Вопрос 32. Формы и методы деятельности российских посольств
Приоритет среди областей изучения страны пребывания должны иметь экономика, внутренняя и внешняя политика. Например, особого внимания заслуживают социально - экономические мероприятия правительства; деятельность политических партий, общественных движений, групп давления, СМИ; работа парламента; идеологическая обстановка и т.д. Анализ внешней политики включает, в частности, определение основных ее направлений, исследование взаимоотношений данной страны с соседними, с наиболее развитыми странами, с основными группировками государств, изучение внешнеторговой деятельности и т.д. Кроме этих основных сфер анализируются, естественно, и другие: социальная жизнь и культура, наука и техника и т.д.
Каковы же источники информации и как строится работа посольства по сбору информации? Одним из основных источников информации является пресса данной страны . Поэтому в посольстве выделяются определенные работники, которые должны внимательно следить за прессой и иметь связи с корреспондентами и редакторами местных газет, известными журналистами. Безусловно, такие связи полезны, ибо позволяют получить живое представление о вопросах, которые интересуют общественность данной страны. В этом смысле помимо знакомства с прессой необходимы личные наблюдения и личное общение с людьми, что способствует получению более полной и достоверной ин формации. Например, контакт с политическими партиями (как с правящими, так и с оппозиционными), с теми лицами, взгляды и деятельность которых имеют большое значение для понимания основных тенденций политического развития в данной стране, поддерживается группой дипломатических работников, которая изучает внутреннюю политику страны. Непосредственно вопросами прессы в посольстве занимаются пресс - атташе , который является фактическим руководителем пресс - отдела, состоящего из группы работников, владеющими языками и умеющих грамотно вести аналитическую работу с прессой. Иногда обязанности пресс-атташе выполняет дипломатический работник в ранге первого или второго секретаря.
Нередко в прессе государства пребывания появляются заметки или статьи, прямо или косвенно касающиеся страны отправления или даже ее посольства. Иногда их целью является посмотреть, как посольство будет реагировать на эти заметки или статьи. В этом случае в посольстве может быть проведено совещание, на котором будет решаться вопрос о том, как ответить на данную статью или заметку, а также как работникам реагировать в подобных случаях в дальнейшем. Так, если обнаружилось, что в прессе страны пребывания появились негативные или недостоверные публикации относительно политики Российской Федерации, то российское посольство в данной стране может организовать получение интервью местными журналистами у российских высокопоставленных лиц. Полученное интервью публикуется в одной из крупных газет или влиятельном журнале, чтобы предоставить возможность общественности данной страны получить информацию и необходимые разъяснения, что называется, из первых рук.
Посольство, разумеется, может и должно само вести информационно - разъяснительную деятельность, основной задачей которой является разъяснение официальной позиции государства по международным вопросам и процессов, происходящих в собственной стране. Например, для этого используются пресс - конференции, интервью, публичные выступления посла, советника, пресс - атташе и других работников. Кроме того, некоторые посольства выпускают бюллетени, журналы и даже книги. С учетом того, что сегодня на формирование общественного мнения во многих странах оказывают серьезное влияние электронные средства массовой информации, посольство должно активнее их использовать для проведения информационно - разъяснительной деятельности и, в свою очередь, следить за информацией, которая появляется в них.
Не менее важны с точки зрения получения информации и ведения разъяснительной деятельности устраиваемые посольством приемы посетителей. Посетители бывают разные: от рядовых граждан до политических деятелей. Особенно полезна беседа с влиятельными политиками, поскольку она позволяет обменяться мнениями по ряду проблем, разъяснить интересующие собеседника вопросы и получить необходимую информацию. Дипломатические приемы и беседы занимают особое место не только в деятельности внешнеполитического ведомства России, о чем мы писали в соответствующем разделе, но и, конечно же, в работе российского посольства. Независимо от вида и назначения всякий дипломатический прием носит политический характер, поскольку на нем происходит встреча представителей иностранных государств. Кроме представительского значения дипломатические приемы являются важнейшим средством установления, поддержания и развития контактов посольства или отдельных дипломатических работников с официальными властями, общественными, культурными, деловыми, научно-техническими и другими кругами страны пребывания. Разумеется, ответственные работники посольства не только организуют приемы, но и сами посещают приемы, устраиваемые МИДом страны пребывания, иностранными дипломатическими представительствами и т.д.
Еще одной важной стороной деятельности посольства является переписка с внешнеполитическим ведомством страны пребывания, с иностранными посольствами, а также с другими ведомствами, учреждениями и частными лицами. Переписка, как подчеркивает В.А. Зорин, «имеет еще более важное значение, чем устный разговор. Переписка посольства даже с частными лицами должна быть хорошо организована, поскольку каждый документ, исходящий из посольства, носит официальный характер».
Официальная переписка посольства с внешнеполитическим ведомством страны пребывания ведется под руководством посла, за исключением обычных консульских нот (визовых, по легализации документов), которые посылаются с ведома заведующего консульским отделом или советника, в ведении которого находятся консульские вопросы. Остальная переписка с министерством иностранных дел идет с санкции посла или в отдельных случаях с санкции советника.