян функционировало под контролем полиции.
Основными недостатками крестьянской реформы были:
половинчатость реформы, сохранение феодальных пережитков и прежде всего помещичьего землевладения;
несмотря на получение личной свободы, экономическая свобода крестьянина была ограничена непосильными выкупными платежами, общинным самоуправлением и круговой порукой: уйти из общины можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Все это тормозило и препятствовало развитию рыночных отношений в стране;
крестьянское сословие продолжало оставаться на самом низу социальной иерархии, несло основную часть тягот и государственных повинностей, а крестьяне были в наибольшей степени ущемлены в политических и экономических правах.
Однако, крестьянская реформа, несмотря на ее ограниченность, имела несомненно важное значение для истории России. Она явилась мощным стимулом к развитию новых общественных (буржуазных) отношений, что, в конечном счете, повлекло за собой изменения в общественном и государственном строе и праве.
41. Реформы местного самоуправления 60-70-х годов XIX века в России и их значение.
Реформы местного самоуправления — земскую и городскую — можно назвать вторыми по важности после крестьянской реформы 1861 г. Речь идет о реформах, посредством которых в российские условия внедрялись некоторые элементы конституционного строя..Таким образом, в России
создание органов самоуправления намного предшествовало конституции.
Устройство земского самоуправления диктовалось потребностями капиталистического развития страны: развитием земледелия, промышленности, торговли, путей сообщения, ростом народонаселения. Прежняя администрация уже не справлялась с возникавшими проблемами: непригодностью путей сообщения, систематическими неурожаями, низкой агрикультурой, падежом скота, почти сплошной неграмотностью населения. Капитализм требовал серьезного улучшения местного хозяйства при развитии внутреннего рынка. Новые органы местного управления были призваны решать такие вопросы.
В 1864 г. было введено местное самоуправление — земство. Каждые три года представители разных сословий избирали гласных депутатов в уездное земское собрание, а оно посылало гласных в губернское собрание. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земствам предоставлялось право нанимать служащих и получать от населения обязательные сборы, или налоги, размеры которых устанавливались в зависимости от ценности имущества или от величины дохода. Губернаторы осуществляли надзор за законностью земских решений и утверждали председателей земских управ. Только губернатор мог наложить вето на постановление собрания. Земства не располагали исполнительной властью. Они рассматривались как учреждение не государственное, а общественное, которому надлежало заниматься местными хозяйственными вопросами (хозяйство, торговля, пути сообщения, образование и т.п.).
В ходе буржуазных реформ 1860—1870-х гг. были созданы лишь местные представительные органы, полностью лишенные политических функций и направленные исключительно на удовлетворение местных экономических и культурно-хозяйственных интересов. Тем не менее земства сыграли значительную роль в общественном развитии пореформенной России и формировании традиций российского парламентаризма.
В основу деятельности органов местного самоуправления легла не идея децентрализации государственного суверенитета, или, иными сло-зами, разделения власти, а концепция, которая резко противопоставляет общество государству. Из этой концепции вытекало, что вмешательство государства в общественную сферу представляет собой вредное явление. Считалось естественным, что те вопросы, которые возникали, цолжны решаться силами общества, а не бюрократии. Поэтому земства стали теми органами, где прогрессивные силы пытались организоваться и работать на либеральное развитие России. Их значение трудно переоценить: впервые в русской истории было воплощено стремление общества к самостоятельной деятельности в собственных интересах.
Создание земств основывалось на буржуазных принципах выборности, самоуправления, независимости от администрации и всесослов-ности. Доведенная до логического конца снизу доверху сословной иерархии реформа местного самоуправления означала бы введение в России представительного правления, т.е. ограничение самодержавной власти, а значит, коренное переустройство политической системы. Земство могло послужить основой построения будущей российской государственности, обеспечить рациональное развитие экономики, стать ступенью к преодолению политического и гражданского неравенства в России. Но этого не произошло: земская система не была создана на уровне волости, с одной стороны, .и на верхнем уровне, где ее должен был венчать общероссийский парламент, — с другой. Вот почему земства представляли собой как бы «здание без фундамента и крыши». Незавершенность земского самоуправления неизбежно отрывала его от самых насущных нужд местного населения и лишала возможности действовать как единое целое, представлять интересы всего населения России.
Кроме того, самодержавие постаралось ограничить компетенцию земств местными вопросами: школой, медициной, почтой, благоустройством дорог, местным хозяйством, благотворительностью, статистикой. Правительство также искусственно создавало численный перевес дворян в составе земств, а председателями земских собраний становились предводители дворянства (главы сословных дворянских органов). Введение земств ограничивалось и территориально: оно распространялось только на 34 губернии европейской России, западные же территории остались без местного самоуправления. Пресекались контакты между земствами на уровне губерний. Самодержавие опасалось того, что земства сыграют роль политической оппозиции, выражавшей стремление населения запада империи к независимости.
И все же в обществе оптимистично смотрели на возможности земства и его перспективы. Зарождение местного самоуправления во многом преобразило жизнь русской деревни. К службе по найму в земских собраниях и управах привлекался широкий круг русской демократической интеллигенции. Тысячи энтузиастов стремились послужить народу своим трудом, своими знаниями, и земство предоставило им такую возможность. Впервые в истории России в селах появились квалифицированные врачи, учителя, агрономы, ветеринары, трудами земских статистиков была создана ясная картина хозяйственной жизни страны.
Земства стали уступкой самодержавия буржуазному развитию, требовавшему децентрализации местного самоуправления, они выражали идею буржуазного либерализма. Земская реформа явилась непосредственным продолжением крестьянской реформы, она дополняла ее в области административной, вводя буржуазно-правовое начало в общественные отношения. Даже в урезанном виде оно представляло опасность для самодержавия, оставаясь единственным институтом самодержавной России, основанном на выборности и всесословности.
В 1870 г. по подобию земского было создано городское самоуправление. Население 509 городов получило право каждые четыре года избирать городскую думу, которая формировала городскую управу. Руководил думой и управой городской голова. К выборам допускались все сословия, но высокий имущественный ценз сильно ограничивал круг избирателей. В частности, в Москве в него входило лишь 3,4% населения.
42. Судебная реформа 1864 года.
Самой несовершенной в 1-ой половине ХIX в. оставалась судебная система России, вызывавшая недовольство у всех сословий населения страны. Именно поэтому она и была подвергнута существенному и наиболее радикальному изменению во 2-ой половине ХIX в. Система судоустройства России до серед. XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Дореформенный суд на всех уровнях был сословным и специальным, находящимся в полной зависимости от администрации, дорогостоящим для неимущих слоёв населения, лишённым гласности и состязательности, загруженный формализмом и волокитой. Всё это и предстояло исправить, убрать и упростить в соответствии с провозглашенными буржуазно-демократическими принципами.
Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и20 нояб. 1864 г. на высшем уровне были изданы и утверждены и вступили в силу 4 основных законодательных акта – устава судебной реформы:
Учреждение судебных установлений - излагало общие принципы правосудия;
Устав уголовного судопроизводства;
Устав гражданского судопроизводства - подробно регламентировал вопросы гражданского процесса;
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями - отражал вопросы судоустройства и судопроизводства, связанные с организацией и деятельностью мирового суда.
Вслед за ними были продекларированы новые принципы судоустройства и судопроизводства:
отделение суда от администрации;
создание всесословных судебных органов;
создание чёткой системы судебных инстанций;
отделение предварительного следствия от судебного;
несменяемость судей и следователей;
равенство всех граждан перед судом;
введение присяжных заседателей;
установление прокурорского надзора за законностью судопроизводства.
Судопроизводство основывалось на принципах:
самостоятельности,
гласности,
равенстве сторон,
устности,
презумпции невинности,
праве обвиняемого на защиту, апелляцию[3] и кассацию[4].
Таким образом, судебные уставы 1864 г. отделяли суд от администрации и рассматривали его как независимый орган, подчинявшийся только закону. Судьи объявлялись несменяемыми и частично избираемыми. Сословные суды упразднялись, и провозглашался общий и равный для всех суд.
В ходе судебной реформы учреждались бессословные судебные учреждения 2-х типов – общие суды и местные суды, состоявшие из мировых и волостных судей, оставались также духовные, коммерческие и военныесуды. Созданные ещё крестьянской реформой волостные суды оставались единственными сословными судами по крестьянским вопросам.
К местным судебным органамотносились:
мировые судьи и
съезды мировых судей.
Мировые судьи, рассматривавшие в упрощённом порядке незначительные преступления и проступки, избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.
Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города).
Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.
Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.
Система общих судов состояла из:
окружных судов и
судебных палат.
Первой инстанцией системы общих судов являлся окружной суд, в котором рассматривалась основная масса судебных дел (как гражданских, так и уголовных). При этом часть уголовных дел рассматривалась с участием присяжных заседателей, которые назначались по спискам, составлявшимся земскими и городскими управами. Присяжные в принципе только решали вопрос: виновен или нет, судебное решение принимал окружной (коронный) суд, если обвиняемого признают виновным присяжные заседатели.
Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и 2 члена суда либо председатель и присяжные заседатели.
Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.
Судебные палатысоздавались в качестве второй или апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и др. преступления).
Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из 2-х департаментов - гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.
При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.
Сенат, разделённый на кассационные департаменты, являлся высшей судебной инстанцией (органом России).
Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и др. преступления).
В 1872 г. при нём было учреждено Особое присутствие, которому поручалось рассматривать особо важные политические дела, а также дела высших должностных лиц, совершивших противоправное действие во вред государству.
По этим же мотивам был создан Верховный уголовный суд, состав которого определялся императором.
Как важную меру, осуществлённую в рамках судебной реформы, следует отметить учреждение института судебных следователей.
В дореформный период предварительное следствие находилось в руках полиции, обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда. Реформой была учреждена должность судебного следователяпри окружном суде, назначаемого министром юстиции. Институт следователей осуществлял предварительное расследование преступлений под надзором прокуратуры и при содействии полиции. На следователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались обходить.
В расследовании преступления стали выделять:
дознание, которое осуществлялось полицией;
предварительное следствие, проводимое судебными следователями, и
окончательное (или судебное) следствие.
Таким образом, предварительное следствие впервые отделяется как от полиции, так и от суда и прокуратуры.
Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Она наделялась широкими надзорными функциями. Ее главными задачами стали:
1) поддержка государственного обвинения в суде,
2) надзор за деятельностью всех судебных органов (следователей, полиции, судов) и мест лишения свободы.
Возглавлял прокуратуру министр юстиции, которому присваивалось в этой связи звание генерал-прокурора.
Судебная реформа предусматривала создание адвокатуры для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе. Адвокаты подразделялись на 2 категории:
3) присяжных поверенных (с высш. образованием), выступавших защитниками во всех судах, и
4) частных поверенных (с 1874 г.), имевших право выступать лишь в мировых судах.
В ходе реформы был учреждён также нотариат – для оформления и засвидетельствования сделок, актов, др. документов и фактов, имеющих юридическое значение.
Однако, следует отметить, что судебная реформа носила определённую декларативность, особенно в обеспечении независимости суда от администрации, соблюдении принципов всесословности, несменяемости судов и т.п. Но несмотря на явную декларативность ряда положений, провозглашенных в законе, новая судебная система была, несомненно, прогрессивнее дореформенной.
43. Земская реформа 1864 г., ее организационно-правовая основа.