Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление
1. Система высших органов государственной власти и управления в КНР.КНР является одним из немногих т.н. социалистических государств. Система, принципы организации и деятельности государственных органов в КНР во многом соответствуют советской модели организации государственной власти, при которой имеет место формальное закрепление принадлежности власти народу и её осуществление через систему представительных учреждений (типа советов). Все другие государственные органы прямо или косвенно формируются представительными учреждениями и несут ответственность перед ними. При этом отрицается принцип разделения властей и провозглашается верховенство и полновластие представительных учреждений.
В КНР в соответствии с Конституцией 1982 г. народ осуществляет принадлежащую ему власть через Всекитайской собрание народных представителей (ВСНП) и местные собрания народных представителей различных ступеней (ст.2),которые избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем. Таким образом, к КНР в качестве органов государственной власти рассматриваются только выборные представительные органы – собрания народных представителей. Важнейшими звеньями государственного механизма являются также органы государственного управления – Государственный совет и местные администрации, а также суд и прокуратура.
Особенностью государственного механизма КНР является существование двух законодательных органов – ВСНП и Постоянного комитета ВСНП. Специфика Китая проявляется также и в том, что полномочия коллегиального главы государства осуществляют совместно ПК ВСНП и Председатель КНР.
Высшим органом государственной власти в КНР, согласно ст. 57 Конституции является ВСНП, срок полномочий которого – 5 лет. Выборы депутатов ВСНП проводятся под руководством ПК ВСНП, общее число депутатов не должно превышать 3 тыс. человек. Правовой статус депутатов регламентируется ст. 72-77 Конституции, а также отдельной главой Закона об организации ВСНП. Специального закона о статусе депутата в КНР не существует. Депутаты ВСНП, как и депутаты всех других СНП, работают на «непостоянной основе», т.е. выполняют депутатские обязанности, не прекращая своей основной производственной деятельности, что по официальному мнению позволяет депутатам не отрываться от народа, лучше знать реальную действительность.
Законодательно устанавливаются определенные гарантии депутатской деятельности. В частности, депутат освобождается орт юридической ответственности за свои выступления или голосование на сессии ВСНП, депутаты не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответственности без согласия президиума ВСНП.
Полномочия ВСНП во многом аналогичны полномочиям верховных представительных учреждений в других странах. Так, он осуществляет внесение изменений в Конституцию, а также конституционный контроль, принимает «основные законы»: уголовные, гражданские, о государственной структуре и вносит в них изменения, рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития и отчеты об их исполнении, а также государственный бюджет, формирует важнейшие государственные органы и освобождает от должности высших должностных лиц, избирает и смещает весь состав Постоянного комитета ВСНП, утверждает и освобождает от должности премьера Государственного совета и его персональный состав, избирает председателя Центрального военного совета и утверждает кандидатуры его членов, избирает и освобождает от должности председателя Верховного народного суда и генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, утверждает образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, решает вопросы войны и мира. В соответствии с Конституцией (п.15 ст.62) перечень полномочий ВСНП является открытым.
ВСНП работает в сессионном порядке. Сессии проходят один раз в год (обычно весной) и длятся две-три недели. Накануне сессии Постоянный комитет ВСНП проводит подготовительное заседание, на котором принимается повестка дня, избирается её руководящий орган – президиум – и решаются организационные вопросы, в том числе регламент сессии. Работа сессии включает в себя заседания президиума сессии, пленарные заседания и рабочие совещания депутатских групп (т.н. делегаций). На пленарные заседания выносятся наиболее важные вопросы, подлежащие обсуждению на сессии – отчеты о деятельности Госсовета, министерств и других высших государственных органов, вопросы, касающиеся государственного плана и бюджета, принятие важных законов, в том числе изменений в Конституцию. Законотворчество является важным направлением деятельности ВСНП, но в тоже время это лишь небольшой её аспект, поскольку большую часть законов принимает другой орган ВСНП – его Постоянный комитет.
Важной составной частью ВСНП являются постоянные (отраслевые) комиссии (комитеты), которые работают как в период сессии, так и в межсессионные периоды. Данные комиссии рассматриваются в КНР как одна из важнейших форм вовлечения депутатов ВСНП в практическую работу в соответствии с их профессиональной деятельностью и уровнем подготовки. В настоящее время существует 9 таких комиссий: по законодательству, по финансам и экономике, по делам национальностей, по внутренним делам и юстиции, по образованию, науке, культуре, здравоохранению, по международным делам, по делам зарубежных китайцев, по охране окружающей среды и ресурсов, по сельскому хозяйству и делам деревни.
Названные комиссии рассматривают законопроекты, переданные им президиумом ВСНП либо ПК ВСНП и вносят их в законодательные органы, рассматривают переданные им ПК ВСНП акты с точки зрения соответствия их Конституции и законам, проводят необходимые расследования и изучение вопросов, переданных им ВСНП или ПК, и вносят соотвествующие предложения в законодательные органы, рассматривают обращенные к ним запросы.
Важную роль в деятельности ВСНП играют депутатские группы, или делегации.Вначале это делегации создавались по принципу представительства от их избравших административно-территориальных единиц, однако в дальнейшем, в связи с определенной специализацией деятельности депутатов делегации стали формироваться и по профессиональному принципу, и включение депутатов в ту или иную делегацию в настоящее время определяется его компетентностью в определенных областях. Делегации предварительно обсуждают проекты решений ВСНП до их внесения на рассмотрение сессии ВСНП и доводяи мнение делегаций до сведения сессии.
Правом законодательной инициативы обладают также президиум ВСНП, ПК ВСНП, Комиссии ВСНП, государственный совет, Центральный военный совет, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. Решение о включении конкретного законопроекта в повестку дня сессии принимается президиумом ВСНП после предварительного рассмотрения представленных законопроектов в соответствующих специальных комиссиях. Законы, а также другие решения принимаются ВСНП простым большинством голосов. Что касается конституционных поправок, то предложение о внесении изменений в Конституцию может вноситься Постоянным комитетом ВСНП или 1/5 депутатов ВСНП и принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех депутатов.
Постоянные комитет является согласно Конституции, постоянно действующим органом ВСНП, одновременно осуществляющим, наряду с ВСНП законодательную власть в стране. Фактически же ПК ВСНП в период между сессиями осуществляет все основные функции ВСНП. ПК избирается ВСНП из числа его депутатов, численный состав – около 150 человек, включая председателя, его заместителей (19 человек), начальника секретариата и членов Комитета. Срок полномочий ПК ВСНП соответствует сроку полномочий ВСНП (5 лет) и прекращается с момента избрания вновь сформированным ВСНП нового ПК.
Полномочия ПК ВСНП можно разделить на постоянные и полномочия, осуществляемые в период между сессиями ВСНП. К числу собственных полномочий относятся: толкование Конституции, законов и конституционный контроль, законодательная деятельность и внесение в них изменений, контроль за работой госсовета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, отмена административно-правовых актов, постановлений и распоряжений госсовета, решение о ратификации и денонсации международных договоров, о всеобщей или частичной мобилизации, о введении чрезвычайного положения.
К числу полномочий, осуществляемых в период между сессиями можно отнести: внесение частичных дополнений и изменений в законы, принятые ВСНП, при этом дополнения и изменения не могут противоречить основным принципам данных законов, рассмотрение и утверждение частичных поправок к планам социально-экономического развития, а также государственному бюджету, принятие решений о назначении и смещении чиновников разных рангов в центральном аппарате управления, принятие решения об объявлении войны или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по совместной обороне.
ПК ВСНП также осуществляет ряд функций главы государства, например, принимает решения о ратификации и денонсации международных договоров, о назначении и отзыве дипломатических представителей КНР в иностранных государствах, учреждает ордена и награждает ими, присваивает почетные звания, принимает решения о помиловании. Однако соответствующие акты на основе данных решений ПК ВСНП издает Председатель КНР, т.е. имеет место осуществление полномочий главы государства совместно ПК ВСНП и Председателем КНР.
Конституция 1982 г. вновь учредила пост Председателя КНР. С одной стороны этот акт – попытка укрепления всей государственной системы в стране, с другой – необходимость обеспечения надлежащим образом представительства Китая в международных отношениях. По своему политико-правовому статусу председатель КНР является одной из ключевых фигур в государстве, учитывая, что эту должность одновременно занимает генеральный секретарь КПК. Вместе с тем, упразднение ряда функций председателя, введенных впервые Конституцией 1954 г. и ограничение сроков пребывания его в должности свидетельствуют о стремлении китайских законодателей не допустить чрезмерной концентрации власти в руках одного лица и тем самым создать реальные препятствия установлению режима личной власти.
Конституция возлагает на Председателя КНР выполнения части полномочий коллегиального главы государства, которые осуществляются в полном объеме им совместно с ПК ВСНП. Полномочия Председателя КНР можно разделить на две части:
- в порядке осуществления единоличной президентуры (принятие иностранных дипломатических представителей, осуществление представительских функций);
- на основе решений ВСНП и ПК ВСНП (опубликование законов, назначение и смещение высших должностных лиц государства, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, направление и отзыв дипломатических представителей КНР, ратификация и денонсация международных договоров.
Основные акты, принимаемые Председателем КНР, фактически оформляют решения ВСНП и его ПК. В соответствии с Конституцией также учреждается пост заместителя Председателя КНР, который помогает ему в работе по поручению Председателя КНР может выполнять часть его функций. Председатель КНР и его заместитель избираются ВСНП. На этот пост может быть избран гражданин КНР, достигший 45 лет и обладающий активным и пассивным избирательным правом. Срок полномочий соответствует сроку полномочий ВСНП, т.е. пять лет, причем одно и то же лицо может занимать указанную должность не более двух сроков подряд.
В соответствии с Конституций, центральным народным правительством КНР является Государственный совет, определяемый как исполнительный орган государственной власти, высший государственный административный орган страны (ст.85). Особенностью правового положения Госсовета является то, что с одной стороны, он является исполнительно-распорядительным органом государственной власти, т.е. ВСНП и его ПК, в связи с чем в своей деятельности реализует решения высших органов власти в стране, с другой – выступает как высший орган государственного управления общей компетенции, который руководит всеми отраслями государственного управления и всеми другими органами государственной администрации.
Формирование Госсовета происходит на первой сессии вновь избранного ВСНП: главу госсовета – премьер-министра – утверждает ВСНП по представлению Председателя КНР. Все другие лица, входящие в госсовет (заместители, премьера, члены Госсовета, министры председатели государственных комитетов) утверждаются ВСНП по представлению премьера. Следует отметить, что не все министры и председатели госкомитетов входят в состав Госсовета (в настоящее время их только 40). Все члены Госсовета являются членами КПК. В его составе есть несколько женщин и представителей национальных меньшинств.
Госсовет совет занимает одно из ведущих мест в системе государственных органов КНР, обеспечивая практическую реализацию принятых на высшей партийном и государственном уровне решений. Объем полномочий Госсовета позволяет ему руководить всей административной работой в общегосударственном масштабе, определять основные задачи, направления работы и осуществлять централизованное руководство министерствами и госкомитетами. Госсовет осуществляет также руководство деятельностью всех местных административных органов и определяет конкретное разграничение полномочий между центральными исполнительными органами и исполнительными органами провинций, городов центрального подчинения и автономных районов.
К числу важнейших полномочий Госсовета КНР является: составление планов хозяйственного и социального развития, государственного бюджета и руководство работой по их реализации, управление экономическим и оборонным строительством, внешними связями, вопросами образования, науки, культуры и т.д., охрана прав зарубежных китайцев, реэмигрантов, обеспечение прав национальных меньшинств, утверждение территориального деления провинций, автономных районов, город центрального подчинения и т.д. Госсовет имеет право отменять или изменять ненадлежащие распоряжения, инструкции и положения, принятиые министерствами госкомитетами, а также постановления и распоряжения местных административных органов. Осуществляя свои полномочия Госсовет издает постановления, распоряжения, административно-правовые акты, к числу которых относятся положения или временные положения. Широко распространена практика принятия совместных решений ЦК КПК и Госсовета.
Центральный военный совет КНР (ЦВС) – структура, аналога которой нет в других странах. В соответствии с Конституцией (ст.93) ЦВС является органом, осуществляющим руководство всеми вооруженными силами страны. На практике в ведении ЦВС находятся не только вооруженные силы Народно-освободительной армии Китая, но и все иные вооруженные формирования страны, включая народное ополчение и народную милицию.
ЦВС состоит из председателя, его заместителей и членов. Председатель ЦВС избирается ВСНП, кандидатуры других членов ЦВС утверждается ВСНП по представлению председателя ЦВС. Срок его полномочий соответствует сроку ВСНП. На практике персональный состав ЦВС полностью совпадает с Военным советом ЦК КПК. Возглавляет Военный совет и ЦВС генеральный секретарь КПК. Подобная структура руководства вооруженными силами страны, как считают в Китае, связана с необходимостью усиления централизации руководства в области военного строительства и обеспечения единства руководства вооруженными силами со стороны КПК и государства. На практике Военный совет ЦК КПК и ЦВС КНР можно рассматривать как единую партийно-государственную структуру, обеспечивающую руководство вооруженными силами страны.
2. Политические партии и общественные («народные») организации.Политическая система КНР, основные черты которой закреплены в Конституции 1982 г., не только коренным образом отличается от «западной» модели демократии, но и социализма советского образца. Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая, фактическое сосредоточие власти в центре и на местах в руках партийных структур, что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть. Принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры. Члены КПК занимают ключевые посты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных («народных») организаций, проводят свои решения через рядовых коммунистов КПК. Важным инструментом проведения партийной политики в государственных органах и негосударственных объединениях являются т.н. «партийные группы руководства», которые создаются в соответствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций. Их основной практикой является «проведение в жизнь курса и политических установок партии, сплочение беспартийных кадров и масс, выполнение партийных и государственных заданий, руководство работой парторганов учреждений и организаций». Широкое значение в Китае имеет практика принятия совместных решений партийными и государственными органами, а в ряде случаев также и руководящими структурами народных организаций, прежде всего Единого фронта. Таким образом, действует система параллельного управления - при определяющей роли КПК.
Ведущая роль КПК в общественно-политической и административно-хозяйственной жизни страны находит свое закрепление в Конституции, Уставе КПК и других партийных документах и директивах, в том числе в решениях съездов КПК.
Другой существенной особенностью политического механизма КНР является наличие кроме КПК ещё восьми других политических партий, которые вместе с общественными организациями объединены в действующий под руководством КПК Единый фронт, организационной формой которого является Народный политический Консультативный Совет Китая. Конституция определяет Единый фронт как «широкий патриотический Единый фронт различных демократических партий и народных организаций, объединяющих всех социалистических тружеников, поддерживающих социализм, и патриотов, поддерживающих объединение родины». В соответствии со ст. 19 Устава НПКСК, принятого в 1994 г., высший орган НПКСК - Всекитайский комитет– формируется из представителей КПК, демократических партий, беспартийных демократических деятелей, общественных организаций, национальных меньшинств и различных слоев населения, представителей соотечественников с Тайваня, из Сянгана, Аомыня и вернувшихся на родину соотечественников, а также специально приглашенных деятелей. Основными задачами органов НПКСК является проведение политических консультаций, демократический контроль, организация политических партий, негосударственных организаций, демократических деятелей, репатриантов и т.д. для участия в обсуждении важнейших вопросов государственной жизни и участия в политике государства.
Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность – существование наряду с КПК восьми других некоммунистических партий общей численностью около 400 тыс. человек. Этими партиями являются: Революционный комитет Гоминдана Китая (1949 г.), большинство членов партии – лица, имеющие исторические связи с Гоминданом. Демократическая лига Китая (1941 г.), состоит преимущественно из представителей творческой интеллигенции, деятелей образования и культуры. Китайская ассоциация демократического национального строительства (1945 г.), состоит в основном из интеллигенции, работающей в сфере экономики и финансов, а также научной интеллигенции. Китайская ассоциация содействия развитию демократии (1945 г.) – состоит из деятелей науки, культуры, просвещения, издательского дела. Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая 91947 г.), включает в свои ряды работников медицины, здравоохранения, науки, образования и культуры. Чжунго Чжигундан (1925 г.), большинство членов составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом. Общество «3 сентября» (1944 г.) большинство членов – специалисты в области естественных и технических наук. Лига демократического самоуправления Тайваня (1947 г.), составляют выходцы их Тайваня, ныне живущие в КНР,
В соответствии с Уставами этих партий все они в настоящее время называются «партиями, участвующими в политической жизни», осуществляющими свою деятельность под руководством КПК, которое безоговорочно признают. Следует отметить, что сложившаяся в Китае т.н. «система многопартийного сотрудничества и демократических консультаций» под руководством КПК существенно отличается от существующих в других странах многопартийных систем прежде всего тем, что она, согласно официальным китайским трактовкам, складывалась исторически, имеет глубокие традиции и исторические корни, отражает особенности политической системы КНР, где некоммунистические партии выступают не как оппозиционные, а «дружественные» по отношению к КПК партии. Определенную самостоятельность проявляют эти партии в деле развития экономики, науки, техники, здравоохранения, образования культуры. Важная роль этим партиям отводится в деле налаживания тесных многосторонних контактов с этническими китайцами, проживающими за рубежом, в работе с реэмигрантами, а также в реализации политического курса КНР на мирное воссоединение с Тайванем на принципах «одно государство – две системы». Другой важной особенностью партийной системы Китая является допустимость двойного членства в политических партиях.
Кроме политических партий важным звеном политической системы КНР являются массовые общественные или «народные» организации, общее число которых на начало XXI века составляло около 2 тыс. наиболее многочисленными и значимыми являются Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская ассоциация торговцев и промышленников и.т.д. так же как и некоммунистические демократические партии, народные организации, действуя под руководством КПК, служат важным инструментом проведения политики КПК среди различных слоев населения.
3. Основы конституционного статуса гражданина.Правовой статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские воззрения на роль человека в обществе, умаляя ценность отдельной человеческой личности и акцентируя внимание на преобладании коллективистских начал в общественной жизнию. Для правового статуса личности в КНР характерны некоторые особенности:
- определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо принадлежит (гражданин, лицо без гражданства, иностранец);
- отрицание концепции «естественных прав» - права и свободы предоставляются гражданам КНР только сами социалистическим государством и только государство определяет перечень и объем этих прав и свобод;
- отсутствие многих важнейших основных прав и свобод личности, в том числе права на жизнь, свободу мысли, свободу передвижения, выбора места жительства;
- права и свободы имеют ярко выраженную социалистическую направленность, поскольку они служат целям и задачам строительства социализма в Китае. Многие права и свободы дифференцируются по социально-классовому признаку, в частности различаются права граждан и права трудящихся (например, право на образование имеют все граждане, а право на отдых – только трудящиеся);
- ряд конституционных обязанностей сформулирован в виде общих принципов и носит моральный характер (например, обязанность защищать честь и интересы родины);
- конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права, например, обязанность соблюдать дисциплину труда;
- отсутствует конституционное закрепление материальных гарантий многих прав и свобод, прежде всего гражданских и политических, что ведет к нарушению прав человека. Поэтому следует проводить четкое различие между юридическим и фактическим статусом китайских граждан;
- большое внимание уделяется конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом и их семей.
Закрепляя равенство граждан перед законом (ст.33), равные права мужчин и женщин во всех областях, Конституция содержит достаточно широкий перечень их прав, свобод, а также обязанностей граждан КНР. К числу политических прав относятся избирательные права ( ст.34), свобода слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий, демонстраций (ст. 35); право обращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных учреждений или государственных служащих; право обращаться в в соответствующие государственные органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга любым государственным органом или государственным служащим (ст. 41). Вместе с тем Конституция предусматривает возможность лишения граждан политических прав в соответствии с законом.
Наибольшее внимание Конституция уделяет закреплению социально-экономических прав и свобод, которые рассматриваются в КНР как приоритетные. К числу их относится право труд, на отдых, право на пенсионное обслуживание, право на получение материальной помощи от государства и общества в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, право собственности и её наследования, право на образование. Кроме того, Конституция закрепляет ряд прав в социально-культурной области, в частности, свободу научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры.
Личные (гражданские) права и свободыв действующей Конституции представлены гораздо шире, чем во всех предшествующих. Так, граждане КНР имеют свободу вероисповедания, свободу и неприкосновенность личности, неприкосновенность чести и достоинства, неприкосновенность жилища, свободу и тайну переписки, право на возмещение ущерба, причиненного государственными органами или государственными служащими в результате нарушения гражданских прав. Особое внимание заслуживает конституционное положение, касающееся брака и семьи: устанавливается принцип свободы брака, а также государственная защита семьи и брака, материнства и детства. Запрещается жестокое обращение со стариками, женщинами, детьми.
Конституция не закрепляет принцип презумпции невиновности, но в ней есть право обвиняемого на защиту. Аналогичное положение содержится также в Уголовно-процессуальном кодексе КНР, однако участие защиты предусматривается только начиная со стадии судебного разбирательства. Необходимо отметить, что право в значительной степени остается только на бумаге, прежде всего ввиду нехватки в Китае квалифицированных адвокатов, а также в связи с низким уровнем правосознания и правовой культуры в стране.
Конституционные обязанности граждан КНР, так же как и прав, соответствуют социалистической доктрине прав человека и в этой связи имеют ряд особенностей. Прежде всего обращает на себя внимание чрезвычайно широкий, по сравнению с другими странами, круг основных обязанностей, причем многие из них имеют ярко выраженную идеологическую окраску. Некоторые обязанности носят не только правовой характер, но и представляют сочетание правовых и моральных обязанностей.
К числу основных обязанностей граждан КНР относятся обязанность соблюдать Конституцию и законы страны, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, соблюдать нормы общественной морали, охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участие в народном ополчении является почетной обязанностью граждан, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны, в соответствии с законом платить налоги. Праву на образование соответствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд – почетная обязанность всех трудоспособных граждан трудиться. К числу конституционных также относиться обязанность родителей содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, а совершеннолетних детей – содержать и поддерживать родителей.
Одной из специфических особенностей прав китайских граждан является обязанность супругов «осуществлять политику планирования рождаемости», что связано со сложной демографической ситуаций в стране. Так, семье, проживающей в городе, разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности – не более двух (для неханьских народов эта норма несколько выше).
4.Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление.По форме административно-территориального устройства КНР является централизованным унитарным государством, включающим в себя автономные национально-территориальные образования. За период, прошедший после образования КНР, территориальное устройство Китая не претерпело серьезных изменений и предусматривает трехступенчатую систему административного деления на провинциальное, уездное, и волостное звенья. На определение формы территориального устройства в Китае повлияло множество различных факторов: исторических, социально-экономических, национально-демографических, наличие языково-диалектических барьеров, а также сложившиеся в Китае многовековые традиции административно-государственного управления. Но главное внимание при этом уделяется задаче сохранения единого, целого и неделимого Китая, сдерживанию тенденции сепаратизма регионов, повышению эффективности государственного и социального управления, что в специфических условиях Китая могло быть обеспечено только при условии высокой концентрации власти в руках центра.
В настоящее время территория КНР состоит из 23 провинций, 5 автономных районов, 4 городов центрального подчинения.В свою очередь провинции и автономные районы делятся округа, уезды и города; уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и поселки; города центрального подчинения и крупные города делятся на районы и уезды; автономные округа – на уезды, автономные уезды и города. Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются районами национальной автономии.
В соответствии с Конституцией в КНР могут создаваться «особые административные районы», правовой статус которых определяется специальным законом. Так, в 1997 г. в состав КНР был включен Сянган (Гонконг), в 1999 г. – Аомынь (Макао), получившие такой статус.
Структура современного административного деления в КНР закреплена Конституцией. Изменения в территориальную организацию страны могут быть внесены только решениями ВСНП или Госсовета КНР. В соответствии со структурой административно-территориального деления строится система местных государственных органов – собраний народных представителей (СНП),которые определяются в Конституции как органы государственной власти на местах и местных народных правительств как исполнительных органов государственной власти – СНП, государственных административных органов на местах. Правовой статус местных органов власти и управления определяется Конституцией (гл. II, раздел 5) и Законом об организации местных СНП и местных народных правительств 1982 г. (в редакции 1995 г.).
Местные СНП рассматриваются как составная часть единой системы представительных учреждений, возглавляемых ВСНП. Депутаты СНП уездов, городов, городских районов, волостей, национальных волостей и поселков избираются непосредственно населением. Вышестоящие СНП (провинций, автономных районов и округов, городов центрального подчинения и городов в районным делением) избираются нижестоящими СНП. Срок полномочий СНП провинций, автономных районов, городов центрального полчинения, автономных округов, городов с районным делением, автономных уездов, городов без районного деления – 5 лет, в СНП волостей, национальных волостей и поселков – 3 года.
К компетенции местных СНП относятся: обеспечение в соответствующей административной единице исполнения Конституции, законов, установок, указов, постановлений и решений вышестоящих органов власти; рассмотрение и утверждение народнохозяйственных планов и бюджета для данной территории, а также отчетов об их исполнении; решение наиболее важных вопросов в политической, экономической и культурной областях, в деятельности гражданской администрации и межнациональных отношениях; формирование ряда местных органов; охрана социалистической собственности, поддержание общественного порядка, защита прав граждан, прав национальных меньшинств, обеспечение равенства мужчин и женщин. Местные СНП также имеют право отменить или изменить ненадлежащие постановления местных правительств данного административного уровня.
Местные СНП работают в сессионном порядке: сессии проводятся не реже одного раза в год, а внеочередные - по предложению 1/5 числа депутатов. Сессии уездных и вышестоящих СНП избирают из числа депутатов председателя, заместителей председателя и членов Постоянных комитетов СНП – постоянно действующих органов. В компетенции Постоянных комитетов СНП входит: руководство выборами депутатов в СНП соответствующей ступени, они созывают сессии местных СНП данной ступени, решают наиболее важные вопросы политической, экономической, культурной и иных сфер деятельности, вопросы в области межнациональных отношений, деятельности гражданской администрации, контролируют работу народных правительств, принимают на рассмотрение жалобы и предложения населения, присваивают местные почетные звания. К их ведению относится решение наиболее важных кадровых вопросов местного уровня, Постоянные комитеты СНП могут изменять и отменять решения нижестоящих местных СНП.
Местные СНП создают в качестве своих исполнительных органов местные народные правительства. Законодательство устанавливает систему «двойного подчинения» местных правительств: с одной стороны они ответственны перед избравшим их СНП, а с другой – перед вышестоящим народным правительством. Все местные народные правительства находятся под единым руководством Госсовета КНР и подчиняются ему. Сроки полномочий местных правительств совпадают со сроками избравших их СНП., в их состав входят главы (губернаторы провинций и т.д.), их заместители, ответственные секретари, начальники департаментов, управлений и комиссий и других рабочих органов местных администраций. Таким образом, местные народные правительства, как правило, имеют целую систему своих рабочих органов и многочисленный штат сотрудников, число различных канцелярий, комиссий и управлений может доходить до 50-60. В волостном звене состав правительства невелик и включает в себя главу администрации (волостной старшина или поселковый староста), его заместителей, и секретаря, в необходимых случаях может создаваться небольшой аппарат сотрудников.
Районы национально автономии создаются на территориях с компактным проживанием неханьских национальностей и включают в себя три вида автономных образований: автономный район, автономный округ, автономный уезд. В КНР существует пять автономных районов (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Нинся-хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский), 30 автономных округов, более 120 автономных уездов. Все другие национальные меньшинства могут создавать внутри данного района свои автономные единицы соответствующей ступени или национальные волости.
Органы районы национальной автономии (СНП, их Постоянные комитеты, местные народные правительства) наделены не только функциями обычных органов власти и управления соответствующей ступени, но и являются также органами самоуправления, которые осуществляются в пределах, установленных Конституцией и законами, а также проводят в жизнь законы государства и политические установки с учетом местной конкретики. Так, органы национальной автономии осуществляют экономическое строительство, принимают меры по урегулированию общественных отношений, по рациональному использованию местных природных ресурсов и охране природы. Органы автономного образования имеют право самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами. При этом Госсовет КНР устанавливает статьи финансовых поступлений и расходов в этих регионах по принципу предоставления преимуществ районам национальной автономии. С учетом местных условий они разрабатывают и реализуют планы экономического строительства, осуществляют капитальное строительство, ведут работу по подготовке кадров и специалистов для различных отраслей управления, уделяя при этом особое внимание подготовке лиц, представляющих национальные меньшинства.
К ведению органов самоуправления также относятся вопросы образования, науки, культуры, охраны памятников национальной культуры. В связи с важным для современного Китая значением внешнеэкономических связей, районы национальной автономии могут осуществлять обмен с зарубежными странами в области образования, науки, культуры, техники, здравоохранения и спорта. С разрешения Госсовета они могут открывать порты для внешней торговли, а районы, граничащие с иностранными государствами, с разрешения госсовета могут осуществлять приграничную торговлю. Органы самоуправления могут формировать войска общественной безопасности.
Осуществляя свою деятельность, органы национальной автономии могут принимать нормативно-правовые акты – положения об автономии и так называемые отдельно действующие положения, которые вступают в силу после их утверждения ПК ВСНП. В районах национальной автономии проводится политика, направленную на активное привлечение национальных меньшинств к государственному управлению, предоставляя значительные преимущества лицам коренной неханьской национальности при занятии важнейших государственных должностей в автономных единицах.
Литература:
Источники
1. XII Всекитайский съезд КПК (Документы). Пекин, 1982.
2. Документы XIII Всекитайского съезда КПК. Пекин, 1988.
3. КНР. Законодательные акты. М., 1989.
4. КНР. Конституция и законодательные акты. М., 1984.
5. Конституция и основные законодательные акты КНР. М., 1955.
6. Конституция и основные законодательные акты КНР (1954-1958) М., 1960.
7. Конституция КНР – Конституция социалистических государств. Том 1. М., 1987.
8. Образование КНР. Документы и материалы. М., 1956.
9. I сессия ВСНП КНР четвертого созыва. Пекин, 1975.
10. XIII Всекитайский съезд КПК. М., 1988.
Исследования
11. Гельбрас В.Г. Экономические реформы в КНР. Очерки, наблюдения, размышления. М., 1990. 197 с.
12. Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. М., 1997. 389 с.
13. Государственный строй КНР. М., 1988. 267 с.
14. Гудошников Л.М. Политический механизм КНР. М., 1974. 239 с.
15. Гудошников Л.М. и др. Китай после «культурной революции» М., 1979. 358 с.
16. Гудошников Л.М., Асланова Р.М. Политическая система КНР (структура основных институтов власти). М., ЭИ. №1. 1996.
17. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988.
18. Дэн Сяопин. Строить социализм с китайской спецификой. Бэйцзин, 1987.
19. Егоров К.А. КНР. Политическая система и политическая динамика. М., 1992.
20. Карпов М. Экономические реформы и политическая борьба в КНР (1984-1989). М., 1992.
21. Китай: общество и государство. М., 1973.
22. Китай после «культурной революции» (политическая система, внутриполитическое положение). М., 1979.
23. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.
24. Политическая система КНР: 100 вопросов и ответов. М., 1990.
25. Портняков В. Проблемы обеспечения социально-политической стабильности в КНР // ПДВ. 1998. №2. С.17-29.
26. Реформа политической системы КНР: реферативный сборник. М., 1991.
27. Сидихметов В.Я. Китай: общество и традиции. М., 1990.
28. Современные проблемы КНР: идейно-политические процессы по материалам китайской печати. М., 1986. Ч.2.
29. Социально-политические процессы в КНР: реферативный сборник. М., 1986. Ч.1.
30. Страноведение Китая (учебная хрестоматия). М., 1999.