Понятие, система, уровни и виды элементов и мер правового обеспечения общественных отношений
Оглавление
Глава 1.Общие принципы и содержание правового обеспечения государственного и муниципального управления в Российской Федерации 3
1.1. Понятие, система, уровни и виды элементов и мер правового обеспечения общественных отношений 3
1.2. Правовое регулирование и правовое обеспечение государственного и муниципального управления 10
Вопросы для самоконтроля 18
Глава 2. Особенности правового регулирования в сфере государственного управления19
2.1. Особенности правового регулирования и правового обеспечения государственного управления 19
2.2. Особенности обеспечения законности в сфере государственного управления 25
Вопросы для самоконтроля 36
Глава 3. Правовые основы организации системы государственных и муниципальных органов Российской Федерации37
3.1. Государственная власть как основная составляющая публичной власти 37
3.2. Система органов государственной власти Российской Федерации 43
Вопросы для самоконтроля 51
Глава 4. Правовой статус высшего должностного лица52
4.1. Правовой статус Президента Российской Федерации 52
4.2. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 65
Вопросы для самоконтроля 71
Глава 5. Правовой статус органов законодательной власти Российской Федерации72
5.1. Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации 72
5.2. Правовой статус органов законодательной власти субъектов Российской Федерации 81
Вопросы для самоконтроля 89
Глава 6. Правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации90
6.1. Правовой статус Правительства Российской Федерации 90
6.2. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 100
Вопросы для самоконтроля 110
Глава 7. Правовой статус органов судебной власти Российской Федерации111
7.1. Правовые основы организации судебной власти 111
7.2. Правовой статус деятельности высших судебных органов Российской Федерации 119
Вопросы для самоконтроля 139
Глава 8. Правовой статус органов местного самоуправления Российской Федерации 140
8.1. Правовые основы организации деятельности органов местного самоуправления 140
8.2. Правовой статус отдельных видов органов местного самоуправления 157
Вопросы для самоконтроля 166
Глава 9. Правовой статус государственных служащих в Российской Федерации167
9.1. Правовые принципы гражданской службы 167
9.2. Правовое положение гражданского служащего 170
Вопросы для самоконтроля 184
Глава 10. Правовой статус муниципальных служащих в Российской федерации185
10.1. Правовое положение муниципального служащего 185
10.2. Порядок прохождения муниципальной службы 200
Вопросы для самоконтроля 209
Глава 11. Обеспечение законности в управлении210
11.1. Законность в деятельности органов власти 210
11.2. Контрольные полномочия государственных органов 220
Вопросы для самоконтроля 232
Глава 12. Правовые основы государственного управления в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства233
12.1. Стратегия национальной безопасности России 233
12.2. Система обеспечения национальной безопасности России 242
Вопросы для самоконтроля 254
Глава 13. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВХОЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 255
Вопросы для самоконтроля 261
ЗАКЛЮЧЕНИЕ262
ПРИЛОЖЕНИЯ264
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методические указания по изучению дисциплины 264-1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Словарь основных терминов 264-2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Тесты для самоконтроля 264-10
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Рекомендуемая литература 264-15
Тема 1. Общие принципы и содержание правового обеспечения государственного и муниципального обеспечения в РФ
Понятие, система, уровни и виды элементов и мер правового обеспечения общественных отношений
Понятие «правовое обеспечение» широко используется не только в юр. литературе, но и в законодательстве. Между тем это понятие остается недостаточно разработанным в теоретическом плане и до настоящего времени не имеет единого толкования в научной литературе. Одна из причин - распространенное мнение о тождественности смыслового содержания понятий «правовое регулирование», «правовые основы» и «правовое обеспечение», которые совпадают по основным характерным признакам.
Право и государство неразрывно связаны друг с другом. Они возникают в обществе на одном этапе, в силу одних и тех же объективных причин. Обязательный признак государства - наличие права, одновременно обязательная характеристика права – установление правовых норм только государством.
Роль права в государстве и обществе проявляется в том, что посредством права общество заставляет государство действовать в своих интересах.
Можно выделить основные функции права, присущие правовому демократическому государству:
1 Обеспечить права и свободы граждан, реализацию ими своих законных интересов, волеизъявление народа в целом и каждого гражданина, гарантии их соблюдения;
2 Нормативно регулировать устанавливаемые порядок и правила в публичной и частной сфере общественных отношений.
Правовое обеспечение рассматривают как в широком, так и узком смысле.
В широком смысле - правовое обеспечение охватывает всю совокупность социально-правовых элементов и весь процесс выработки юридически значимых мер и использования их в практической деятельности субъектов права по возникновению на предмет юридической регуляции для достижения фактических результатов в конкретной сфере общественных отношений. Важнейшими элементами здесь выступают:
1 Правотворчество, т.е. создание и совершенствование единой, внутренней согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, отвечающих потребностям общественной деятельности
2 Правовое воспитание как целенаправленная деятельность по формированию у граждан правового сознания и правовой культуры, позволяющих адекватно воспринимать и сознательно соблюдать ил исполнять правовые нормы
3 Эффективное правоприменение представляющие собой процесс оформления, осуществления и охраны правовых норм обеспечивающих правомерную деятельность
4 Контрольная деятельность субъектов правотворчества и правоприменения направленное на проверку изучение и анализ, осуществление правового обеспечения и выработку мер по устранению имеющихся трудностей и выявленных недостатков
В узком смысле правовое обеспечение есть система законодательных и иных нормативных и прочих актов регулирующих организацию и деятельность субъектов права в конкретных сферах общественной жизни.
При этом нормативно правовой акт является разновидностью управленческой деятельности государства, а правовое обеспечение управления становится государственным выражением целей, задач и функций управления. Закон, обладая высшей юридической силой, занимает ведущее ментов правовом обеспечении государственного управления.
Нормативную систему правового обеспечения важнейших сфер общественной жизни составляют:
- международное правовые акты
- конституция РФ
- федеральное законодательство
- конституции (уставы) и иные законодательные акты субъектов РФ (85)
- иные нормативно правовые акты регулирующие отдельные направления управленческой деятельности, в том числе:
* указы резидента РФ
* постановление правительства РФ
* акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, местного самоуправления
Реальность закона проявляется в его исполнении и от успешности применения нормы закона к конкретным обстоятельствам от чего в свою очередь зависит эффективность государственного управления.
Обеспечение оптимального соотношения закона и управления является важнейшим условием устойчивого развития экономической и социальной сфер общественной жизни, служат укреплению законности и правопорядка.
Правовое обеспечение – это система социально правовых элементов и юридически значимых мер (средств, приемов и способов) влияющих на формирование и реализацию права. Цель правового обеспечения – правомерность, то есть создание условий для соответствия явлений социальной жизни требованиям и дозволениям содержащимся в нормах права.
Правовое регулирование – это юридическая функция реализуемая в процессе воздействия государства на общественные отношения с помощью норм права, посредством которой поведение из участников приводится в соответствие с требованиями. Его цель – установление оптимального правопорядка в обществе.
В системе правового обеспечения общественных отношений выделяют две составные части:
1 правоформирование – состоит из социально правовых элементов и продолжается в процессе правотворчества, которое находит свое выражение в нормативно правовом обеспечении.
2 правореализация – представляет собой следующие формы:
- использование
- соблюдение
- исполнение
- применение права
Весь комплекс элементов и мер правового обеспечения можно разделить на три блока:
1. Блок социально-правового обеспечения. Состоит из таких социально правовых элементов как:
- правовое сознание
- правовое воспитание
- правовое образование
- правовая психология
- правовая культура
- правопонимание.
В его входят такие группы мер, которые связаны с научно-правовым кадрово-правовым, информационно-правовым обеспечением и социально-правовым мониторингам. Раскрывая эти три перечисленных группы отметим, что научно правовая группа включает специальные юридические исследования. Осуществляет проведение научно правовых исследований, издание специальной юридической литературы, разработку концепций по систематизации законодательств и иному теоретико-правовому обеспечению в различных сферах общественных отношений.
*Кадрово-правовая группа осуществляет профессиональную кадровую подготовку и укомплектование государственных и иных органов специалистами имеющими юридическую квалификацию.
*Информационно правовая группа имеет обеспечивающее значение так кака является основой для нормативных документов, управленческих пшениц и действий.
Социально правовой мониторинг – это система постоянного наблюдения оценки и прогноза социальных изменений в области осуществления права, государственно управленческой деятельности, состояния правоприменительной практики в связи с осуществлением властных полномочий государственными органами.
2. Блок правотворческого обеспечения. Включает группы внутри которых могут быть выделены соотвествующие подгруппы:
- нормативная правовое обеспечение
- юридико-техническое обеспечение
- систематизация права
Материально правовое обеспечение (входит в нормативно правовое) включает две подгруппы:
1) институционно-правовая она включает правовые установления, правовые гарантии, право на деление, правовые ограничения, субъективные права, юридические обязанности, правовая ответственность, правовые процедуры, правовые ресурсы, социально-правовые и государственно-правовые институты
2) организационно-правовая: структура государственной власти, право творческие и правоприменительной органы, государственная служба, правовые формы, правовые методы, меры правового администрирования (таможенная, налоговая, валютная), правового оформления(таможенная, миграционная), государственные дисциплины, правовой регламентации, организационно-правовые механизмы.
Процессуально правовое обеспечение тоже может быть раздельно на подгруппы, которые обеспечивают (юридико-технич.):
1) правотворческий процесс (установление определенной правовой процедуры – принятие процессуального закона и создание административных судов по рассмотрению способов административно правового характера);
2) правоприменительной процесс (обеспечение исполнения обязательств или обеспечение доказательств).
3) совокупность юридико-технических связей и приемов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, так и при из при творении в жизнь (юридическая терминология, юридические конструкции, способы построения нормативно-правовых актов)
Систематизация права имеет два способа сведения к единству нормативно-правовых актов:
- инкорпорация – вид систематизации, которая не затрагивает содержания правовых актов и происходит без учета отраслей права
- кодификация – создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения
3. Блок правоприменительного обеспечения. Включает группы мер, которые реализуются при осуществлении оперативно-исполнительного обеспечения, правоохранительной деятельности, контрольно правового обеспечения, толкования права и иных мер обеспечивающих реализацию права.
Оперативно исполнительное обеспечение предусматривает выполнение практических мер направленных на решение текущих задач повседневной деятельности, государственных органов и их должностных лиц по выполнению ими функциональных обязанностей.
Правоохранительной обеспечение – функционирование системы правоохранительных органов, меры установления юридической ответственности и извлечение к ней, применение мер государственного принуждения.
Контрольно правовое обеспечение – заключается в осуществлении контрольно надзорных мер за соблюдением законности.
Толкование права – сложное социально-правовое явление включающее внутренний мыслительный процесс официальных и неофициальных лиц, изучающих и трактующих право, компетентно применяющих и участвующих в его формировании.
Токование закона – эт деятельность органов государства, организации, должностных лиц, отдельных граждан по установлению соответствия смысла и содержания норм права, раскрытию выраженной в них общеобязательной волей законодателя. Цель этой деятельности – обеспечить правильное и единообразное применение толкуемой нормы закона, устранить неясности и вероятные ошибки при ее реализации. Толкование закона более узкое, чем толкование права.
Право обеспечивающие меры могут быть классифицированы следующим образом:
1) по отраслевой принадлежности:
- конституционно правовые (пр.: наложение президентом вето на проект закона принятой парламентом; разграничение предмета ведения между органами государственной власти)
- гражданско-правовые (пр.: залог, как форма имущественного обеспечения, договорные санкции; возмещение причиненного вреда и др)
- административно-правовые (пр.: лицензирование видов деятельности; аттестация государственных и муниципальных служащих; ведение реестра недвижимости; декларирование товаров, запись актов гражданского состояния)
- уголовно-правовые меры (арест, следствие, предъявление обвинения и др.)
- международно правовые обеспечительный меры (пр.: агреман – это ситуация когда на назначение главы представительства нужно согласие принимающего государства; демаркация – это проведение линии границы на местности; реторсия – ответные ограничительные действия на аналогичные действия другого государства
2) по элементному составу:
- простые меры
- сложные меры
3) по характеру применения:
- предупредительные
- право восстановительные
- пресекательные
4) по юридической силе:
- законодательные
- подзаконные
5) по характеру воздействия:
- императивные
- диспозитивные
6) по целевому назначению:
- правоохранительные
- оперативно исполнительные
- толковательные
- систематизирующие
- контрольно правовые
7) по содержанию нормативных предписаний:
- предписания
- дозволения
- запрещения
- обязывания
- предоставление прав
- правомочия
- уполномочивание
- поощрения
- рекомендации
8) по предмету назначения нормативных установлений:
- материально правовые
- процессуально правовые
9) по нормативно правовому значению:
- устанавливающие нормы права
- изменяющие нормы права
- отменяющие нормы права
10) по юридическому содержанию и регулятивный направленности различают:
- правоформирующие меры
- право реализующие меры
Уровни правового обеспечения имеют следующую иерархию:
1 федеральный уровень
2 региональный
3 муниципальный
4 локальный
5 индивидуальный
На федеральном и региональном уровнях осуществляется правовое обеспечение в централизованном порядке и выражается в общенормативной форме и в пределах одного из субъектов РФ.
На муниципальном уровне правовое обеспечение оформляется актами органов местного самоуправления.
Локальное правовое обеспечение осуществляет хозяйствующие субъекты рыночных экономико правовых отношений.
Индивидуальный уровень означает что гражданин как субъект права может реализовать свое субъективное право только выступая участником определенно правоотношения в личном качестве тем самым обеспечивая его на индивидуальном уровне. Будучи субъектом правоотношения он может ввести определенное правило хотя и рассчитанное на однократное применение в конкретной ситуации, но которое должны соблюдать другие субъекты правоотношений получая поддержку государства, путем оформления договора(пр.).