Каменный век. Антропогенез, социогенез и культурогенез.
Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация.
известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций. Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030».Периодизация. 1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв. до н.э.) 2. Древний период – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.). 3. Средневековая история Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII века.. Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала присоединения Казахстана к России). 4. Новая история Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период. 5. Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г). 6. Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства. Источники.. Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. В трудах древнегреческого историка Геродота («История») и географа Страбона («География»), мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности. Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в китайских династийных хрониках. Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана – истории образования казахского ханства – представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарихи-и Рашиди», в «Сборнике Летописей» Кадыргали Жалаири (начало ХVІІ в.). Источниковедение – наука об источниках, на основе которых пишется история того или иного народа. Таким образом, основу исторического знания составляют источники. Исторические источники – это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества. Чтобы история была научной, объективной, она, прежде всего, должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности. Историки говорят: «Без документов нет истории».
Каменный век. Антропогенез, социогенез и культурогенез.
Каменный век делится на 3 периода: 1) Палеолит – 2,5 млн– 12 тыс. лет до н.э. 2) Мезолит – 12-5 тыс лет до н.э. 3) Неолит – 5-3 тыс лет до н.э. Самая продолжительная в истории человечества эпоха, палеолит делится на ранний палеолит -2,5 млн.-140 тыс. лет до н.э., средний палеолит – 140-40 тыс. лет до н.э., 40-12 тыс лет до н.э.
Прямохождение - основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопитек и человек.
Археологические культуры древнего Казахстана.
· Ашельская культура – от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались в необходимые орудия.
· Мустьерская – выработана подвидом человека разумного – неадертальцем. Развивалась на основе мустьерской, но орудия были более специализированы и тщательней оброботаны.
· Галичная культура – в качестве материала использовалась галька.
Стоянки:
На территории Казахстана самые древние обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау.
Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь.
две зоны палеолитических культур
Южный Казахстан Сарыарка
Неолит - время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня - пиление, сверление, шлифование
Неолитической революция - это процесс перехода от потребляющего хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) к производящему - скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этихдвух областей производственной деятельности человека.
Энеолит Ботайская культура(осёдлое коневодство, охота, рыболовство)
СОЦИОГЕНЕЗПраобщина - возникла с появлением человеческой трибы (австралопитеков ичеловека прямоходящего) и представляла собой небольшую группу (20 – 30 особей) , имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин, взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины - другую.
Родовая община - неандертальцы уже заботились о своих больных соплеменниках и хоронили умерших. Праобщина начинает превращаться в эгалитарное общество - родовую общину.
Родовая община появляется с возникновением современного человека. Важнейшая отличительная черта родовой общины - экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины С появлением экзогамности появляются брак и семья, особые общественные институты, регулирующие отношения между полами и отношения их кпотомству.. Приблизительно с эпохи мезолита археологи выделяют локальные культуры, составленные такими группами.
Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины - наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Особого разряда людей для управления еще не существовало.