Соотношение системы права и системы законодательства

1.Система права – содержание, система законодательства – форма;

2.Система права состоит их норм, система законодательства - из нормативно – правовых актов;

3.Система права в большей мере связана с системой общественных отношений, система законодательства определяется волей законодателя, исходя из принципа эффективности;

4.Законодательство, кроме норм, включает призывы, декларации, указания на мотивы и цели издания норм права; в систему права входят только нормы;

5.Количество отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства (последних больше).

4.4.4.Систематизация законодательства: понятие, характеристика видов

Вся совокупность правовых норм, облеченных в нормативно – правовые акты, подвергается систематизации (упорядочению) для наиболее эффективного их использования.

Систематизация законодательства – деятельность официальных государственных органов, а также юристов – ученых и практиков по упорядочению нормативных актов с целью их согласования, устранения противоречий, их доступности и лучшей обозримости. Указанная деятельность направлена на совершенствование законодательства.

Особенности систематизации законодательства:

1. сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты;

2. выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позднее;

3. подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих;

4. вновь принятые нормативно – правовые акты, а также сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства.

Виды систематизации законодательства:

а) учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативно – правовых актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии;

б) инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

Виды инкорпорации:

1. По субъекту:

- официальная – это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты;

- полуофициальная (официозная) - утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами;

- неофициальная – создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.

2. По способу упорядочения:

- предметная – нормативно – правовые акты располагаются по предмету правового регулирования;

- хронологическая - правовые акты располагаются по времени издания.

Виды инкорпорированных актов:

- сборник – инкорпорированное издание законов или иных нормативно- правовых актов;

- собрание - инкорпорированное издание нормативно- правовых актов высших органов государственной власти и управления;

- свод законов – собрание всего действующего законодательства без какого – либо исключения.

в) консолидация– форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт.

г) кодификация– форма систематизации, при которой осуществляется существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

Виды кодификации:

- всеобщая – полная систематизация нормативного материала;

- комплексная - систематизация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений;

- отраслевая – кодификация отдельных отраслей права;

- специальная - кодификация отдельных отраслей правовых институтов.

Виды кодификационных актов:

- основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права.

- кодексы – обеспечивают детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений;

- уставы - содержат нормы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления;

- положения – содержат нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы государственных органов;

- регламенты – содержат нормы, регламентирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.

Правовые отношения

В течение своей жизни люди вступают в многообразные общественные отношения. Они становятся правовыми в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения. Юридические нормы предоставляют одному участнику отношения право, а на другого участника отношения возлагают обязанность. Поэтому правоотношение можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях.

4.5.1. Правоотношение: понятие, виды, структура (элементы)

Правовые отношения – возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношениями становятся только такие общественные отношения, которые регулируются юридическими нормами и в общей форме закрепляются в их диспозициях. Правоотношения в отличие от общественных отношений, регулируемых другими социальными нормами, поддерживаются и защищаются государственной властью.

Признаки правовых отношений:

1) являются разновидностью общественных отношений;

2) возникают на основе норм права;

3) характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей;

4) осуществление субъективного права и исполнение юридической обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

Виды правоотношений:

1. По способу индивидуализации субъектов:

- общие – правовые связи, основанные на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации;

- конкретные - правовые связи, субъекты которых, либо один из них, определены путем поименной индивидуализации;

2. По способу индивидуализации субъектов в конкретных отношениях:

- относительные – это те, в которых поименно определены все участники (носители субъективного права и носители юридической обязанности);

- абсолютные - это те, в которых поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а обязанными являются все другие лица;

3. По функциям права:

- регулятивные – складываются на основе регулятивных норм и проводят регулятивную функцию права;

- охранительные - складываются на основе охранительных норм и проводят охранительную функцию права;

4. По отраслям права:

- конституционно – правовые;

- гражданско – правовые;

- уголовно – правовые;

- административно – правовые;

- иные.

В механизме действия юридических норм на стадии правоотношения происходит их индивидуализация. При наличии юридических фактов общее правило поведения, закрепленное в норме и относящееся ко всем субъектам права, определяет поведение персонифицированных субъектов права в конкретной единичной жизненной ситуации.

Структура правоотношения:

- содержание;

- субъекты;

- объекты;

- основания возникновения, изменения и прекращения.

Содержание правоотношенияимеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.

Фактическое содержание правоотношения – поведение субъектов правоотношения, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как сторонам взаимодействия прав и обязанностей.

Юридическое содержание правоотношения – его состав, включающий взаимные субъективные права и обязанности сторон правоотношения по поводу различных социальных объектов.

Субъективное право –вид и мера возможного поведения одной из сторон правоотношения. Управомоченная сторона правоотношения обладает полной свободой выбора варианта поведения, т.е. вправе поступать как предписывается в диспозиции нормы или воздерживаться от такого поведения.

Признаки субъективного права:

1)это поведение возможное (этим правом можно воспользоваться, а можно и отказаться);

2)это мера возможного поведения (это право ограничено определенными рамками);

3)осуществляется в интересах управомоченного, т.е. кому оно принадлежит;

4)обеспечивается обязанностями других лиц;

5)охраняется государством.

Элементы структуры субъективного права:

- возможность дозволенного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

- возможность требовать известного поведения от обязанного лица, т.е. право требования;

- возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности, т.е. право притязания;

- возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом (право пользования).

Юридическая обязанность –предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъекта в правоотношении. Обязанная сторона правоотношения не имеет свободы выбора и должна следовать предложенной в диспозиции юридической нормы форме поведения.

Признаки юридической обязанности:

1)необходимое, должное поведение (отказаться от юридической обязанности нельзя);

2)мера должного, необходимого поведения (она ограничена определенными рамками);

3)выполняется в интересах управомоченного;

4)ее исполнение обеспечивается государственным принуждением.

Элементы структуры юридической обязанности:

- необходимость совершать определенные действия либо воздержаться от них;

- необходимость для правообязанного отреагировать на законные требования управомоченного;

- необходимость нести ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение указанных выше требований;

- необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

В любом правоотношении субъективному праву корреспондирует (соответствует) юридическая обязанность другой стороны правоотношения: нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Фактическое поведение является одновременно правом для одной стороны и обязанностью для другой.

Наши рекомендации