Ссср и восточная европа: опыт демократической революции

Симптомы кризиса советской модели тоталитарного социализма проявлялись, прежде всего, в экономике (нулевой рост, устаревание и износ основных производственных фондов, отставание от стран Запада в освоении новых технологий, низкий уровень жизни большинства населения и т.д.).

Именно по этой причине попытки реформирования сверху, активизировавшиеся с избранием Ю.В. Андропова на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в 1983 г. и продолженные с выдвижением на этот пост М.С. Горбачева в 1985 г., начались с экономической сферы.

От перестройки к демократической революции. Первые преобразования осуществлялись с опорой на административно-командные методы управления. Были приняты меры по ужесточению трудовой дисциплины, введению контроля качества продукции, оздоровлению общества за счет проведения антиалкогольной кампании. Отдача от этих мер оказалась минимальной, что создало стимулы поиска путей более глубокого реформирования всего комплекса общественных отношений.

Целью перестройки было высвобождение ресурсов развития общества. На международной арене этой цели служило прекращение «холодной войны» и более глубокое участие в системе международного разделения труда. В сфере экономики речь шла о расширении самостоятельности предприятий, введении элементов рыночных отношений. Это должно было повысить заинтересованность во внедрении новых технологий, создать стимулы к повышению производительности труда. Были выдвинуты идеи гласности и демократизации в расчете на то, что они вскроют накопившиеся недостатки, позволят, пробудив инициативу снизу, обновить состав политического и хозяйственного руководства страны.

Речь шла об эволюционной смене формы политического режима, преодолении таких его черт, как тотальный контроль власти над всеми сферами жизни общества, введение элементов реального разделения властей, содействие формированию структур гражданского общества. В случае полной реализации концепции перестройки в Советском Союзе, скорее всего, сложилось бы общество со смешанной экономикой, сильными механизмами социальной защищенности населения, напоминающее шведскую модель социализма, способное к дальнейшей модернизации, освоению технологий информационного века.

Аналогичные перестройке процессы развернулись и в большинстве стран Восточной Европы. В одних случаях инициаторами выступили сами руководители правящих партий, опасающиеся перемен, но считающие своим долгом следовать примеру КПСС. В других, как только стало ясно, что Советский Союз впредь не намерен силой оружия гарантировать незыблемость правящих режимов в Восточной Европе, активизировались сторонники реформ, стали возникать оппозиционные политические партии и движения.

Единственным восточноевропейским государством, где была предпринята попытка ничего не менять, оказалась Румыния. Режим личной власти Н. Чаушеску был сметен в результате народного восстания в 1989 г., а сам он расстрелян.

В большинстве стран Восточной Европы нарастающая волна массовых выступлений в пользу демократизации и рыночных реформ, фактическая легализация оппозиции вызвала политические кризисы. В ГДР кризис был усугублен бегством населения в Западную Германию через открывшиеся границы Венгрии и Чехословакии с Австрией. Не решившись прибегнуть к репрессиям в условиях, когда правительство старшего партнера по блокам — СССР поддерживало идеи демократизации, большинство престарелых руководителей компартий восточноевропейских стран, разделявших «доктрину Брежнева», ушло в отставку. Новые лидеры, имевшие репутацию сторонников реформ, попытались наладить диалог с оппозицией, создать политические коалиции, ориентированные на реформы, обеспечить мирный ход перемен. Однако в результате первых после второй мировой войны свободных выборов коммунисты были отстранены от власти, которая перешла в руки оппозиции.

Восточная Европа после социализма. Итогом мирных демократических революций стал отказ восточноевропейских стран от участия в Организации Варшавского договора, которая прекратила свое существование. Были ликвидированы структуры Совета Экономической Взаимопомощи. Экономические и политические связи были переориентированы на Ев-роатлантические государства. В 1991 г. большинство восточноевропейских стран подписало соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В 1994 г. они вступили в программу «Партнерство во имя мира» с НАТО. Начал рассматриваться вопрос о полноправном членстве Польши, Венгрии, Чехии в этом военно-политическом блоке. Граждане ГДР подавляющим большинством голосов поддержали партии, выступавшие за восстановление единства Германии.

Курс на ускоренный переход к рыночной экономике, связанный с приватизацией промышленности, свертыванием нерентабельного, по западноевропейским стандартам, производства, экономией на социальных программах вызвал серьезные проблемы. Наметился рост инфляции, безработицы, произошло падение уровня жизни. В значительной мере это было связано с тем, что пришедшие к власти новые лидеры, приобретшие популярность как убежденные сторонники свободы и демократии, имели весьма схематичные преставления о рыночной экономике. Это создало условия для определенного сдвига влево в странах Восточной Европы. Речь не шла о возврате к советской модели социализма. Большинство бывших коммунистических и рабочих партий сменили лидеров, пересмотрели свои программные установки. Не отказываясь от идеалов социальной справедливости, они предложили такие модели их реализации, которые совместимы с рыночной экономикой, политическим плюрализмом, иначе говоря, близки к социал-демократическим представлениям о социализме. Это обеспечило им к концу 1990-х гг. успехи на выборах. В Польше в 1995 г. на президентских выборах победил кандидат левых сил А. Квасьневский.

Намного сложнее, чем в остальных восточноевропейских странах, преобразования шли в Югославии. Эта страна после конфликта между И. В. Сталиным и И.Б. Тито не входила в советскую систему союзов, однако исходно сложившийся в ней политический режим обладал многими признаками тоталитарности. Реформы, проведенные в Югославии в 1950-е гг., встретившие резкую критику со стороны Н.С. Хрущева и вновь вызвавшие обострение ее отношений с СССР, не были связаны с коренным изменением характера режима. Они были направлены на введение модели самоуправления на производстве, развитие элементов рыночной экономики, допускали большую степень идеологической свободы, чем в соседних восточноевропейских странах. В то же время монополия на власть одной партии, Союза коммунистов Югославии, особая роль лидера (И.Б. Тито) сохранялись.

Поскольку существовавший в Югославии политический режим был продуктом ее собственного развития, не опирался на поддержку СССР, то сила примера перестройки, демократизации сказались со смертью Тито на Югославии в меньшей степени, чем на других восточноевропейских странах. Югославия столкнулась с иной проблемой, а именно межнациональным и межрелигиозным конфликтом, приведшим к внутренним вооруженным конфликтам, распаду страны.

Кризис в СССР: причины и следствия. Расхождения в темпах и направленности преобразований в интересах правящих элит различных союзных республик содействовали распаду и такого многонационального государства, как СССР.

В концепции перестройки исходно были заложены внутренние противоречия. В условиях тоталитарной системы организации власти она могла быть инициирована только сверху и проводиться с использованием административно-командных рычагов управления. Перестройка предполагала их постепенный демонтаж, замену новыми институтами власти, функционирующими на демократических принципах. Однако возникли, по меньшей мере, две проблемы, к решению которых инициаторы перестройки оказались не готовы. Старые механизмы управления утратили способность к эффективному функционированию раньше, чем сложились новые институты власти. Новые общественно-политические силы и движения, возникшие благодаря перестройке, частично отвергли, частично пересмотрели ее цели.

Инициаторы перестройки не учли, что, несмотря на значительную утрату доверия к КПСС как к правящей партии, ее идеологии, большая часть партийных функционеров привыкла к безграничной власти. Многочисленный слой партийно-государственной элиты был не удовлетворен воцарившимся в обществе идейным плюрализмом, считая его духовным вакуумом, желал заполнить его новой высшей идеей. Недовольство вызывало стремление М.С. Горбачева к нормализации отношений со странами Запада, его готовность признать законность перемен в Восточной Европе. Демократизм стиля управления М.С. Горбачева побуждал воспринимать его как слабого лидера. Харизматическими чертами общественное мнение в возрастающей степени наделяло Б.Н. Ельцина (с мая 1990 г. — председателя Верховного Совета РСФСР), занявшего оппозиционную по отношению к КПСС и союзным властям позицию.

Духовный вакуум в союзных республиках стал заполняться идеями национализма, популярность, как и в России, стали приобретать те лидеры, которые демонстрировали свою независимость от союзного центра власти. В 1988 г. обострились противоречия между Арменией и Азербайджаном, вылившиеся в войну за контроль над Нагорным Карабахом. В 1989—1990-е гг. в Литве, Латвии и Эстонии возобладали стремления к выходу из состава СССР. Правившие в них компартии порвали связи с КПСС, начали заигрывать с возникшими народными фронтами. Возникли очаги напряженности в межнациональных отношениях в Молдавии, Южной Осетии, Грузии, о выходе из состава которой заявила Абхазия. Начались этнические чистки, вытеснение русского населения из национальных районов.

Попытки союзного центра власти решить возникшие проблемы за счет диалога, компромиссов, ограниченных силовых действий, выдвижения идей об обновлении Союза, как правило, запаздывали или отвергались местными лидерами. Проведенный в марте 1991 г. референдум показал, что большинство граждан СССР выступают за его сохранение в обновленном виде. В то же время референдумы, проводившиеся в союзных республиках, показывали обратное.

С 1988 г. начало сокращаться аграрное производство, с 1990 г. — промышленное, инфляция достигла 10% . Проявления хозяйственной инициативы зачастую способствовали развалу производства. Большинство руководителей привыкли к жесткому контролю своих действий. Ослабление контроля сверху либо вызывало растерянность, либо использовалось в целях личного обогащения.

Весной и летом 1991 г. ухудшение экономического положения вызвало рост забастовочного движения, обострились внутренние противоречия в самой России. Политические группировки, возникшие в среде интеллигенции, молодежи, лидеры, порвавшие с КПСС, считали необходимым более динамичное развитие перестроечных процессов. Часть административно-командной элиты, военной верхушки считала единственным выходом установление авторитарного режима и восстановление прежней системы управления. М.С. Горбачев, ставший в марте 1990 г. Президентом СССР, пытался за счет политических маневров найти компромиссную линию. Несмотря на это, столкновения левых и правых, центра и республик продолжались. Его политика подвергалась возрастающей критике как непоследовательная и не решающая ни одной проблемы. Президент СССР не пользовался поддержкой даже в КПСС, которую он продолжал возглавлять.

КПСС уже не существовала как политическая партия, лишь номинально она имела в своем составе миллионы членов. Реально в 1991 г. существовала только партийная номенклатура, утратившая общественную поддержку, ортодоксальная, консервативная фракция которой в августе 1991 г. предприняла попытку отстранения М.С. Горбачева от власти и установления авторитарного режима.

Основная масса населения СССР заняла выжидательную позицию. Резкое осуждение переворота президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и выступление в Москве нескольких тысяч сторонников демократических преобразований, отказ М.С. Горбачева добровольно передать им власть вызвали растерянность у заговорщиков, вынудили их сдаться.

Заговор и его провал дискредитировали не только КПСС, деятельность которой на территории России была запрещена Б.Н. Ельциным, но и союзные структуры власти. Правящая элита входивших в состав СССР республик окончательно утратила к ним доверие. В августе Литва, Латвия и Эстония объявили о своем выходе из состава СССР, который был признан М.С. Горбачевым, остающимся президентом уже фактически несуществующего государства. Реальная власть, в том числе и в России, перешла к правительствам и Верховным Советам входивших в состав СССР республик. Попытки утратившего влияние на ситуацию бывшего союзного центра реформировать СССР и создать вместо него новое государственное образование — Союз суверенных государств (ССГ) — встретили крайне ограниченную поддержку. К этой идее прохладно отнеслись новые лидеры России. Стремление крупнейшей, после России, республики — Украинской — к независимости делало идею ССГ сомнительной. Главное состояло в том, что и правящие элиты бывших союзных республик, и их население, понимая необходимость сохранения тесных взаимоотношений, более не доверяли центральной бюрократии.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

М.С. Горбачев(р. в 1931 г.) — последний руководитель КПСС, первый и последний Президент СССР.

М.С. Горбачев родился в станице Привольной Ставропольского края. Учась в школе, работал помощником комбайнера, в 18 лет получил орден Трудового Красного Знамени, вступил в партию. В 1950 г. поступил на юридический факультет МГУ, потом заочно окончил еще сельскохозяйственный институт. Научной карьере, которой посвятила себя его жена — Раиса Максимовна, М.С. Горбачев предпочел общественно-политическую деятельность в комсомоле и в 1960 г. стал первым секретарем краевого комитета комсомола.

Для дальнейшего успешного продвижения у Горбачева были все данные: крестьянское происхождение, два высших образования, проявленные на комсомольской работе организаторские способности, умение ладить с людьми, уважительное отношение к старшим товарищам по партии. За относительно короткий срок он становится первым секретарем Ставропольского горкома комсомола, а затем и руководителем партийной организации края. В 1978 г. хорошо зарекомендовавшего себя регионального лидера, лично известного высшим руководителям партии, приезжавшим отдыхать на курорты края, переводят в Москву, в центральный аппарат партии, где М.С. Горбачев занимается аграрной политикой. В составе руководства КПСС, средний возраст которого приближался к 70 годам, Горбачев выглядел белой вороной, но именно это обстоятельство открывало перед ним перспективу выдвижения на первые роли. После смерти Ю.В. Андропова в 1984 г., а в 1985 г. и К.У. Черненко М.С. Горбачев занимает пост Генерального секретаря ЦК КПСС.

В отечественной истории М.С. Горбачеву досталась трудная и неблагодарная роль реформатора. Партийные руководители высокого ранга, прошедшие все ступени карьеры в 1960— 1970 гг., отдавали себе отчет в лживости официальной пропаганды об успехах в деле строительства нового общества, знали, что СССР по многим показателям развития все больше отстает от стран Запада. Не был для них секретом и тот факт, что за риторикой о социалистических ценностях скрываются карьеризм, беспринципность, борьба за власть, коррупция, нерациональное расходование ресурсов. Однако, во-первых, в системе жесткой субординации во властной вертикали выжить можно было, лишь принимая сложившиеся правила игры, требовавшие двуличия, становившегося второй натурой. Во-вторых, характер образования, система контроля политической благонадежности, сила привычки и инерция мышления исключали путь наверх людям, сомневающимся в базовых принципах организации жизни общества. Соответственно, реформы, необходимость которых признавалась как Хрущевым, так и Андроповым, связывались ими с совершенствованием социализма, с возвращением к идеалам, описанным К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. При этом не учитывалось, что данный идеал нигде и никогда в жизни не существовал. Попытки перестроить реальность в соответствии с идеалом сводились к призывам, новым лозунгам, мерам по ужесточению дисциплины и правопорядка, реализация которых поручалась инертным чиновникам или коррумпированным бюрократам.

Первые шаги М.С. Горбачева по пути реформ соответствовали мерам его предшественников: призывы к ускорению развития, введение контроля качества продукции, проводящаяся административными мерами кампания борьбы с алкоголизмом, которые не дали сколько-нибудь заметных результатов.

Главный итог деятельности М.С. Горбачева состоял в том, что ему удалось вывести реформы за рамки частичных, косметических мер, способных лишь продлить агонию старой системы. Гласность, открытие в прессе правдивых фактов о прошлом, о внешнем мире, разложении властных структур в СССР, появление возможности легальной или полулегальной деятельности оппозиции, акцент на гуманистических ценностях, лишение партийных структур рычагов экономической власти изменили общество. Отказа от социалистического идеала не произошло, но его понимание приблизилось к реальной модели равенства, созданной социал-демократией Европы.

Основной просчет М.С. Горбачева состоял в утрате темпа преобразований, когда общество подошло к рубежу, где требовались решительные, по сути дела революционные методы обновления политической системы, экономических отношений. Осторожность, сдержанность в постановке целей, уступки консервативному крылу партии были оправданны и необходимы на начальном этапе реформ. Они позволили частично нейтрализовать сопротивление преобразованиям, избежать раскола общества. Однако опыт аппаратной работы, бюрократической интриги, умение обосновывать и оправдывать свои действия в среде партийно-комсомольского актива уже не могли помочь, когда события стали развиваться с большей динамикой.

Итогом стала утрата инициативы в постановке вопроса о реформировании Союза, в проведении экономической реформы. Был упущен момент, когда интересы преобразований требовали решительного разрыва с консервативным крылом в КПСС и ее коренной модернизации. Впервые созданный в итоге выборов, отвечавший критериям демократии, Верховный Совет СССР в 1990 г. избрал М.С. Горбачева президентом СССР, что дало ему новый рычаг власти. Однако реформирования правящей партии не произошло. Концепция реформирования была намечена на последнем, XXVIII, съезде КПСС, но ее претворение в жизнь запоздало. М.С. Горбачев и его ближайшее окружение оказались в политической изоляции.

Сторонники реформ в КПСС и вне се рядов, первоначально видевшие в Горбачеве своего лидера, стали критиковать его курс как непоследовательный, тормозящий преобразования, покидали ряды партии. Упреки в нерешительности, требования занять более жесткую позицию выражали явные и, что было более опасным, тайные противники реформ. Выдвинутые Горбачевым на высшие посты в партии и государстве как компромиссные фигуры, они в августе 1991 г. предприняли попытку отстранить его от власти. Однако повторение сценария, приведшего к падению Н.С. Хрущева, не удалось, поскольку общество стало иным. Уже не было тех миллионов покорных рядовых членов КПСС, готовых поддержать любое решение, исходящее сверху. Пассивность большинства населения, активные действия защитников демократии в Москве, лидером которых стал Б.Н. Ельцин, привели к срыву заговора.

Возможность возникновения подобной ситуации обусловливалась реформами, начатыми М.С. Горбачевым. Но при этом, несмотря на личное мужество, проявленное М.С. Горбачевым, который, будучи изолирован, отверг требования путчистов о признании законности режима чрезвычайного положения, реальная политическая инициатива и фактически власть была им утрачена. Основные рычаги влияния в союзных республиках оказались в руках местных политических элит, в Москве — властей РСФСР, сторонников радикальных преобразований, добившихся роспуска КПСС. Ликвидация СССР заставила М.С. Горбачева прекратить исполнение обязанностей президента.

Не отрицая серьезности просчетов, допущенных в ходе перестройки, необходимо все же учитывать, что большая часть проблем, возникших после распада СССР, была порождена действиями политических оппонентов М.С. Горбачева. Позитивная, созидательная часть его программы не успела найти воплощения. Главная же его заслуга — мирный, ненасильственный демонтаж зашедшей в тупик, не способной ни к развитию, ни к обновлению тоталитарной, административно-командной системы власти и управления, прекращение опасной для всего мира «холодной войны» широко признаются в мировом сообществе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните причины и цели начатого в 1980-е гг. реформирования СССР сверху. В чем была суть концепции перестройки?

2. Выявите общее и особенное в причинах и способах осуществления демократических революций в Восточной Европе и в СССР.

3. Раскройте главные проблемы в проведении реформ в СССР.

4. Составьте хронологическую таблицу «Основные этапы процесса реформирования в СССР».

5. Подготовьте сообщение «М.С. Горбачев — первый и последний президент СССР». Осветите роль деятельности М.С. Горбачева в демократических преобразованиях в стране, в налаживании контактов с внешним миром.

6. Назовите основные причины распада СССР. Какие из них вы считаете важнейшими?

Наши рекомендации