Список дополнительной литературы. 1. Ганелин, Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: реформы и революция / Р.Ш

1. Ганелин, Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: реформы и революция / Р.Ш. Ганелин. – СПб.: Наука, 1991. – 268 с.

2. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М.: Юрид. лит., 1983 – 254 с.

3. Кирьянов, И.К. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 1906 – 1917 / И.К. Кирьянов, М.Н. Лукьянов. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. – 168 с.

4. Кравец, И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века: учеб. пособие / И.А.Кравец. – М.: «Маркетинг», 2000. – 368 с.

5. Развитие русского права во второй половине ХIХ – начале ХХ века: монография / под ред. В.А. Томсинова. – М.: Наука, 1997. – 368 с.

6. Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. – М.: Юрид. лит., 1994. – 352 с.

Задачи

1. В сентябре 1905 г. отставной полковник Липкин приобрел в Рыбинском уезде Ярославской губернии усадьбу, стоимость которой по земской оценке составляла 14 тыс. рублей. Став владельцем недвижимости, Липкин обратился к местным властям с просьбой о включении его в списки избирателей по курии уездных землевладельцев, но получил отказ. Какие органы решали вопрос о включении подданных в списки избирателей? Правомерны ли их действия в отношении Липкина?

2. В начале октября 1905 г. владелец торгового предприятия 2 разряда Москвы, не найдя себя в списках избирателей в Государственную думу по второй курии, обратился с жалобой в городскую управу. В жалобе он указал, что является русским подданным, ему 45 лет, под судом и следствием не состоял, торговый и иные налоги уплачивал регулярно. Какое решение должна принять городская управа по данной жалобе?

3. Рабочие железнодорожных мастерских выбрали слесаря Шорина уполномоченным на городской съезд рабочих для избрания выборщиков депутатов Государственной думы. Однако начальство железнодорожных мастерских отказалось передать список уполномоченных градоначальнику. Свой отказ оно мотивировало тем, что Шорин, проработав в мастерских 2 года, был уволен за участие в забастовке, а с момента его восстановления прошло всего 4 месяца. Правомерны ли действия начальства железнодорожных мастерских по закону от 11 декабря 1905 г.?

4. 19 августа 1906 г. были учреждены военно-полевые суды. В каком порядке был принят акт об их учреждении. Какая судьба ожидает эти органы в соответствии с Основными законами Российской империи?

5. К началу сметного периода Государственная дума не утвердила государственный бюджет на очередной год по следующим основаниям:

1) Протест депутатов на значительный рост расходов Министерства императорского двора.

2) Чрезмерное увеличение военного бюджета в связи с особыми приготовлениями к войне.

3) Наличие большого дефицита бюджета.

Правомерно ли решение Государственной думы в каждом отдельно взятом случае? Какой порядок финансирования на очередной год должен действовать с учетом указанных условий?

6. В июне 1906 г. на рассмотрение Государственной думы поступил законопроект, подготовленный Государственным советом, который был согласован с Советом министров. Может ли данный законопроект приобрести силу действующего закона, если Государственная дума отвергнет его?

Тема 10. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ( 1917 – 1921 гг.)

1. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г. и переход власти в руки Советов как органов классовой диктатуры пролетариата. Второй Все­российский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и провозглашение России Республикой Советов. Образование однопартийного большеви­стского Временного советского правительства (Совета народных комисса­ров). Декреты Второго съезда Советов о мире и земле. Борьба большевиков за удержание власти и распространение ее на всю территорию.

Выборы в Учредительное собрание. Его созыв и разгон. Блок боль­шевиков с левыми эсерами, двухпартийное правительство и объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депута­тов. Третий Всероссийский съезд Советов. Утверждение советской власти как постоянной власти. Брестский мирный договор с Германией. Разногласия с левыми эсерами по поводу этого договора и по иным вопросам политики.

2.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Постановление о федеральных учреждениях Российской республики. Учреждение РСФСР. Формирование конституционных основ советского социально-экономического и политического строя. Национализация земли, банков, транспорта. Рабочий контроль над производством. Первые декреты о национализации крупных промышленных предприятий. Введение монополии внешней торговли. Отказ от царских долгов.

Ликвидация правовых пережитков феодализма. Декрет «Об упразднении сословии и гражданских чинов» и упразднении связанных с ними привилегий и правовых ограничений. Декларация прав народов России. За­крепление социально-экономических прав граждан в первых декретах о труде, социальном страховании и просвещении. Закрепление ограничения политических прав граждан по признаку классовой принадлежности и соци­ального происхождения.

3.Программа правящей партии большевиков в области государственного строительства. Проблема слома старого государственного аппарата и преемственности в создании нового. Формирование системы Советов. Высшие и местные органы власти. Советы и исполкомы. Ревкомы как чрезвычайные органы власти. Борьба против сепаратизма и местной «суверенизации». Формирование органов отраслевого управления.

Создание аппарата управления экономикой - ВСНХ и его местных органов. Наркомат финансов. Попытки введения государственного капита­лизма. Первые декреты о национализации как ответ на отказ подчиняться рабочему контролю. Организация управления национализированными предприятиями. Проблема стимулов к труду.

4.Слом старой судебной системы и первые декреты о суде. Местные суды и революционные трибуналы. Учреждение ВЧК как органа борьбы с саботажем и контрреволюцией. Взаимоотношение ВЧК с НКВД и НКЮ и место ВЧК в государственном механизме. Создание сети местных ЧК.

Программные положения большевиков об отказе от наказания и о перевоспитании осужденных за уголовные преступления как социальных больных, нуждающихся в социальном попечении. Временная инструкция НКЮ «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания тако­вого» (июль 1918 г.).

5. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г. Политическая борьба вокруг проектов Конституции РСФСР 1918 г. Основные положения Конституции РСФСР 1918 г. Конституция гражданской войны: структура органов власти и управления. Взаимоотношения центра и мест, избирательная система. Проблема прав и свобод граждан в Конституции и текущем законодательстве.

6.Начало гражданской войны. Расстановка социально-политических сил в начале гражданской войны и её изменения в ходе войны. Объявление Советской республики военным лагерем. Мобилизация экономики и перевод её на военные рельсы. Переход к политике «военного коммунизма». Основные элементы «военного коммунизма». Роль государственного принуждения в условиях «военного коммунизма».

Введение продовольственной диктатуры и предоставление чрезвычайных полномочий Наркомпроду. Продовольственная разверстка и система централизованного распределения продовольствия, промтоваров и социальных услуг. Всеобщая трудовая повинность. Главкомтруд. Трудовые мобилизации и система централизованного распределения трудовых ресурсов. Меры государственного принуждения к труду.

Замена гражданско-правовых методов регулирования административно-правовыми методами непосредственного управления экономикой. Централизованное управление промышленностью через систему Главных и Центральных управлений (главков).

Нарастание кризиса военно-коммунистической системы.

7.Перестройка государственного аппарата применительно к условиям гражданской войны и «военного коммунизма». Ограничения советской демократии, связанные с войной и крайним обострением классовых противоречий. Крайняя централизация государственного управления. Институт особоуполномоченных центра на местах. Советы и комбеды. Упразднение комбедов. Утверждение однопартийной системы. Чрезвычайные партийно-советские органы - ревкомы. Решения VII и VIII Всероссийских съездов Советов.

Органы стратегического руководства войной: Совет обороны, Реввоенсовет Республики. Роль правящей партии, ее ЦК и Политбюро в руководстве войной. Политический контроль правящей партии за вооруженными силами. Политуправление при Реввоенсовете Республи­ки. Реввоенсоветы фронтов, армий, флотов и военных округов. Институт военных комиссаров. Реввоентрибуналы. Трудовые армии.

8.Советские карательные органы. Создание специализированных органов милиции (уголовного розыска, железнодорожной, речной милиции). Перевод милиции на военное положение. Декрет «О милиции» (апрель 1919 г.). Положение о милиции (1920 г.). Расширение полномочий ВЧК в связи с обострением гражданской войны. Красный террор. Его причины и размах. Превентивные аресты и интернирование некоторых категорий граждан по классовому признаку до конца гражданской войны. Институт заложников. Ограничение террора и полномочий ВЧК в феврале 1919г. Взаимоотношения ВЧК и ревтрибуналов- Учреждение пограничных ВОЙСК Войска внутренней охраны (ВОХР), Части особого назначения (ЧОН).

Судебные органы. Положение о народном суде (1918, 1920 гг.). Фор­мирование централизованных систем чрезвычайных судов (ревтри­буналов), военно-революционных, военно-транспортных трибуналов. Прин­ципы судопроизводства в народных судах, упрощенный порядок судопроизводства в отдельных видах судов. Съезды работников юстиции. Организа­ция следствия. Порядок реализации права на защиту.

9.Национально-государственное строительство. Отказ большевиков от своего программного положения о построении унитарного государства с автономиями областей, отличавшихся особенностями быта и состава населения в условиях распада к октябрю 1917 г. единой российской государственности и разгула национализма. Переход к программе учреждения Советской федерации как особой формы собирания единого общероссийского государства. Декрет о военном единстве советских республик от 1 июня 1919 г. Зарождение конфедерации независимых советских республик в РСФСР. Гарантия единства конфедерации - единая правящая партия РКП (б) у власти во всех республиках. Роль военно-политического союза советских республик в победе советской власти в гражданской войне. Образование «буферной» Дальневосточной республики. Особенности ее политического строя.

10.Развитие права. Декреты центральных и местных советских органов власти как источники права. Противоречия формирования нового» права: теоретические представления о праве как буржуазном пережитке и практическая необходимость права. Отношение к старому праву. Правовой нигилизм народных масс и правящей партии. Основные черты формирующегося трудового, брачно-семейного права. Кодификационные работы. Кодекс законов о труде и Кодекс законов об актах гражданского состояния ((1918 г.). Земельное законодательство. Противоречия формирования гражданского права. Административное право. Уголовное право. Распространение идей «опасного состояния» и «социально опасной личности» и их применение в административной и уголовно-правовой практике. Руководящие начала по уголовному праву 1919 г.

11.Государственные образования, противостоявшие советском власти в гражданской войне. Возникновение в 1918—1919 гг. различных областных антибольшевистских правительств (Комитета Учредительного собрания в Самаре, Сибирского областного правительства в Омске, правительств казачьих областей и т.д.). Образование двух основных центров военной и политической власти (правительства верховного правителя страны адмирала Колчака и главнокомандующего вооруженными силами Юга России генерала Деникина).

Попытки создания единого всероссийского антибольшевистского правительства и их провал. Государственный аппарат, вооруженные силы и карательные органы белых правительств. Проекты конституционного устройства и земельных реформ. Ставка на единую, неделимую Россию и отношение к национально- государственным образованиям. Причины краха белого движения.

Семинар 9. СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОГО ПРАВА

4 часа

1. Конституция РСФСР 1918 г.:

1) История создания Конституции.

2) Основные черты конституционного строя.

3) Органы государственной власти и управления.

4) Избирательное право.

2. Становление основ советского семейного права. КЗАГС 1918 г.

3. Формирование основ советского трудового права. КЗОТ 1918 г.

4. Становление основ советского уголовного права. Руководящие начала уголовного права РСФСР 1919 г.

Цель семинарского занятия

Главной целью изучения данной темы является изучение и анализ содержания первой Конституции РСФСР, а также принципов, положений и основных институтов советского семейного, трудового и уголовного права.

Методические рекомендации

Первые два часа семинара посвящены изучению Конституции РСФСР 1918 г. Рассматривая вопрос об истории создания Конституции, преподаватель должен обратить внимание студентов на ряд актов, имевших конституционное значение: решения и декреты II съезда Советов, Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В этой связи следует знать, когда было принято решение и осуществлены первые практические шаги по созданию Конституции, какие положения вызывали наибольшие разногласия у членов редакционной комиссии: 1. О федеративном устройстве (левые эсеры предлагали административно-территориальный принцип государственного устройства, большевики – ленинцы отстаивали национально-территориальный принцип, а левые коммунисты стояли за федерацию коммун); 2. О системе Советов (левые эсеры предлагали преобразовать Советы в муниципальные органы без политических функций. Левые коммунисты считали, что их следует заменить общинами-коммунами, советы которых формируются по корпоративному принципу); 3. О Совнаркоме (предлагалось слить его с ВЦИКом, либо изъять законодательные полномочия); 4.О диктатуре пролетариата (эсеры настаивали на диктатуре трудящихся); 5.Об избирательном праве (эсеры считали необходимым отказаться от принципа неравенства представительства между рабочими и крестьянами, закрепления принципа один человек – один голос).

Весьма важно знать, какие события предшествовали принятию Конституции на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., так как это объясняет отсутствие дискуссий во время проведения съезда.

Рассматривая второй вопрос, необходимо усвоить структуру Конституции; затем рассмотреть основные черты конституционного строя: форму правления, государственного устройства, политического режима, важнейшие преобразования в экономическом и социальном строе, особенности пролетарской демократии (классовый и интернациональный характер, равноправие женщин, сочетание прав и обязанностей).

Приступая к третьему вопросу, преподаватель должен обратить внимание на порядок формирования центральных органов власти (Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, правительства – СНК), знать предметы ведения каждого из этих органов. При этом следует отметить отсутствие принципа разделения властей и объяснить, почему Конституция его игнорировала. Весьма важно разобраться и в системе органов власти на местах.

В рамках четвертого вопроса необходимо рассмотреть систему избирательного права. Здесь следует четко представлять, какие категории граждан были наделены политическими, в том числе избирательными правами, а какие были лишены этих прав и почему.

Приступая к изучению вопроса о становлении советского семейного права, важно обратить внимание на первые декреты в этой сфере – о разводе и о браке, которые существенно изменяли систему регулирования брачно-семейных отношений. В них закреплялась новая светская форма брака, снимались старые ограничения на вступление в брак, упрощалась процедура развода и т.п.

Отметим, что Кодекс законов и актов гражданского состояния (КЗАГС) 1918 г. воспринял основные идеи этих актов и развил их. Главные принципы, отраженные в КЗАГС – это принцип гражданского брака и принцип равенства. Особое внимание при характеристике первого семейного кодекса следует уделить условиям вступления в брак (достижение брачного возраста, не состоять в другом браке, не иметь родства и свойства первой степени), признания недействительности брака и его прекращения (разд. II, гл. 2 – 4).

Студентам следует обратить внимание на права и обязанности супругов, особенно с точки зрения изменения положения женщины в семье (разд. II, гл.5); появление института установления отцовства и алиментов (разд. III, гл.1); отмену института усыновления и удочерения (разд.III, гл.5). В заключение курсанты должны отметить значение КЗАГС как первого в мире кодекса новой самостоятельной отрасли права.

Формирование советского трудового права началось с первых дней советской власти. Первым нормативным актом стал декрет «О восьмичасовом рабочем времени», который регулировал не только продолжительность рабочего дня и рабочей недели, но и запрещал использование труда подростков, ограничивал использование труда женщин. Впоследствии были приняты еще целый ряд декретов вводящих систему социального страхования и т. п.

КЗОТ 1918 г. обобщил весь накопившийся нормативный материал. Студентам необходимо разобраться с сочетанием в кодексе права на труд и всеобщей трудовой повинностью, регулированием труда и отдыха, льготами для подростков и женщин, системой социального обеспечения. Давая общую оценку КЗОТ, необходимо обратить внимание на то, что уже с 1919 г. кодекс подвергся существенной ломке. Необходимо указать, какие акты советской власти изменяли содержание КЗОТ 1918 г.

При рассмотрении вопроса о становлении советского уголовного права, следует обратить внимание на первые акты советской власти, которые существенно меняли сущность уголовного права, его принципы и содержание. В этой связи весьма важно знать новую категоризацию преступных деяний по степени опасности для советской власти и систему наказаний, сформированную на основе декрета от 28 октября 1917 г. «Об отмене смертной казни», инструкции НКЮ «О видах наказаний, рекомендованных для применения в революционных трибуналах» от 19 декабря 1917 г.

Не менее важно знать изменения в системе наказаний и в последующий период: что из себя представляло «объявление врагом республики или народа», когда была введена смертная казнь на фронте, содержание основных положений декрета «О красном терроре».

В завершение вопроса следует дать развернутую характеристику «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР», представляющую собой итог двухлетнего развития советского уголовного права. Студенты должны знать классовую характеристику уголовного права (ст.3 разд.I) и его принципы (ст.27 разд.VIII) , определение понятия преступления (ст.5 разд.III) и наказания (ст.7 разд.III); цели (ст.8-10 разд.III) и виды наказаний (ст. 25 разд. VI); обстоятельства, которые учитывались при определении наказания (ст.12-16 разд.III).

Наши рекомендации