Духовная жизнь белорусских земель в IX - XIII вв.
В тесной связи государствообразующие процессами на Беларуси в 9 - 13 вв. шло развитие культуры. Наиболее ярким проявлением этой стороны общественной жизни стало прынняцце и распространение хрысциянства.Першыя славянские супольасци, которые расселились на Беларуси - кривичи, дреговичи и радимичей, - исповедовали языческую религию. Это заближала из с автохтонным несельництвам - болтами и, вероятно, стало одной из причин появления прогосударственных образований с полиэтнической населением - Полоцкого и Тураускага княствав.Саправды, принципиальной разницы между язычниками во всем мире не существует. Все они поклонялись и поклоняются проявлениям окружающей среды - солнцу, месяцу, огня, воде и др. У наших предков они отождествлялись с богами: Сварог, Сварожичей, Жыжаль, Макошь (тетя), Перуном и инш.Аднак на границе Старого и Нового времени повсеместно монотеистические верования постепенно меняют языческие. Среди них наиболее мощным было христианство. Европа пережила два этапа христианизации. Первый начинается с возникновения христианства до 7 - 8 вв., Когда была крещено Римско-Византийская империя, империя франков и британские королевства. На втором этапе - 9 - 10стст. - Христову веру приняли славянские государства и Скандинавия. Повсеместно принятие христианства совпадало с образованием самостоятельных моноэтнических государств. Духовную жизнь наших предков тесно связано со старинными верованиями и культами. Сведения, собранные этнографами, историками, фольклористами и другими исследователями культуры Беларуси, позволяют под слоем поздних христианских представлений отыскать остатки языческого мировоззрения и магически-обрядовой практики. В 10ст. существовало две христианские церкви: западная во главе с папой в Риме и восточная с вселенским патриархом в Константинополе. Существенной разницы между ними тогда еще не было. Официальное принятие христианства в его вызантыйскай традиции в 988г. киевским князем Владимиром Святославичем как даржаунай религии - важное событие в истории восточных славян, в том числе тех, которые находились на территории современной Беларуси. Принятие христианства зъявлася, безусловно, прогрессивной явлением во всех средневековых государствах. В Полоцкой земле существовали свои предпосылки принятия новой веры. Полоцкие воины участвовали в походе на Византию в 907г. и имели представление о христианстве. В рассказе об убийстве Рогволода и взятии в плен его дочери Рогнеды в 980г. летописец падкреслив, что Владимир был тогда молодым и находился в язычестве. Были христианами Рогволод и Рогнеда в то время, остается неизвестным. Однако накануне драматических событий в Полоцке Рогнеду решили отдать замуж в Киев за Ярополка, который сочувственно относился к христианской вере. Вероятно, с сочувствием также относились к новой религии в полоцкой княжеской семьи. Более уверенно можно утверждать, что христианство в Полоцке было принято представителями вышейшай знати вслед за официальным введением его в Киеве. Изяслав, сын Владимира и Рогнеды, вскоре после принятия новой веры начал княжить в Полоцке.
2.1В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992т в Полоцке (Витебск. Менск, Орша, Заславль, БраславДогойск), в lOOSr - в Турове (Гомел., Брест, Гродн. Области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь = 100 культовых зданий. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем. Итоги распространения христианства:
- развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание, -начало каменному зодчеству -развитие ремесел и торговли с др. странами -создание художественных ценностей. Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами —двухверье: православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.
РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ: Ефросинья Полоцкая.
Предслава. Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Мощи были в Киево- Печерской Лавре, а 19 Юг перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь. Первая святая, Кирилл Туровский
Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст. Клементий Смолятич, Авраамий Смоленский. ПИСЬМЕННОСТЬ.
Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита - в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мсгиславле - 13 век.
В 1 половине 11 века началось летописание: в начале 12 в создана «Повесть временных лет» монахом Нестером. Самая ранняя рукописная книга - Туровское Евангелие (11век). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы - «Слово о полку Игореве». КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ
К концу Ювека с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений - в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, гос. казна; при строительстве использовали плинфу - плоский кирпич).
В 12 веке Борисоглебская церковь в Гродно (в стенах были голосники - глиняные горшки для акустики); Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове.
В 13 веке оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров).
Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.
В 11-13вв - фресковая живопись. Фреска -г- водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.
ИЗО. Шедевр - крест Евфросинии Полоцкой, изготовленный в 1161г мастером Л.Бокша. 51см в длину. Из кипарисового дерева. Украшен 21 золотой пластиной с образами святых. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг Кузьмич изготовил копию. Находится в Спассо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке.
1.Возникновение институтов государства связывается с распадом общинного строя, переходом к соседской общины, постепенным выделением среди общей массы производителей представителей административно-сословной системы, со специализацией и концентрацией производства, возникновением городов и т.д.
Процесс дяржававтварэння в значительной степени зависел от развития товарно-грошаых и производственных отношений, географически-экономических условий существования того или иного общества.
Процесс возникновения славянских государств связан также с Великим переселением народов (ИВ-УИ вв.). когда началось деления славян на 3 крупные ветви. Но славяне не были первыми, кто начал в Европе строительство собственных государств. Первыми были франки, которые в III в. образовали племенные объединения, а в УИ ст. -феадальную государство. Первые прогосударственные славянские образования возникли в конце УИ-начале Уии в. на Балканском полуострове, в долине Альпийских гор и Северных районах современной Австрии.
Именно на это время (УИ-Уии вв.) Приходится проникновение славян на территорию современной Беларуси. До сих пор относятся и первые сведения о Кривич-Полочанах: "Держать начали род свой и княжение в полях, а в деревянных свои, а дреговичи свое, а словены свое в Новгороде, а другой на Палате, что полочане. От них же кривичи, сидящие в верховьях Волги, в в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же есть город Смоленск ведь к свысока сидят кривичи ».
С половины девятого века. среди всех восточных славян начинается государственно-общественная организация. Племена кривичей, дреговичей и радимичей идут по тому же исторический путь.
Полоцкое княжество
Полоцк впервые упоминается в летописях уже в 862 г. как один из важнейших городов Восточной Европы. Своим возникновением и интенсивным развитием Полоцкая земля во многом обязана водному пути "из варяг в греки", который соединял через систему рек Днепра, Двины Северное и Балтийское море с Черным морем и Средиземноморьем, по которому в основном шел международная торговля.
В X в. вокруг Турова сформировалось второе по значению средневековое государственное образование. Древнее княжение дреговичей упоминается в "Повести временных лет". На втором этапе племенное дреговичское княжение превращается в феодальное Туровское княжества.
В Х-Х1 вв. Полоцкое княжество являлось одним из крупнейших княжеств на территории Восточной Европыи соперничала с Киевом и Новгородом в объединении земель и владении волоком. Преемник Рюрика Олег, ставший в 882 г. великим киевским князем, назначил кривичам как своим подданным платить дань в пользу Киева, что, однако, не привело к полной потере самостоятельности Полоцкого княжества. Кривичи участвовали в походах киевских князей 911 и 944 гг. на Византию. Характер отношений Полоцка с Киевом в 1Х-ХП вв. является спорным. В литературе определились два основных подхода к этой проблеме. Первый рассматривал Киевскую Русь как единую государственную структуру, построенную на основе сузаранитэту - вассалитета, частью которой было Полоцкое княжество. Сторонники второго подхода видят в Киевской Руси неустойчивый конгломерат племен и народов, в котором непродолжительное время и в непрочным союзе пришлось побывать и Полоцкому княжеству. Периоды его союзнических отношений с киевскими князьями чередовались с военными конфронтации, инициаторами которых нередко выступали полоцкие князья.
В последней четверти X в. здесь, независимо от Киева и от Новгорода, правил Рогволод, первый, чье имя известно по письменным источникам. Во времена Рогволода Полоцкое княжество - мощная, суверенное, признанное государство ,. Свидетельством признания Полоцка со стороны Новгорода и Киева могут быть события, записанные летописцами под 980 г. Тогда назрела необходимость в союзе Полоцкого и Киевского княжеств закрепить который собирались браком дочери Рогволода княжны Рогнеды и киевского князя Ярополка. Новгородский князь Владимир Святославович, который намеревался овладеть великокняжеским престолом, решил умяшац-ца и нарушить политические связи Полоцка и Киева. Успех в будущем противостоянии мог решиться тем, на чьей стороне выступить полоцкий князь. Внешне события выглядели в форме испытанию Владимира к Рогнеды, уже обрученной Ярополком. История испытанию Новгородской и киевского князей к Рогнеды отражает борьбу Новгорода и Киева за влияние в Беларуси. Оскорбленный ответом, Владимир бросил против Полоцка многочисленные военные силы Северной Руси. Город был ограблен и сожжен. Рогволод, его жена и сыновья - убит. Мужская линия полоцких князей была уничтожена. Рогнеда насильно взята в жены. Владимиру удалось на какое-то время собрать под своей властью огромные просторы восточноевропейских славянских земель, в т. Ч. болыиасць территории современной Беларуси.
загрузка ...
Начало политическому возрождению Полоцкого княжества на границе Х-XI вв. положил князь Изяслав (Владимирович), выслан на родину вместе со своей матерью Рогнедой после ее неудачного покушения на жизнь Владимира. Вместе с Изяславом узнавлявся род полоцких князей. Изяслав способствовал распространению здесь христианства. Сын Изяслава Брячислав вел активную борьбу за владение волоком, в 1021 года были присоединены Витебск и Усвяты.
Вторая половина XI в. связано с именем крупнейшего восточноевропейского политического деятеля князя Всеслава (1044-1101) .Ужо у современников это лицо вызывало удивление, казалось загадочной. Все летописные предания связывают его жизнь и деятельность с какими-то чудесами. Еще при жизни князь стал человеком-легендой, а после смерти - героем различных представлений, исторических песен и былин.
3 начале 60-х годов XI в. Всеслав выходит на восточно-европейскую арену: поддержал Киев в борьбе с кочевниками; подчеркнул государственную особость Полоцка и засвидетельствовал миру его равенство с Киевом и Новгородом возведением Софийского собора. Использовав благоприятные политические обстоятельства: начало распада древней Руси, междоусобную борьбу, которой были отвлечены силы Киева, - "поча Всеслав рать дер жать". В 1065 г. он со своей дружиной напал на Псков, но взять не смог. В 1066 г. Полоцка дружина двинулась на Новгород, разграбила его, сожгла часть города, захватила пленных. В знак подчинения Новгорода поснимали называемый из Софийского собора и привезли в Полоцк - на свой Софийский собор. Возмущенные таким поведением Ярославичи - сыновья Ярослава Мудрого подошли к Минску. Произошла битва на Немиге 1067 году и впервые упоминается в летаписахМенск. Ярославичи захватили Минск, двинулись Немиги. Полоцкая дружина выступила навстречу им. Полочане были разбиты, но Ярославичи отступили к Орше, куда пригласили Всеслава на переговоры. Если же тот явился, вероломно схватили его и отвезли в Киев, посадили "в поруб" - темницу, где он просидел 14 месяцев. Однако восставшие 15 сентября 1068 г. киевлянами из узников Всеслав был внезапно воздвигнут "в великие князья. 7 месяцев он полновластно управлял Киевской государством. Всеслав вернулся в Полоцк. Эпоха Всеслава была временем наибольше магутнасциПолацкай земле. 3 его смертью княжество подверглось процесс феодальной раздробленности. в самостоятельные уделы выделились Минск, Витебск, Друцк, Изяславль и Логожск, Лукомль. Полоцк, в XII в. довольно быстро росла политическая роль Минска, который стал соперником Полоцка в объединении земель. На некоторое время Минск стал значительным административно-политическом, военном и культурным центром Беларуси. вече существовало в Полоцке, в Минске, Друцке, Витебске. Его роль в политической жизни земли с конца 20-30-х гг. XII в. усиливается. Князьям приходилось считаться с волей влиятельных бояр и купцов. Полноправными участниками вече признавались только свободные люди. Вече ограничивала власть князя. Князь нес перед горожанами всю ответственность за успехи и просчеты в военных действиях, осуществлял суд и внутреннее управление, раздавал волости своим вассалам, мог заключить мир. Вече держала князей в сильной зависимости от себя. Существенной особенностью выборности руководителя в Полоцкой земли было то, что этот выбор ограничивался местной династией Рогволодовичей - Всеславича. Полоцкое вече не раз выгоняла нежелательных князей (1128,1132,1151,1159 гг.). Факт изгнания князей и контроль за их деятельностью свидетельствует о слабости княжеской власти в Полоцке. Вече в Полоцке решало и другие наиболее важные вопросы государственной жизни: раскладка повинностей и налогов, международные дела.