Понятие, особенности, виды и структура АП отношений
АП отношения – регулируемые и охраняемы АП нормами управленческие отношения сторон, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, гос. управления, их должностных лиц, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функций и задач гос. управления иными органами гос. власти, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления в связи с делегированием им функций и задач гос. управления. Особенности: содержание; АП существуют только в качестве правовых отношений; существуют только если урегулированы АП нормами; многообразие и всеобъемлющий характер; двусторонний характер; индивидуализация положения АП норм, определенный характер права, задачи участников. Признаки: односторонний гос.-властный характер; реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в масштабе государства; объектом воздействия АП отношений является поведение участвующих сторон, которое обусловлено сознанием и волей каждой из сторон; регулируют и охраняют публично-правовые интересы, возникают при осуществлении деятельности органов исп. власти и гос. управления; возникают по инициативе властных субъектов права и подвластных субъектов; иногда характеризуются равноправием участников отношений, их равенство перед законом; регламентируют управленческие отношения, являются организационно-правовым отношением. Черты: возникают, изменяются или прекращаются на основе АП норм; субъекты взаимно связаны между собой юр. правами и обязанностями; носят волевой характер; охраняются государством от нарушений; отличаются строгой регламентацией АП нормами, поведением сторон, их взаимных прав и обязанностей; споры, возникающие в этой сфере, решаются в административном порядке, ответственность наступает перед государством. Структура – совокупность элементов: субъекты, объекты, права, обязанности и характер связи участников, условия возникновения АП отношения (юр. факт). Субъекты – лицо, наделенное правами и обязанностями в сфере гос. управления. Одни из субъектов – гос. орган! Объект – обществ. отношение, которое не только требует регулирования, но и стало его предметом в связи с применением соответствующих норм позитивного права (предметы материального мира, продукты духовного творчества, личные неимущественные блага, на которые направлены субъективные права и юр. обязанности, а также поведение участников правоотношения и результат этого поведения). Содержание – права и обязанности. Юр. факты – события и действия. Виды: 1) по содержанию: материальные, процессуальные, административно-договорного характера; 2) по юр. характеру: вертикальные (властные, субординационные), горизонтальные (субъекты не связаны между собой подчиненностью), диагональные (между надзорами и поднадзорными объектами); 3) по характеру юр. фактов: порождаемые правомерными, неправомерными деяниями; 4) по продолжительности действия: бессрочные, срочные, краткосрочные; 5) по объему и месту в системе АП регулирования: общие, отраслевые, межотраслевые, отношения федерального уровня, регионального уровня, местного уровня.
№7 Административно-процессуальные нормы и правоотношения.
Кроме материальных административно-правовых норм и административно-правовых отношений существуют также и процессуальные административно-правовые нормы и отношения. Материальные административно-правовые нормы определяют права, обязанности и правомочия субъектов административно-правовых отношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или, наоборот, не может, не должен, не обязан) делать участник соответствующего административно-правового отношения. Но формой жизни закона является процесс его применения, и каждая материальная норма живет лишь в процессе ее применения. Поэтому каждой группе материальных правовых норм должна корреспондировать соответствующая группа процессуальных норм, устанавливающих порядок применения и реализации материальных правовых норм. Процессуальные нормы, определяя порядок, процедуру реализации материальных правовых норм, отвечают на вопрос: как может, должен, обязан действовать участник соответствующего правоотношения, каким образом он может и должен реализовывать свои права, обязанности и полномочия, предоставленные ему или возлагаемые на него материальной правовой нормой. Материальные нормы закрепляют в статичной форме права и обязанности участников административно-правового отношения, тогда как административно-процессуальные нормы отражают динамику реализации этих прав и обязанностей, регламентируя порядок и процесс (процедуру) разрешения конкретных индивидуальных дел в различных областях организационной деятельности государства. Административно-процессуальные правоотношения представляют собой такие регулируемые правом общественные отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел в управленческой сфере. Задача административно-процессуальных отношений — обеспечение реализации предписаний материальной нормы, и потому административно-процессуальное правоотношение выступает как средство соответствующего материального отношения.