Мораль как регулятор социального поведения 15 страница

1. Какие существуют виды социальных норм?

2. Объясните смысл понятия «правопонимание».

3. Какие существуют концепции правопонимания? Раскройте их со держание.

4. Что такое право? Дайте определение и выделите признаки понятия права.

5. Каковы основные принципы права? '

6. Какие функции выполняет право?

7. В чем различие взглядов на проблему соотношения права и закона?

8. В чем состоит особенность традиций и обычаев?

9. Сопоставьте известные вам правила морали, права, религиозные и политические нормы. Какой вывод вы могли бы сделать?

10. В чем проявляется соотношение морали и права?

11. Как взаимосвязаны нормы права, с одной стороны, и обычаи, религиозные и корпоративные нормы, с другой стороны?

12. Заполните таблицу:

  Право Мораль Корпоративные нормы
Способ установления Форма закрепления Способ защиты Сфера действия      

8.2. НОРМА ПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА

Традиционно первичной структурной единицей всего права на­зывают норму права. Отдельно взятое юридическое правило обла­дает теми же признаками, что и все право в целом. Норма права выступает общеобязательным правилом, и субъект, оказавшись в поле действия нормы права, должен следовать ее предписаниям. Норма права связана с государством и обеспечивается его силой, гарантией и защитой. Она закрепляется в источниках и регулирует общественное отношение. За ее нарушение наступает юридичес­кая ответственность.

Попытки сгруппировать нормы права предпринимались дав­но, и в настоящее время существует много подходов в классифи­кации юридических правил.

В зависимости от функциональной роли, которую выполняют нормы права, выделяют: 1) учредительные нормы, которые за­крепляют основы правовых отношений или положение человека в обществе, например нормы конституционного права; 2) декла­ративные нормы, которые содержат объявления юридического ха­рактера, например Конституция РФ, объявляющая права и сво­боды человека высшей ценностью; 3) дефинитивные нормы, со­держащие определения юридических понятий; 4) коллизионные нор­мы, которые устраняют противоречия в практике применения тех или иных правил поведения субъектов права; 5) охранительные нормы, в которых прописывается система юридической ответствен - ности для тех, кто нарушает нормы права.

По времени действия принято выделять постоянные и временные нормы права. Первые содержатся в законах или других стабильно действующих нормативных актах, а вторые — в таких норматив­ных актах, которые приняты только на определенный срок.

По методу правового регулирования принято выделять импера­тивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы содержат властные безальтернативные варианты поведения субъектов пра­ва, от которых нельзя отклоняться. Например, согласно правилам дорожного движения автомобиль не может проезжать на красный свет светофора или превышать скорость движения, установлен­ного на определенном участке дороги. При этом неважно, совпа­дает ли это с мнением тех, кто оказывается в сфере действия указанных правил. Диспозитивные нормы права содержат некую свободу усмотрения в поведении субъектов права. При этом им разрешается поступать либо так, либо по-другому. Некоторые юристы называют их «восполнительными». Это значит, что такие нормы как бы восполняют пробел в неурегулированных между сторонами правоотношениях. В таком случае действует норма за­кона.

В соответствии с этим же основанием существуют поощритель­ные нормы и нормы, определяющие взыскание.

По предмету правового регулирования выделяют нормы консти­туционного, гражданского, административного, финансового, тру­дового, семейного и т.д. права.

По специфике правового регулирования нормы отдельных отрас­лей делят на материальные (это определенные правила поведения субъектов права) и процессуальные (нормы, которые устанавлива­ют порядок применения юридических норм).

Правовая норма представляет собой некую мини-систему, в состав которой входят взаимосвязанные между собой компонен­ты. Традиционно многие юристы делили норму права на три со­ставляющих элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза указывает на конкретные обстоятельства жизни, на­личие которых дает возможность использовать правило поведения, сформулированное в диспозиции нормы.

Диспозиция представляет собой модель правомерного поведения субъектов права, содержание их прав и обязанностей.

Санкция рассматривается как последствие для субъекта, кото­рый либо соблюдает, либо не соблюдает норму права.

Нормы права выражаются в определенной форме. Например, в России наиболее распространенную форму права представляет нор­мативно-правовой акт, структурным элементом которого высту­пает статья. В некоторых случаях норма права фактически излага­ется в статье закона. Это прямой способ изложения.

В других случаях элементы правовой нормы излагаются в не­скольких статьях одного нормативного акта. В этом случае одна статья нормативно-правового акта отсвшает к другой статье зако­на, что необходимо для полного понимания сущности проблемы. Такой способ изложения называется отсылочным.

Статья закона может содержать отсылку к законодательству вообще, договору или иным объектам правового регулирования. Это бланкетный способ изложения нормы права в статье закона.

Право обладает системностью, так как все элементы, кото­рые его образуют, взаимосвязаны между собой. В противном слу­чае право было бы неспособно выполнять столь важную функ - цию регулирования разнородных общественных отношений в об­ществе.

Система права — это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области — частное и публичное право.

Первичным элементом системы права считают норму права. Она может выступать и как самостоятельное правило поведения. Нор­мы права объединяются между собой и образуют институты пра­ва, которые регулируют определенные общественные отношения. Существуют внутриотраслевые институты, например институт брака в области семейного права или институт избирательного права в области конституционного права. Могут быть и меж­отраслевые институты, которые объединили нормы различных отраслей права. Институт права собственности — яркий тому при­мер. Здесь объединены нормы уголовного, семейного, консти­туционного, гражданского и других отраслей права. Объедине­ние нескольких родственных институтов называется подотраслью права.

Существует много отраслей права. Среди них — следующие:

- конституционное право, устанавливающее основы государ ственного строя и указывающее на правовой статус личности;

- гражданское право, регулирующее имущественные и личные неимущественные отношения;

- административное право, связанное с управленческими от ношениями, возникающими в процессе исполнительно-распоря дительной деятельности органов государства;

- уголовное право, устанавливающее, какие поступки людей являются наиболее опасными для общества, человека или госу дарства, и определяющее наказания за их совершение.

В настоящее время появились новые отрасли права. К ним от­носят налоговое право, компьютерное право, муниципальное право и т.д.

Одни группы норм образуют область частного права, другие — область публичного права. В первом случае затрагиваются частные интересы; стороны равны между собой в правовом отношении, никто из них, как правило, не наделяется властными полномочи­ями по отношению к другому. Во втором случае затрагиваются интересы государства; здесь один из участвующих субъектов мо­жет быть наделен властными полномочиями.

Право выражается в форме, которая тоже имеет системный признак. Речь идет о системе законодательства. Этим понятием в науке обозначают совокупность нормативно-правовых актов. В на­шей стране они разные — и по юридической силе, и по форме. Система права, таким образом, выступает в качестве содержания системы законодательства. В области системы права в настоящее время создаются новые институты, расширяется правовое регу­лирование. В системе законодательства также происходит обнов­ление: создаются новые формы права, изменяется старое законо­дательство, возрастает роль диспозитивного регулирования обще­ственных отношений, которое дает возможность субъектам права выбрать определенную модель поведения. Правовые нормы все больше учитывают именно интересы личности.

Для того чтобы существовало стабильное общество, необхо­дим определенный хорошо отлаженный механизм социального регулирования, т.е. целенаправленного воздействия на поведе­ние людей, отношения между ними. Поскольку важным регуля­тором поведения человека выступает право, в науке появилось такое понятие как правовое регулирование. Юристы обращают вни­мание на то, с помощью чего возможно регулирование: норму права, юридический факт, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей субъектов права, правоприменительные акты.

В теории права выделяют специальные способы правового регу­лирования:

1) участнику правоотношений предоставляются права. Напри мер, человеку, достигшему 18 лет, по общим правилам разреша ется вступать в брак;

2) человека обязывают к какому-либо действию. Например, должник, не возвращающий долг, принуждается судом испол нить взятое на себя обязательство;

3) человеку запрещается совершать определенные поступки. На пример, недопустимы убийства или причинение вреда здоровью людей.

В юриспруденции выделяют также типы правового регулирова­ния.

Первый тип — это общедозволительное регулирование, рабо­тающее по принципу «дозволено все, что не запрещено». В таких случаях устанавливаются четкие запреты, а объем дозволенного не определен. В этих условиях развивается инициативность и ак­тивность людей. В области гражданских правоотношений, напри­мер, разрешается заключать любые договора, даже те, которые не определены в законе.

Второй тип — разрешительное регулирование, основанное на принципе «запрещено все, кроме прямо разрешенного». В таких условиях лицо может совершать только то, что ему разрешено. Например, человек, наделенный в силу закона определенной ком­петенцией на работе, не может совершать все, что ему нравится. Его деятельность ограничена только предусмотренными поступ­ками.

Вопросы и задания

1. Каковы признаки нормы права? Сформулируйте определение по нятия «норма права».

2. Какие основания классификации норм права существуют?

3. Каковы виды норм права? Объясните, чем они отличаются друг от друга.

4. Какова структура нормы права? Дайте определение гипотезы, дис позиции и санкции.

5. Как излагаются элементы нормы права в статьях нормативно-пра вовых актов?

6. Что такое система права?

7. Какие отрасли права существуют? Охарактеризуйте их.

8. В чем различие частного и публичного права?

9. Каково соотношение системы права и системы законодательства?

10.Объясните понятие «правовое регулирование».

8.3. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Термин «источник права» неоднозначно понимался юристами различных эпох. Но большинство из них были уверены в том, что им следует обозначать все то, откуда мы узнаем о нормах права. Значит, это некая форма, в которую облекается право, выражая свой смысл и требуя те или иные модели поведения людей.

Основными формами права являются правовой обычай, преце­дент, договор, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай — это самая древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков. Правовой обычай под­креплялся государственной силой, которая придавала ему обще­обязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался веками и по­степенно вошел в привычку в поведении людей. Это не совсем так. Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в наше время и применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человече­ских взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Прак­тика намного богаче тех юридических правил, которые ее регули­руют. Да и нет смысла оформлять в нормативно-правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении дли­тельного периода правила, которые довольно успешно применя­ются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений.

В настоящее время в нашей стране появились различные обы - чаи, которые позволяют решать множество проблем между участ­никами правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота (деловой оборот в этом смыс­ле рассматривается как сложившаяся система правил при переда - че имущества, денег, информации, оказании услуг). Например, в соответствии со статьей 5 ГК РФ обычаем делового оборота при­знается сложившееся и широко применяемое в какой-либо обла - сти предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафик­сировано ли оно в каком-либо документе. В то же время обычаи делового оборота не должны противоречить законодательству. Часть 1 статьи 19 ГК РФ гласит: «Гражданин приобретает и осу­ществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не выте­кает из закона или национального обычая».

Прецедент — это решение суда (судебный прецедент) или долж­ностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении типичных правовых проблем. Такое решение становится нормативным. Роди­ной прецедента по праву считают Англию. Английские суды с дав­них времен не просто применяли право, но и участвовали в его создании.

В дореволюционной России многие юристы признавали, что закон дополняется нормами, которые создаются судебной прак­тикой. Известный юрист Е.Н.Трубецкой писал: «В жизни всегда встречаются случаи, которые не предусмотрены законом, а пото­му суд должен играть творческую роль в разрешении правовых проблем. Разрешая всякие казусы, суд волей-неволей создает но­вые нормы». Однако большинство юристов убедительно доказыва­ли, что суд не может и не должен творить право, а судебная прак­тика не должна устанавливать первоначальные нормы. Ее роль — конкретизировать правовые нормы в процессе их толкования.

Договор представляет собой соглашение двух или более лиц, ко­торое приводит к возникновению, изменению или прекращению пра­воотношений. В настоящее время роль договора возросла в юриди­ческой практике нашей страны. В соответствии с действующим законодательством можно заключать любые договоры, даже те, которые напрямую не предусмотрены законом. Главное — они не должны противоречить праву. Кроме того, статья 422 ГК РФ уста­навливает приоритет договора над тем законом, который прини­мается позже. В пункте 2 указанной статьи говорится: «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязатель­ные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу...».

Все договоры по функционально-содержательной природе мо­гут быть разделены на индивидуальные и нормативные. К первой категории относят, например, договор подряда между заказчи­ком и исполнителем. Нормативные же договоры рассматриваются как соглашение между правотворческими субъектами, которые устанавливают правовые нормы для многочисленного круга лиц, и рассчитаны на неоднократное применение. Таковым, например, является договор между Россией и Францией о торгово-экономи­ческом сотрудничестве. Современные юристы считают, что ис­точниками права выступают только нормативные договоры.

Наиболее распространенным источником права в нашей стра - не считается нормативно-правовой акт — важный юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содер­жит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мне­нию многих юристов, достаточно много преимуществ по сравне­нию с другими источниками права. Например, в нормативно-пра­вовых актах правила поведения прописаны четко и конкретно.

Нормативно-правовые акты делятся на законы, принимаемые высшим представительным и законодательным органом государ­ства (парламентом) и обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти в развитие законов. К подзаконным актам относятся ука­зы президента, постановления правительства, приказы мини­стерств и др.

Высшей юридической силой в стране обладает Конституция — Основной закон государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. К настоящему времени в Великобрита­нии существует неписаная Конституция, которую составляют акты с XIII по XXI в. Впервые как единый закон Конституция была принята в США в 1787 г. Некоторые юристы считают, что юриди­ческим актом, имеющим значение Конституции, были Основ­ные законы Российской империи 1906 г., базой для которых по­служили положения Манифеста 17 октября 1905 года.

С юридической точки зрения Конституция как важный доку­мент государства имеет определенные признаки.

1. Конституция обладает высшей юридической силой. Все нор мативно-правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чем.

2. Конституция носит основополагающий, учредительный ха рактер. Она устанавливает основы государственного и обществен ного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему ор ганов власти, порядок их образования и компетенцию.

3. Конституция служит базой для текущего законодательства. На ее основе принимаются другие законы. В самой Конституции может быть указано на необходимость принятия какого-либо за кона.

4. Конституция отличается стабильностью, а потому предус мотрен усложненный порядок ее пересмотра. По степени стабиль ности конституции бывают гибкие (могут быть изменены путем принятия обычного закона), жесткие (изменение конституции требует квалифицированного большинства голосов членов парла мента) и особо жесткие (внесение поправок в конституцию вклю чает дополнительную стадию ратификации, которая осуществля ется путем референдума, двойного голосования в парламенте или утверждения субъектами федерации).

История Конституции в нашей стране после известных собы­тий 1917 г. имеет свои особенности. Изменения политической и экономической жизни в государстве не могли не привести к при­нятию нового основополагающего правового документа. Так в 1918 г. появилась на свет Конституция, которая закрепила уста­новление диктатуры пролетариата и новой жизни. Конституция не могла предоставить права всем гражданам государства, ибо за­крепление новой власти не могло происходить мирным, демокра­тическим путем. В состав этого документа вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была утвержде­на III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Труд был признан обязанностью всех граждан России. Не все граждане име­ли избирательное право.

В 1924 г. была принята следующая Конституция, в состав ко­торой вошли Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из состава Союза. Верховным органом власти стал Съезд Советов, а между съездами функционировал ЦИК, состоящий из Союзного Совета и Совета национально­стей. Исполнительным органом был Совет Народных Комисса­ров СССР.

5 декабря 1936 г. появилась новая Конституция СССР. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Было ликвидировано неравенство в избирательном праве. Отдельная глава документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта конституция провозглашала право на труд с гарантией рабо - ты, констатируя ликвидацию безработицы, право на отдых, со­циальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и др.

7 октября 1977 г. была принята еще одна Конституция СССР. Она закрепила руководящую роль КПСС в жизни государства и общества. Провозглашалось развитие экономики на основе плано вого хозяйства и двух форм собственности — государственной (или общенародной) и колхозно-кооперативной. В Конституции были установлены основные права и свободы граждан.

Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 г. Человек, его права были провозглашены высшей ценно­стью, а носителем суверенитета, источником власти был объяв­лен народ. Этот документ признал частную собственность и разде­ление властей, идеологическое и политическое многообразие.

8 развитие Конституции государственные органы принимают различные нормативно-правовые акты. Федеральные законы при нимаются Государственной Думой и проходят сложную процеду ру законотворческого процесса. Глава государства — президент — может издавать указы по различным вопросам внутренней и внеш ней политики. Осуществляя исполнительную власть, правитель ство может издавать распоряжения и постановления по текущим важным вопросам жизни общества. Министерства и ведомства из дают приказы и инструкции по различным вопросам их компетен ции. Нормативно-правовые акты публикуются в официальном пе чатном органе, например в «Российской газете».

Нормативно-правовые акты могут вступать в действие с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте, а также с момен­та наступления определенных обстоятельств. Например, в доку­менте может быть сказано о том, что он вступает в силу с момен­та подписания, с момента опубликования или при вступлении в силу другого нормативно-правового акта. Если же ничто из на­званных обстоятельств не указано, то следует иметь в виду, что законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официаль­ного опубликования, нормативно-правовые акты президента или правительства — по истечении 7 дней. Акты министерств и ве­домств — через 10 дней. Порядок вступления в силу нормативно- правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие по исте­чении срока, на который они были приняты, при отмене специ­альным актом, при принятии нового нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию, при исчезновении об­стоятельств, которые регулировал нормативно-правовой акт.

Еще в эпоху римского права была сформулирована аксиома, согласно которой закон не имеет обратной силы. Этот принцип сохранился до наших дней и прочно закрепился с современной юриспруденции. В соответствии с ним закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и со­хранятся в будущем, если закон будет действовать. Закон не воз­вращается назад и не распространяется на те отношения, кото­рые существовали в прошлом. Однако сложно найти в области юриспруденции правила без исключений, и здесь они также есть. Закон может регулировать отношения, которые существовали до момента его принятия в том случае, если он смягчает или устра­няет наказуемость.

Таковы правила действия закона во времени. Существуют также и определенные правила действия закона в пространстве. Этим термином обозначают территорию, на которую распространяется действие закона. Например, федеральные законы действуют в пре­делах границ всего государства. К территории государства в этом смысле относят и недра, и континентальный шельф, и террито­риальные воды, и воздушное пространство. Даже суда, находящи­еся в водах другого государства под флагом нашей страны, при­знаются территорией России.

Законы действуют и по кругу лиц, т.е. они имеют определенно­го адресата или распространяются на всех граждан страны, на лиц без гражданства, юридических лиц, на лиц, которые имеют двой­ное гражданство либо вообще являются иностранцами.

В любом государстве за долгое время его существования при­нимается огромное количество законов. Одни из них отменяются новыми законами, а другие многие годы продолжают оставаться на страже порядка, диктуя ту модель правового поведения, кото­рая необходима для стабильного организованного общества. По­пытки упорядочить различные нормативные акты привели к их си­стематизации. Это позволило быстро и оперативно находить в нуж­ный момент норму права, применять ее, выявлять пробелы и инициировать создание новых, более совершенных правовых норм. В современной науке выделяются различные виды систематизации, среди которых большую роль играет кодификация. В результате ко­дификации происходит качественная переработка действующих правил, регулирующих определенную сферу общественных отно­шений. На основе огромной работы создается единый закон, кото­рый способен заменить большое количество ненужных норматив­ных актов, существовавших прежде. Такой закон назвали кодексом.

В других случаях нормативно-правовые акты объединяются вме­сте без изменения их содержания. В результате появляются собра­ния или сборники законов. Такая систематизация называется ин­корпорацией. При этом каждый нормативно-правовой акт само­стоятелен и независим от другого. Нормативно-правовые акты в сборниках могут располагаться в различном порядке: хронологи­ческом, предметном, алфавитном.

Различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Офи­циальная инкорпорация осуществляется путем издания сборников нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. Эти сборники имеют официальный характер, и хотя не выступают источниками права, на них можно ссылаться в про­цессе применения права. Неофициальная инкорпорация проводится организациями или отдельными гражданами, не имеющими на это специальных полномочий. Такие сборники создаются для спе­циальных целей (например, справочных) и не имеют официаль­ного характера, т.е. на них нельзя ссыдаться в процессе примене­ния права.

Если объединяемые акты регулируют однородный тип обще­ственных отношений, то юристы говорят о консолидации. Отличи­тельной чертой консолидации является то, что в результате нее создается единый сводный нормативно-правовой акт, в который включаются акты, действующие в одной области общественных отношений, без изменения их содержания.

Особая деятельность по созданию и изменению правовых норм называется правотворчеством. Это творческая деятельность лю­дей, осуществляемая по особым правилам.

Субъектами правотворчества могут быть отдельные государ­ственные органы, должностные лица, органы местного самоуп­равления или даже народ (например, при референдуме путем все­народного голосования решаются важные вопросы государствен­ной и общественной жизни страны).

В правотворчестве, исходящем от государства, выделяют пра­вотворчество высших представительных органов и подзаконное творчество. В первом случае создаются законы, и юристы называ­ют такой процесс законотворческим. Во втором случае нормы пра­ва принимаются президентом страны, правительством и другими органами государства.

Основные стадии законотворческого процесса заключаются в следующем:

1) выявление потребностей в создании норм права. Для этого ана лизируются практика реализации законов в обществе, действия тех или иных норм, проводятся социологические исследования, выявляются недостатки, пробелы в законодательстве;

2) внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны. Право законодательной инициативы в нашем госу дарстве принадлежит президенту, членам Совета Федерации, де путатам Государственной Думы, правительству, Конституцион ному суду, Верховному суду, Высшему арбитражному суду. Если субъект законодательной инициативы внес на рассмотрение про ект закона, то законодательный орган обязан рассмотреть это предложение;

3) рассмотрение и обсуждение проекта закона. На данном этапе высказываются предложения относительно проекта закона, вно сятся поправки, если он заслуживает внимания. Обсуждение за­конопроекта может происходить в нескольких чтениях. При этом рассматривается концептуальная основа проекта, детальные осо­бенности каждого предложения. Отдельные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение;

4) принятие закона. Федеральные законы принимаются боль шинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50 % + 1 голос). Принятые законы в течение пяти дней на правляются на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от об щего числа членов Совета Федерации или если в течение 14 дней его не рассмотрели. Затем закон подлежит подписанию президен том страны. Президент обладает правом «вето» и может не согла ситься с законом. В этом случае он поступает на повторное рас смотрение;

5) официальное опубликование закона. Законы поступают на об народование и помещаются в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Правотворческий процесс — весьма сложная деятельность субъек­тов права, которая опирается на важные принципы демократизма (создание правовых норм должно учитывать интересы народа), непосредственной связи с реальной жизнью, практикой, научно­сти (при создании правовых норм важно учитывать закономерно­сти эволюции права).

Совокупность правил и приемов разработки новых законов и подзаконных актов составляет юридическую технику. Ее принципы:

- написание новых юридических правил должно отличаться краткостью и четкостью изложения;

- недопустимы дублирование информации, противоречия в смысловых единицах излагаемого материала;

- употребляемые слова должны быть понятными, без эмоцио нальной окраски, недопустимы употребления устаревших слов.

За многие годы юридической практики по созданию новых за­конов выработались также и особые правила оформления норма­тивных актов. Так, общеобязательными стали важные реквизиты документа — дата, место издания и принятия, подписи должно­стных лиц, указание адресата документа, наименование. Кодексы содержат общую и особенную части, которые состоят из статей. Нумерация статей всегда сплошная. Это значит, что включение новых норм не приводит к изменению нумерации (новой статье просто присваивается дополнительный значок).

Наши рекомендации