Методические рекомендации преподавательскому составу по проведению семинарских и практических занятий по курсу
И по изучению учебной дисциплины
На лекциях осуществляется проблемное изложение основных вопросов изучаемой темы, даются систематизированные основы знаний по преподаваемой дисциплине, акцентируется внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых вопросах темы. Более полное изучение вопросов темы имеет место на семинарских и практических занятиях. На семинарских занятиях посредством проведения опроса обучающихся закрепляются и углубляются их теоретические знания, полученные на лекциях. В некоторых случаях семинарское занятие может проводиться с элементами практического занятия, на котором полученные теоретические знания закрепляются посредством решения задач. На практических занятиях обучаемые, решая предложенные им задания, приобретают навыки уголовно-правовой оценки ситуации или квалификации преступлений. В случае, если по определенной теме не предусмотрено отдельное количество часов на семинарские или практические занятия, материал изучается самостоятельно с использованием предложенных теоретических вопросов к каждой теме, практических заданий, рекомендованной в учебно-методическом комплексе литератры по темам, а также методических указаний, акцентирующих внимание на основных моментах изучаемой темы. Необходимо отметить, что самостоятельное изучение данных методических указаний обучаемыми позволит оптимизировать усвоение учебного материала за счет уяснения обязательного минимума теоретических знаний.
Следует иметь в виду, что решение задач должно основываться на положениях уголовного закона и другом нормативном материале, в необходимых случаях на основе материалов судебной практики и постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, вытекать из фактических обстоятельств, указанных в задаче, содержать обстоятельное обоснование обучаемыми своей позиции
РАЗДЕЛ 1. Общая часть
Тема 1. Введение в уголовное право
Теоретические вопросы:
1. Понятие, предмет и метод уголовного права.
2. Задачи и функции уголовного права.
3. Принципы уголовного права.
4. Система уголовного права.
5. Наука уголовного права.
6. Понятие и формы уголовно-правовой политики.
7. Основные тенденции уголовно-правовой политики.
8. Понятие криминализации и декриминализации деяний.
Практические задания
Задача № 1
Председатель ТСЖ (товарищество собственников жилья) «Фортуна» Иванов обратился в дежурную часть РУВД с заявлением о привлечении к уголовной ответственности члена ТСЖ Сидорова за то, что последний в течение двух лет без уважительных причин не вносит в кассу ТСЖ плату за содержание жилья. В заявлении была указана подтвержденная расчетами сумма задолженности в размере 43 тыс. рублей. Иванову в приеме заявления было отказано, причем, дежурный по РУВД Антонов пояснил, что действия Сидорова не содержат состава преступления, а принудительное взыскание долга возможно путем подачи гражданского иска в суд. Иванова такой отказ не убедил, и он подал жалобу на действия дежурного по РУВД в прокуратуру района.
Правомерны ли действия Антонова?
Являются ли договорные отношения по обслуживанию жилья предметом уголовно-правового регулирования?
Задача № 2
76-летний пенсионер Конов ударил хозяйственной сумкой по голове 13-летнего Мышина, который вырвал из рук пенсионера кошелек и пытался с ним бежать. Мышин упал, был задержан Коновым и доставлен в дежурную часть РУВД. В результате падения Мышин получил сотрясение мозга. В связи с тем, что Мышин не достиг возраста уголовной ответственности, следователь Попов вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, признав действия Конова правомерными, применив по аналогии ст. 38 УК РФ, предусматривающую правомерное применение вреда при задержании лица, совершившего преступление.
Правомерны ли действия Попова?
Какой принцип уголовного права в данном случае нарушен?
Задача № 3
Манов и Кадыров были осуждены за кражу видеоплеера, квалифицированную по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ как совершенную группjq лиц по предварительному сговору. Судом Манову было назначено наказание в виде штрафа в сумме 2 тыс. рублей, а Кадырову – пять лет лишения свободы. Такое решение судья Аксюков в неформальной беседе на праздничном вечере среди сослуживцев объяснил тем, что Кадыров чеченец, а чеченцев он терпеть не может.
Правомерны ли действия Аксюкова?
Какой принцип уголовного права в данном случае нарушен?
Соответствует ли такое наказание задачам, указанным в ст. 2 УК РФ?
Задача № 4
За все время существования мафии в Италии реально потеснить ее позиции в обществе удалось только фашистскому диктатору Бенито Муссолини. Английский писатель Денис Мэк Смит следующим образом описывает этот процесс: «...с внешними проявлениями мафии Муссолини провел более эффективную борьбу, чем любое либеральное правительство. Это делалось частично путем привлечения на свою сторону некоторых криминальных элементов Сицилии, но более важным фактором был отказ от системы выборов и присяжных, так как мафия процветала за счет спекуляций с выборной системой и угроз свидетелям и членам коллегий присяжных. В тюрьмы были поспешно брошены две тысячи человек - многие только по подозрению, - и сразу же со стороны мафии прекратились наиболее пагубные нарушения закона. Это доказывало, что правительство, готовое пренебречь конституционными гарантиями, может если не устранить, то, во всяком случае, ослабить бедствие,которое, более чем что-либо другое, удерживало Сицилию в состоянии нищеты и отсталости» (см.: Смит Денис Мэк. Муссолини. – М., 1955. – С. 112).
Укажите, какие из мер борьбы с мафией можно отнести к мерам уголовно-правовой политики, а какие к мерам других видов политик борьбы с преступностью?
Задача № 5
В начале 90-х годов прошлого столетия в России стала популярна идея компромисса борьбы с преступностью, которая характерна для общества с тотальной криминальной зараженностью. Данная идея даже находит идеологическое обоснование у лидера ЛДПР - В.В. Жириновского, который заявляет: «Мы предлагаем доморощенным славянским бандформированиям уничтожить «гастролеров», в частности кавказцев. Естественно, бандиты периодически устраивают «разборки», но в этих случаях речь идет о разделе сфер влияния. Здесь же нужно сыграть на патриотизме, возможно, даже наградить за борьбу с преступностью». Он полагает, что некоторые бандиты задумаются, что им оставить детям: справку о судимости или награды, и согласятся. Далее В.В. Жириновский предлагает «...молодым ребятам, которых криминальные «авторитеты» рекрутируют в свои ряды, предложить службу в армии на контрактной основе за хорошие деньги», и уточняет, что «в этом случае речь идет не о тех, у кого руки по локоть в крови - с такими можно только бороться... уголовно-преступных лидеров и «воров в законе» необходимо насильно выселить за границу, причем не так, как сейчас, когда они имеют двойное гражданство. Главари будут выселены навсегда и станут своего рода невозвращенцами. Кто не согласится - будет нейтрализован». Затем он предлагает вернуть в аппарат МВД старые знающие кадры. Причем не только руководящий, но и рядовой состав - людей опытных, но ушедших в отставку из-за низкой зарплаты, руководящие кадры, по мнению главы либерал-демократов, в последнее время в основном менялись по политическим соображениям без пользы для борьбы с преступностью (см.: Сегодняшняя газета. - 1995. - 18 июля). Другое, еще более откровенное высказывание В.В. Жириновского: «Государство должно уметь договариваться. Скажем, я бы с удовольствием встретился с авторитетами теневого мира и объявил бы им: мне нужно, чтобы вы подавили бы уличную преступность, чтобы взяли в руки малолеток, у которых нет головы, за это, ребята, я вам начисто отдаю ваши сферы - казино, проституток, сомнительных палаточников. Но в мои сферы, особо важные для государства, пожалуйста, не лезьте. Они мне отвечают: хорошо, но попридержи беспредел милиции. Я говорю: дайте факты. И так далее. И мы торгуемся» (см.: Жириновский В.В. Последний вагон на север. - М., 1985. - С. 51-52).
Укажите, допустима ли такая политика борьбы с преступностью с позиции принципов уголовного права, закрепленных в УК РФ?
Методические указания
При изучении вопроса о понятии, предмете и методе уголовного права необходимо обратить внимание на то, что термин «уголовное право» употребляется в трех значениях: а) как отрасль права, регулирующая определенные общественные отношения; б) как наука уголовного права; в) как учебная дисциплина.
Уголовное право в первом значении является самостоятельной отраслью права, так как обладает самостоятельным предметом и методом правового регулирования, а также отраслью законодательства. К предмету уголовного права относятся три разновидности общественных отношений. Первым видом таких отношений являются охранительные отношения, возникающие в связи с совершением преступления. Данные отношения возникают в связи с реализацией уголовной ответственности. Вторым видом отношений, которые входят в предмет уголовного права, являются общерегулятивные отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления под угрозой наказания. Третья разновидность общественных отношений – конкретно-регулятивные отношения, которые возникают в связи с правомерным поведением, например, при правомерном причинении вреда при наличии особых обстоятельств, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение и т. д.).
Метод уголовного права можно охарактеризовать как императивный, то есть метод властных предписаний. Исходя из того, что уголовное право регулирует три группы указанных общественных отношений, императивный метод реализуется через три способа, а именно: принуждение (основной способ), запрет и дозволение.
Особенностью уголовного законодательства как критерия самостоятельности уголовного права, является также то, что оно кодифицировано в виде Уголовного кодекса Российской Федерации.
При изучении вопроса о задачах и функциях уголовного права следует обратить внимание на изложенные в ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса РФ его задачи, которые прямо следуют из провозглашенного в ст. 2 Конституции РФ положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следует обратить внимание и на то, что в зависимости от задач уголовного права формулируются цели уголовного наказания, определяется структура Особенной части УК РФ, а также на то, что общая и частная превенция выступают как средства достижения указанных задач. С задачами уголовного права тесно связаны его функции как основные направления правового воздействия, основная из которых – охранительная функция.
Изучая вопрос о принципах уголовного права, важно усвоить, что задачи, стоящие перед уголовным правом, реализуются на основе его принципов, т.е. основных, исходных правовых начал, в соответствии с которыми строится вся его система и институты уголовного права. Принципы уголовного права подразделяются на общие (присущие системе права в целом и приобретающие в той или иной отрасли свое специфическое содержание) и специальные, или отраслевые (раскрывающие качественные особенности правового регулирования отдельной отрасли права). Наряду с закрепленными в законе принципами (ст.ст. 3–7 УК РФ) в теории уголовного права выделяют и иные принципы, например, экономии репрессивных мер, неотвратимости наказания, а также индивидуализации уголовной ответственности.
При изучении вопроса о системе уголовного права необходимо усвоить, что уголовное право России состоит из Общей и Особенной частей, которые могут применяться только в совокупности. Общая часть содержит нормы, устанавливающие задачи уголовного права, основания уголовной ответственности и освобождения от нее, пределы действия уголовного законодательства, систему и виды наказаний, иных мер уголовно-правового характера и т.д. Особенная часть включает нормы, определяющие, какие виды деяний признаются преступными и какие конкретно виды и меры наказания могут быть применены за совершение тех или иных преступлений.
Изучая вопрос о науке уголовного права, следует уяснить отличие между наукой уголовного права как совокупностью идей, взглядов, теорий, раскрывающих закономерности становления и развития уголовно-правовых норм и дальнейшего совершенствования уголовного закона, и уголовным правом как отраслью права, определяющим, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также и иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам, их совершившим. Необходимо обратить внимание на методы исследования, используемые в уголовно-правовой науке (догматический, социологический, сравнительно-правовой, историко-право-вой и др.), а также задачи науки уголовного права, к которым можно отнести:
– доктринальное толкование уголовного законодательства;
– обобщение практики применения уголовного закона;
– разработку научных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательной и правоприменительной деятельности;
– изучение истории развития уголовного законодательства;
– изучение зарубежного опыта в законодательной и правоприменительной деятельности в части борьбы с преступностью уголовно-правовы-ми средствами;
– прогноз и экспертиза эффективности действующих уголовно-правовых норм и их проектов.
Изучение вопроса о понятии и формах уголовно-правовой политики необходимо начать с анализа понятия уголовно-правовой политики, уяснение места уголовно-правовой политики в уголовной политике и системе средств борьбы с преступностью. Следует получить четкое представление о содержании уголовно-правовой политики, в которое входят правотворческая деятельность компетентных государственных органов, правоприменительная деятельность органов уголовной юстиции, а также их деятельность по толкованию уголовно-правовых норм. К формам выражения уголовно-правовой политики следует относить: уголовное законодательство, акты применения права, отражающие следственно-судебную практику, а также акты толкования уголовно-правовых норм.
Изучение вопроса об основных тенденциях уголовно-правовой политики предполагает уяснение взаимосвязи между тенденциями уголовно-правовой политики и социальными, экономическими процессами в обществе, состоянием преступности в стране, изменением приоритетов уголовно-правовой охраны, вхождением в международное сообщество, тенденциями уголовной политики в целом.
Изучая вопрос о понятии криминализации и декриминализации деяний, следует уяснить определение криминализации и декриминализации деяний, которые представляют собой методы реализации правотворческой деятельности государства. Криминализация (признание законодателем деяний преступными) и, наоборот, их декриминализация (исключение законодателем деяний из числа преступных) не являются произвольными актами, а обусловлены многими объективными явлениями. Поэтому необходимо четко представлять социальные и криминологические основания появления уголовно-правового запрета либо его отмены за определенные деяния. Криминализация (декриминализация) деяний является эффективной, если соответствует определенным апробированным принципам и осуществляется определенными способами.
Тема 2. Уголовный закон
Теоретические вопросы:
1. Понятие уголовного закона. Уголовное законодательство, его взаимосвязь с Конституцией РФ и нормами международного права.
2. Структура уголовного закона и уголовно-правовой нормы.
3. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона.
4. Действие уголовного закона в пространстве.
5. Толкование уголовного закона.
Практические задания
Задача 1
Определите вид диспозиции в следующих статьях УК РФ: 105, 109, 111, 116, 126, 130, 131, 143, 163, 175, 188, 228, 264.
Задача 2
Определите вид санкции в следующих статьях УК РФ: 105; 114; 117; 156; 164; 264.
Задача 3
Шведский предприниматель Хансен был захвачен на территории Швеции гражданами РФ Поповым, Кимом и Гореловым, тайно вывезен через территорию Финляндии в Санкт-Петербург и там подвергнут пыткам с целью получения выкупа. Не выдержав пыток, Хансен скончался. Спустя некоторое время Горелов и Попов были задержаны в Санкт-Петербурге, а Ким - в Греции.
Уголовный закон какого государства должен применяться в данном случае?
Задача 4
Желая умертвить трехмесячного ребенка, гражданка России Котова дала ему большую дозу снотворного, положила сонного в чемодан, а чемодан на станции «Москва» поставила на верхнюю полку в вагоне скорого поезда. Ребенка обнаружили в г. Киеве.
Определите место совершения преступления.
По уголовному закону какого государства можно привлечь к ответственности Котову?
Как изменится решение задачи, если Котова была гражданкой Казахстана.
Задача № 5
Турецкий танкер «МУРАД» пришвартовался в порту г. Владивостока. Находившийся на борту танкера иранский подданный матрос Савхаз совершил ряд хулиганских действий. В частности, он громко выкрикивал нецензурные выражения на русском языке, при виде гуляющих граждан стал кидать в них различными предметами, причинив одному из них легкий вред здоровью.
Прибывшие на место происшествия сотрудники милиции Петров и Сидоров не пришли к единому выводу при решении вопроса о задержании Савхаза. Петров считал, что Савхаза нужно задержать с целью привлечения к уголовной ответственности. Сидоров полагал, что Савхаз - иностранный гражданин и к уголовной ответственности привлечь его нельзя.
Кто прав в данной ситуации? Возможно ли привлечь Савхаза к уголовной ответственности по УК РФ и почему?
Задача 6
Командир взвода воздушно-десантных войск миротворческих сил России в Югославии капитан Смоляров заступил со своими подчиненными на боевое дежурство на блокпосту близ Сараево. Вечером на посту была остановлена автомашина с гражданскими лицами. В багажнике автомобиля находились ящики со спиртным. На просьбу капитана Смолярова «поделиться боезапасом» граждане ответили отказом. По приказу Смолярова его подчиненные вытащили граждан из автомобиля, жестоко избили и, забрав спиртное, предупредили, что этот блокпост лучше объезжать стороной.
Решите вопрос об ответственности указанных лиц.
Задача № 7
Петрунин, будучи начальником аэропорта, в крайне неблагоприятную погоду, угрожавшую безопасности полетов, дал разрешение на выпуск в рейс самолета из г. Екатеринбурга, который во время посадки в аэропорту г. Бишкек Республики Кыргызстан потерпел катастрофу из-за обледенения корпуса.
Определите, территория какого государства является местом совершения преступления? Укажите время совершения преступления.
Задача № 8
Поздним вечером к начальнику железнодорожного отделения милиции крупной станции обратился директор ресторана и заявил, что два иностранных гражданина устроили скандал, причем один из них причинил тяжкий вред здоровью официанту.
Проверкой заявление подтвердилось, и было установлено, что лицами, совершившими упомянутые действия, являются военно-морской атташе одного из зарубежных государств и переводчик этого посольства.
Какие решения необходимо принять сотрудникам милиции?
Задача № 9
Иудов был задержан в связи с совершением им 9 мая 2008 года в маршрутном такси кражи из женской сумки. Размер похищенного составлял сумму равную 100 руб. Дознаватель ОВД вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела сославшись на то, что КОАП РФ от 30 декабря 2001 г. признает такие деяния мелким хищением (ст. 7.27). Однако Федеральным законом от 16 мая 2008 года «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях», посредством внесения изменений в статью 7.27 КоАП РФ был установлен верхний предел для мелких хищений в 1000 руб.
Правомерно ли решение дознавателя ОВД? Возможно ли привлечение Иудова к уголовной ответственности?
Возможно ли вменение Иудову квалифицирующего обстоятельства – кража, совершенная «из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем», предусмотренная п. «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ?
Задача № 10
Гражданин Голландии Шульц, привлеченный к уголовной ответственности в городе Новосибирске за хранение наркотиков, потребовал, чтобы его немедленно освободили. При этом задержанный ссылался на законодательство своей страны, по которому за подобное действие ответственность не установлена.
Подлежат ли уголовной ответственности по российским законам иностранные граждане и лица без гражданства? Решите вопрос об ответственности Шульца.
Задача № 11
Ковалев 25 декабря 1996 г. из ревности выстрелом из ружья ранил в грудь Барлина. Доставленный в больницу Барлин 3 января 1997 г. от полученного ранения скончался. Приговором от 20 марта 1997 г. Ковалев был осужден по ст. 103 УК РСФСР 1960 г. к максимальному наказанию - 10 лет лишения свободы. Прокурор в протесте просил об отмене приговора по тем основаниям, что в момент наступления последствий действовал УК РФ 1996 г. и действия Ковалева следует квалифицировать по ч. 1 ст. 105 УК РФ 1996 г.
Обоснованы ли доводы прокурора? Что понимается под обратной силой уголовного закона?
Задача № 12