Тема: Системный метод в политическом анализе.
Тема 2: Процедура ПА.
1. Основные этапы ПА.
2. Процесс ПА и его содержание
Фазы ПА.
1.Логика анализа
2.Цели и задачи исследования.
Основные точки зрения на процедуру:
ü Лассуэл (сбор информации, продвижение, предписание, доведение, приложение (соотношение гипотез), прекращение анализа, оценка)
ü Брувер де Леон (инициирование процедуры анализа, прогнозирование, легимация (соотношение применяемого аппарата с данной ситуацией), имплементация, оценка результата, прекращение)
ü Классическая (анализ политической ситуации, политическое прогнозирование, принятие политических решений)
Политическая ситуация – состояние политической сферы общества или ее отдельных элементов, состояние системы взаимодействий между элементами политической сферы в определенный период времени. ПС является суммой взаимодействия. ПС – предмет политического анализа.
Главный характерный признак анализа ПС – актуальность.
Цель анализа – раскрытие причин возникновения конкретной ситуации, симптомов, характерных для данной ПС, определение динамики и тенденций, раскрытие того, насколько данная ситуация распространена в обществе.
Задачи, решаемые в рамках анализа ПС:
ü Определение условий внешнего контекста и событий, который он в себя включает;
ü Выявление пространственных и временных границ, а также основных параметров ситуации (время, место, признаки)
ü Определение субъектов, действующих в рамках данной ситуации, оценка соотношения их сил;
ü Просчет возможных последствий данной ситуации
Требования к анализу. Детализированность характера исследования – детальному изучению подвергается в первую очередь положение субъекта, действующее в рамках данной ситуации. для повышения эффективности детального анализа используются математические, психологические, экономические, социологические и др. причины системной аналитики.
Виды анализа:
Ø Направленность:
· Вертикальный (институциональный): расчленение политической системы на отдельные сегменты, институты. Изучение этих элементов по отдельности. Механизм взаимодействия между элементами. Плюсы: неоднородность политических институтов, роль политической партии, которая играет в данной ситуации, учитывает формальное положение дел.
· Горизонтальный: выявляются в первую очередь группировки, которые оказывают влияние на политические процессы. Позволяет выявить «подводное течение» ситуации. Изучение ПА строится исходя из необходимости совмещения теоретических и эмпирических методов, требует наличия ресурсов и очень ограничена во времени.
Ø Масштаб:
o общий ПА (охватывает исследование всей полит. Сферы, всей ситуации, сложившейся в данный момент)
o фрагментарный ПА (всегда исследование, связанное с какой-то отдельной частью полит. Ситуации, отдельным сегментом или фрагментом, поэтому изучению подвергается не вся политическая ситуация, а фактически политическая проблема, возникшая в рамках данной ситуации, поэтому фрагментарный ПА связан с принятием, как правило, политического решения. Это значит, что он всегда характеризуется сужением границ исследования. Он всилу ориентации его на принятие политического решения утрачивает свою самостоятельность как исследовательская процедура, так как его главная задача разработать рекомендации по разрешению сложившейся проблемы, снятию этой проблемы. Вместе с тем возможны варианты, когда фрагментарный анализ не связан напрямую с принятием политического решения и в этом случае он является самостоятельной исследовательской стадией, соответсвующим научным потенциалам.)
В независимости от вида анализа, и тот и другой могут осуществляться и по вертикальному срезу, т. е. исследованию будут подвержены политические институты, или ФА и ОА могут осуществляться в горизонтальном контексте, который связан с изучением неформальных отношений и взаимодействий. Но: независимо от того, в каких аспектах проводится анализ, ФА всегда исследование какой-то части политической ситуации, поэтому ФА является анализом динамичным, малозатратным по сравнению с общим анализом и достаточно результативным. В западной политической практике ФА используется достаточно широко, практически всегда при разработке и принятию политического решения.
Ø Цели и задачи:
o проблемный анализ. (достаточно жестко связан с определенной политической проблемой и главная задача его – найти оптимальные пути разрешения возникшей проблемы. В западной политической практике ПрА понимается и проводится достаточно широко, который включает в себя и анализ проблемы, и разработку путей, способов, средств решения этой проблемы, и составление прогноза развития ситуации, связанной с реализацией решения. Итак, ПрА решает три основные задачи: исследование возникшей политической проблемы условий, которые привели к ней; определение возможных способов, методов, ликвидации проблемы; разработка прогнозного сценария, связанного с выявлением тенденций развития ситуации после принятия реализации политического решения.)
o диагностический анализ. ( в отличие от ПрА, ДА нацелен на выявление возможных потенциальных угроз, потенциальных проблемных ситуаций, а также на определение ресурсов шансов преодоления снятия этой угрозы, определения средств рационализации политической ситуации. С помощью этого анализа можно получить информацию об общественном мнении о настроениях граждан, об оценках проводимой политики, рейтинге власти и вообще отношения к власти, о расстановке и соотношении сил в политических сил в обществе и о многих других аспектах политической жизни. заметим, что ДА применяется в практике современной России. (взаимоотношение Федерального Центра и регионов: политические элиты регионов всегда нуждается в информации о расстановке политических сил в центре с тем, чтобы знать на какие политические группы можно опереться в ФЦ для того, чтобы пролоббировать интересы регионов, добиться финансирования или решить другие актуальные вопросы. Властные структуры на местах также заинтересованы в информации о том, каков рейтинг региона в сравнении с другими субъектами федерации. Но: и ФЦ крайне заинтересован в информации, диагностике о том, каковы настроения в регионах, каков рейтинг федеральной власти на местах, какую оценку регионы дают проводимой политике и как оценивают результаты этой политики. ФЦ важно знать, каково соотношение политических сил в том или ином регионе, какие политические партии пользуются успехом в субъектах федерации)
На практике ДА и ПрА проводятся в комплексе и соотношение этих двух анализов может быть различным, если в ходе проблемного анализа выявлено неожиданная неизвестная проблема, то проводится дальнейшее исследование с целью определения путей ее разрешения и в данном случае ДА дополняется ПрА. Но может быть и так: в ходе ДА не выявляется никаких угроз, проблем и ситуация стабильна ДА завершается на этом, так как нет необходимости принятия диагностического решения. Или: когда ДА и ПрА разделены временным интервалом. Такое отношение возникает если ДА выявил потенциал дестабилиирующей ситуации, возможную угрозу. Но: развитие проблемы требует длительного промежутка времени и тогда разрешение возможной проблемы откладывается на определенный срок, по истечению которого проводится проблемный вид анализа, который нацелен на решение данной конкретной проблемы. Как правило, в таком соотношении ДА и ПрА проводится различными группами экспертов.
Процесс ПА и его основное содержание. В процесс ПА принято выделять ряд последовательных процедур, или исследовательских фаз, в рамках которых осуществляется действие, направленное на получение достоверного знания. В современной политической науке нет общепринятой точки зрения о том, сколько фаз включает в себя процедура ПА. Но: достаточно распространена точка зрения о выделении пяти основных исследовательских стадий.
Фаза 1. Стадия Концептуализации ПА: определяется объект, предмет анализа, формулируется научная проблема и исходные гипотезы. На этой фазе прежде всего выявляется реально существующая социальная проблема, возникшая в данной ситуации. Изучаются условия, которые привели к возникновению этой проблемы. Для этого проводится исследование уже имеющейся информации известного знания, возможных результатов по аналогичной проблеме. Причем, чем больший объем информации, тем точнее будет сформулирована проблема, которую нужно решить. После определения проблемы формулируются исходные гипотезы. /гипотезы в ПА. Гипотеза – это определенное допущение. Она выявляет такую связь в ПС, которая отличается от нормального закономерного развития. Это связь между известными данными по ситуации и неизвестными. Поэтому Г. Задает рамки анализа. Цель Г.: состоит в том, чтобы выявить особенные взаимосвязи. Специфические взаимодействия в данном политическом развитии. Это позже проверяется с помощью эмпирического и теоретичного метода. Э. проверка происходит путем сопоставления с реальными фактами, а теоретическая – путем встраивания Г. В теоретическую конструкцию. Г. Может быть в ходе анализа подтверждена или опровергнута, но во всех случаях это результат, который фиксируется в аналитическом отчете и дается объяснение, научное обоснование этому результату./
Фаза 2. Разработка плана-программы ПА: определяются цели анализа, его задачи, основные методы и инструментарий. Фаза выработки плана программы. План-программа – это концепция ПА, которая включает в себя основные теоретические подходы к исследованию сложившейся ситуации. В соответствии с этими подходами определяются цели, задачи анализа и разрабатывается методика, инструментарий проведения исследования. Программа должна ответить на ряд вопросов: что надо сделать в процессе анализа, как надо реализовать цель, какие есть для этого заделы (что нужно использовать сделанное ранее), каковы ресурсы, необходимые для проведения анализа. План-программа выполняет ряд функций:
1.Теоретико-методологическая: призвана определить научную проблему исследования, основные концептуальные подходы и принципы, которые обеспечат выполнения аналитики.
2.Методическая: выявление наиболее эффективные способы, технологии, инструменты для проведения исследования. Нужно выбрать такие методы, которые дали бы наибольший результат при наименьших затратах.
3.Организационная: обеспечение организации работы аналитического коллектива, т. е. подборка наиболее квалифицированных кадров по данной проблеме, планирование работы каждого эксперта с указанием объема работы, которую он должен выполнить, срока, в который он должен уложиться, и ожидаемый результат.
Составление плана программы всегда начинается с выявления проблемной ситуации. Это означает, что в обществе существует реальное противоречие и способы разрешения этого противоречия неизвестны в данный момент времени. Очень часто при выявлении проблемной ситуации противоречие не выражено четко и оно ощущается где-то на интуитивном уровне виде какой-то напряженности. Задача программы и аналитической группы состоит в том, чтобы дать научное определение существующему противоречию. Можно сказать, что задача состоит в том, чтобы дать теоретическое обоснование проблемной ситуации, т.е. перевести ее на теоретический уровень.
Научная сформулированная проблема имеет два основных аспекта: гносеологический и предметный. Гносеологический, или познавательный, указывает на то, что существует некая человеческая потребность, которая требует своей реализации. Предметный аспект заключает в раскрытии такого противоречия, который мешает реализовать возникшую потребность.
Задача анализа –найти это противоречия и предложить способы его снятия. Для того, чтобы решать поставленную проблему, нужно: | Поиск оптимального решения осуществляется через определенную процедуру, которая предполагает: |
1. выявить носителя проблемы (выявить социальные субъекты, которые в процессе своей деятельности породили данную проблему) 2. масштабы распространения проблемы 3. ресурсы для решения проблемы (материально-технические, финансовые, организационные) 4. разработать варианты решений, т.е. задача аналитической группы заключается в том, чтобы найти оптимальное. | 1.нахождение объекта анализа, т. е. совокупность процессов политической реальности, которые выступают в качестве факторов проблемной ситуации, или можно сказать , это совокупность условий проблемной ситуации. 2.Определение предмета, т. е. качество, свойство, характеристика объекта, которая задается для изучения (анализа). Это важно, т.к. определение предмета задает рамки, которые подвергаются исследованию. Они наиболее четко высвечивают центральный вопрос сложившейся ситуации. Для того решения этой задачи проводится предварительное изучение сложившейся ситуации. Для предварительного изучения используется информация, которая же получена по аналогичной проблеме или ситуации. 3.Разработка целей аналитического проекта, или планируемого результата, т.е. то, что мы хотим достичь. В соответствии с поставленной целью для ее реализации определяется круг задач. Задачи – пошаговое достижение цели. Среди задач принято выделять три основные группы: теоретические, эмпирические, описательные. Каждый из этих групп задач требует своих методов. Они не равнозначны по срокам решения и по формам представления результата. 4.Разработка понятийного аппарата анализа. Понятийный аппарат – круг категорий, которые будут использованы в рамках данного аналитического проекта. Это те понятия, или дефиниции, которыми охватывается проблема, подлежащая исследованию. Принято выделять два основных вида понятий: общелогичекие категории (теоретические) и рабочие понятия (оперативные). С помощью первой группы определяются наиболее общие характеристики объекта. Эта группа определяет содержание центра в сложившейся проблеме. С помощью этих категорий определяется теоретический уровень проблемы. Но для выработки рекомендаций недостаточно только общей сути проблемной ситуации, поэтому используется в анализе группа оперативных дефиниций, которые связывают теоретический уровень проблемы и ее практический аспект. Эта группа позволяет провести количественные измерения свойств, характеристик, качеств исследуемой проблемы. 5.Окончательное формулирование исследовательских гипотез как предположений о сущности проблемной ситуации, ее особенностях, а также методики анализа используемого инструментария. Разработка завершается составлением плана. Его главная задача - обеспечение координации разных видов научной деятельности, которые связаны с выполнением целей и задач аналитического проекта. Составление плана начинается с подбора группы экспертов, или аналитиков. Подбирают тех специалистов, которые имеют опыт по работе с данной проблемой, чьи имена наиболее известны. Следующий шаг: распределение объема работы между членами аналитической группы. В плане фиксируется за какие виды работ отвечает тот или иной аналитик. Такая фиксация позволяет избежание дублирования и обеспечить единство всего коллектива. Далее: определение этапов группы и отдельно каждого аналитика (сроки выполнения работ). Далее: ожидаемы результаты ПО КАЖДОМУ ЭТАПУ У КАЖДОГО ЭКСПЕРТА. Формы представления отчета о выполненной работе по каждому этапу по выполненной работе. И далее: отдел стимулирования. Каждый эксперт дожжен знать сумму оплаты за каждый этап. |
Фаза 3. Сбор данных: аналитик определяет объем данных и с помощью каких методов эти данные будут собираться. сбор эмпирических данных. Цель: получение эмпирических данных, которые бы отвечали двум основным требованиям – достоверность (адекватности сложившейся ситуации) и репрезентативность (воспроизведение значимых элементов, характеристик, признаков объекта).
Среди источников информации принято выделять три:
1.Источники научной информации (монографические исследования, опубликованные исследования, проводимые научными центрами и ли высшими учебными заведениями)
2.Текущая информация (предоставляется государственными учреждениями, общественными организациями: бух. Отчеты, протоколы выборов органов власти, стат. Данные)
3.Периодические издания (научные журналы, которые публикуют результаты исследовательской деятельности). Среди аналитиков нет единой точки зрения о возможностях использования имеющихся результатов в ходе предшествующих исследований. Часть аналитиков считает, что использование уже имеющихся данных может нарушить объективность анализа, когда исследователь будет испытывать эффект предыдущих результатов, приобретет определенную заданность. («эффект исследования»). Но вместе с тем есть весомый аргумент в пользу использования: этап сбора эмпирических данных – это один из самых дорогостоящих этапов, и поэтому сбор данных всегда проводится в соответствии с теми ресурсами, которыми располагает аналитическая группа. Поэтому переходя к стадии сбора данных перед аналитиками всегда встает вопрос: каким путем осуществлять этот сбор.
Сбор данных:
Первый путь состоит в том, чтобы взять для анализа определенное количество наблюдаемых единиц, следовательно небольшое количество факторов, которые влияют на эти наблюдаемые единицы. Этот случай еще называют много N и мало переменных. Пример: изучение общественного мнения. Экстенсивный сбор данных.
Когда мы берем небольшое количество наблюдаемых единиц, но большое количество переменных, комплекс условий, систему факторов, которые влияют на наши наблюдаемые единицы. Пример: исследование кейс-стадий 1 случай, но мы рассматриваем его подробно, изучая все детали, все стороны данного случая N. Интенсивный, т. к. изучение анализа идет вглубь.
Способы сбора данных можно классифицировать по целому ряду критериев:
1. Цели и задачи анализа: открытый и закрытый способ. Если аналитик принимает решения и это отвечает целям и задачам информировать кто является предметом изучения – открытый. Этот способ содержит в себе риск, что знание исследуемых о проводимом изучении может повлиять на их позицию, привести к изменению их позиции, особенно риск возрастает в кризисных условиях. При закрытом способе исследуемые не знают, что они подвержены изучению.
2. Временной показатель: синхронный и диахронный. Синхронный метод обеспечивает получение фактов в определенный момент времени. Можно сказать, что он дает одномоментный срез, фотографию изучаемого объекта. Гораздо больше времени требует диахронный способ. Диахрония –и»через время». Такие данные позволяют изучать изменения, динамику объекта за определенный промежуток времени (t1-tn). Пример: мониторинги, ретроспективные вопросы. Все они позволяют выявить динамику политического явления.
3. Структура: если анализ проводится по заранее разработанной программе в соответствии с задачами и целями, то в этом случае мы имеем структурированный способ сбора данных. Этот способ предполагает специально разработанную методику сбора, или программу, которая включает в себя все единицы, все параметры и все способы, которые мы используем для анализа. Гибкий способ, когда в ходе анализа выявляется новая проблема и исследование отступает от заданных ориентиров и ведет исследование этой новой возникшей проблемы. Гибкий способ более затратный, но этот способ может дать неожиданный блестящий результат.
Фаза 4. Стадия обработки полученных результатов: предпринимаются меры по упорядочению полученных данных, их систематизация и возможности их сопоставления. Она включает в себя работу, связанную с обработкой полученных результатов и осуществляется различными способами: математическими методами (набиваются ответы анкет), качественный анализ, двумерный, многомерный анализ, составление таблиц, кодировка ответов. На этой стадии все собранные данные готовятся для того, чтобы провести их анализ. Можно сказать, что здесь формируются описательные данные.
Фаза 5. Научное объяснение (интерпретация) полученных результатов, проверка сделанных выводов, составление аналитического отчета.интерпретация данных. Включает научное объяснение, проверку результатов и сравнение их с другими результатами. Можно выделить 4 основные задачи, которые нужно решить:
1. Выявление устойчивых, самых значимых связей и тенденций.
2. Выработка оценок основных характеристик, описании показателей изучаемого объекта
3. Обоснование полученных результатов и проверка гипотез
Формулировка выводов по проведенному исследованию и рекомендации по преодолению кризисной ситуации. На этой стадии составляется окончательный документ о проведенном анализе: аналитический отчет.
Основные разделы аналитического отчета:
1. Предисловие: обозначается основная идея, заказчик, фигурируется благодарность, деятелей науки, которые помогали аналитической группе.
2. Содержание: оглавление: разделы, список литературы, приложение
3. введение: основная цель, научная и практическая значимость анализа, описание структуры работы и основные выводы.
4. Теоретическая часть. Дается обоснование постановки проблемы (какая общественная проблема возникла и какое теоретическое обоснование дается)
5. Данные (описание методов сбора и обработки фактического материала). Как правило, указываются и возможные ошибки.
6. Анализ. В нем представляются полученные результаты и дается их интерпретация. Причем в разделе указывается только на наиболее значимые результаты.
7. Заключительная часть: вновь обозначается проблема, которая изучалась и подводятся итоги. Формулируются вопросы и полученные ответы.
8. Список литературы. Указываем все те источники, монографии или периодические издания, которые использовались при написании отчета с указанием всех выходных данных.
9. Примечание. В этом разделе обозначаются вопросы дискуссионного характера. Выдвигаются те проблемы, на которые аналитическая группа считает возможным дать неоднозначный ответ. Проблемы не всегда обозначаются в основной части.
10.Приложение. В этот радел включается вся документация, которая была получена, использована в ходе политического анализа для того, чтобы эксперты могли дать заключение о соответствии полученных данных.
Тема: Системный метод в политическом анализе.
1. Принципы системного анализа.
2. Основные направления ППА.
Эволюция знаний. Первые представления о системе мы находим в глубокой древности. Еще в античной философии у Платона и Аристотеля термин означает совокупность элементов, образующих целостность, единство и находящихся во взаимосвязи, структурном взаимодействии друг с другом. Системный подход Аристотель использовал при изучении политических городов и государств (полисов), когда пытался выявить, как влияет внешние условия: климат, географическое положение на структуру политической организации на структуру власти и политики. Но при всех условиях основополагающим признаком системы является ее целостность, единство, входящих в нее элементов. Эти базовые принципы развивались в последующей истории политической мысли прежде всего в учении Спинозы и немецкой классической философии.
Но самое широкое распространение, принципы системности получают намного позже уже в 20 в. 30-40-е годы (Л. Фон Берталанфи). Он изначально приметил системный подход к изучению биологических процессов. А в 50-е годы 20 в. После окончания второй мировой он выдвигает идею создания общей концепции систем. Он видел три основные проблемы:
1.важно было выявить общие принципы и законы поведения систем независимо от природы систем, от составляющих ее элементов, отношений в системе;
2.установить в результате системного подхода к биологическим и социальным объектам законы аналогичные законам естествознания;
3.создать синтез современного научного знания на основе подобия различных сфер жизни.
По его мнению, эта теория систем должна быть общей системной наукой, которая подходила бы для изучения систем любой природы. Но: создание такой общей теории систем натолкнулось на серьезные проблемы практики: общность понятия систем привела к потере конкретного содержания. Действительно, было построено много математических моделей систем, которые использовали современные достижения науки. Например, категориальные аппарат теории множеств, логики. Но: прикладные результаты оказались малоэффективными и результативными.
В то же время принципы системного подхода стали осваивать гуманитарными знаниями. Это применение системного подхода к анализу конкретных проблем и получило название системной аналитики.
Главная цель системного анализа: постановка проблемы и исследование проблемной ситуации. Поэтому принято считать кибернетику, теорию информации, теорию игр и принятия решений, анализ систем голосования – основой. Но: отношение современной науки к системной аналитике до сегодняшнего дня неоднозначно.
Специалисты в области системного анализа недостатком системной науки считают отсутствие нового класса объекта исследования. Оппоненты этой точки зрения утверждают, что проблема не в отсутствии объектов анализа, потому, что любой объект можно представить в виде некоторой системы. Сложность состоит в том, что у системной аналитики отсутствуют собственные методы анализа, собственные инструменты исследования, которые принципиально отличались бы от других методов.
Основные категории системной аналитики.
Система – совокупность, множество элементов, составляющих целостность и находящихся во взаимодействии, всегда сложноорганизованных.
Признаки:
1.Всякая система всегда нового качество, несводимое к сумме качеств элементов системы
2.Элементы в системе взаимодействуют и взаимосвязаны, всегда могут менять свои свойства
3.Всегда являются подсистемой другой, более сложной системы (например, общество).
Папьер в работе «Анализ политической системы» выделил в обществе 5 основных подсистем:
ü биосоциальная (воспроизводство населения, но не сводится только к биосоциальноым процессам, всегда имеет социальную составляющую, которая выражается в передаче норм, культуры новым поколениям);
ü экологическая («люди живут на определенной территории, которую они обустроили, приспосабливают к себе, сосуществуют с животными», процесс миграции относится к природе, к безопасности жизни);
ü экономическая (производство и обмен материальными благами, услугами по потребности людей, организация и распределение труда, производственные отношения);
ü культурная (производство и распределение значимой для общества информации: знания, нравы, обычаи, традиции, ценности);
ü политическая (совокупность государственных, общественно-политических организаций, объединений, составляющие социально-политический механизм, посредством которого осуществляется власть в обществе).
4.Все элементы системы находятся в определенной иерархии, упорядоченности, которые занимают свое место в системе:
- структура системы фиксирует относительно устойчивую целостность между элементами системы
- целостность – независимость системы от окружающей среды и от других элементов
- эмерджентность – несводимость свойств системы к качествам, свойствам ее отдельных элементов
Все эти категории подчеркивают, разъясняют сущность понятия системы. Система как множество элементов. Есть категории системы и категории множества. Различия: Понятие множество имеет математическую природу. Множество – любое объединении в целое, определенных объектов, реальных или мысленных, которыми называют элементы системы. Понятие системы обладает свойствами, которые отсутствуют у элементов. Система, в отличие от множества всегда обладает структурой. Категории структуры являются ключевой в системном анализе. Чем сложнее система, тем сложнее структура. Структура делится на простые и сложные в зависимости от количества связей между элементами, обладает уровневым характером, структуры всегда некоторое ограничение свободы, так как задает определенные рамки.
Основные принципы были разработаны Богдановым. Он выступил инициатором создания всеобщей организационной науки и науки управления и назвал это Тектологией. (от греческого «тектоника» - строительство). Считал, что с помощью тектоники можно улучшить управление обществом, а значит, создавать лучшие условия для жизнедеятельности. Впервые использовал понятие «социальной системы» для изучения общества. Использовал понятие внутренних и внешних факторов. Все эти категории позволяют изучать систему в статике, но любая система всегда в динамике. И для динамики используется свой категориальный аппарат:
1.Поведения системы (функционирования) – действие системы во времени
2.Цель системы – предпочтительное для системного состояния
3.Целенаправленное поведение системы (поведение, которое стремится к достижению цели)
4.Обратная связь – воздействие результатов формирования системы на характер этого формирования. Может быть положительным, тогда мы имеем положительную обратную связь, которая усиливает результат и это угрожает стабильности, так как идет разбалансировка. Но может быть отрицательная обратная связь, которая действует в обратном направлении – восстанавливает стабильность, поддерживает баланс. В системах живой природы отрицательная обратная связь действует априори. А в неживых системах этот баланс осуществляется с помощью воли человека. Основатель – Н. Винер (1894-1964). В работе «Кибернетика», в 1943 году статья «Поведение, целенаправленная теология», где он впервые обосновал единство задач, связанных с проблемой управления в природе и технике. Среда – совокупность внешних факторов, которые всегда взаимодействуют с системой – носит двойственный характер: с одной стороны среда оказывает влияние на систему, так как система адаптируется, но и система влияет на среду, когда уже инициирует действие на среду и на ее отдельные элементы. Этим взаимодействием система обеспечивает контроль за собой, чтоб восстановить себя после влияния среды.
Отсюда вытекает важнейший принцип системного анализа, который должен выявить различия между системой и средой. Есть среда внешняя и внутренняя. Система – это не просто совокупность элементов, а всегда взаимодействие этих элементов, потому системный анализ требует изучения структуры системы (определенные конфигурации связей системы) + нужно выявить функции каждой системы.
Функции – еще одна категория, которая позволяет изучать динамику (с латинского «исполнение»). Среди исследователей нет единого мнения: Закономерность, которая устраняет связь между элементами системы (с помощью функций, система адаптируется к среде), Комплекс действий (обязанности элемента по отношению к системе), Позитивная реализация элементов, обеспечивающих стабильность системы (ответ системы окружающей условиям). Функции многообразны, но принято выделять 2 группы:
1.- явные (доступные для наблюдателей)
2.- патентные (скрытые, не осознанные для элементов)
На примере системе власти: по Лассуэлу: политика, основные направления, ресурсы, формы осуществления власти – недостаточно для определения системных свойств власти, так как эти свойства вытекают из самой структуры власти.
Состояние системы – совокупность существующих свойств, которыми обладает система в данный момент времени. В любой системе всегда идут процессы изменений ее элементов, характера отношений в системе, взаимосвязей, и эти изменения отражаются в состояниях системы (С1-С2-С3-….-Сn (tn)). Состояние системы описывается с помощью определенного комплекса – упорядоченного набора существенных переменных и параметров системы в рассматриваемый период времени. Этот набор определяется как вектор системы. По вектору определяется динамика системы. Система может иметь множество допустимых состояний.
S1 – состояниие системы. Точка S1 отражает положения системы в пространстве ее состояния. Если принимается управленческое решение в момент времени t относительно системы, то это состояние называют как исходное. Значение знания состояние исходного. Позволяет прогнозировать динамику системы и ее поведения в конечном состоянии S2 в период времени t2. Смена состояния системы, их чередование образует процесс развития системы, или поведение системы (поведение = S1-S2-S3….Sn). Поведение как категория динамики системы представляет собой совокупность действий систем, или изменений (ее реакция на внешнюю среду) эта реакция системы осуществляется в виде изменения параметров системы, в виде ее развития или роста системы. 3 основных типа поведения системы:
· Реактивный – имеет место тогда, когда единственным фактором, определяющим динамику системы является среда
· Адаптивный – характеризуется приспособлением системы к изменившимся условиям, когда система является частью общественной системы, стремится вписаться в эти изменения
· Активный – свойственно целенаправленное стремление системы преобразовать, изменить условия в соответствии с потребностями системы, приспособить условия под себя.
Использование СМА позволяет определить, как другие элементы общества влияют на политическую жизнь. с другой стороны, системный метод позволяет изучить воздействие политической системы на функционирование общества, на его эффективность.
Предмет СА. Предмет СА обусловлен целями и задачами исследования. Поэтому различные исследователи выделяют свой предмет в системной аналитике. Например, Т. Парсон в своей работе «Система современных обществ» основное внимание сосредоточивает на изучении взаимосвязи между структурой и функциями элементов социальной системы. Истон(«Политическая система», «предел политического анализа») главное внимание уделяет изучению механизма обратной связи между «входом» и «выходом» политической системы. «вход» в систему образуется двумя каналами. Первый – требования к системе. Второй – поддержка политической системы, одобрение власти со стороны населения. На «выходе» сосредоточены управленческие решения в виде политических законов и способов их реализации. Алмонд предметом политического анализа рассматривает поведение элементов системы, поскольку совокупность действий этих элементов и определяет динамику этой системы. Важно, по мнению Алмонда, в ПА исследовать важнейшие элементы политической системы – ее институты (и гос, и негос). Такой анализ дает институциональный срез политической системы. Но, по Алмонду, этого среза недостаточно. Необходимо изучить и ориентационный аспект. Главным фактором ориентации политических людей является политическая процедура.
Основные принципы, требования к СА:
1. любая системная аналитика начинается с разложения политического феномена на составные части, и изучение каждой части в отдельности
2. СА признает определенную иерархию, упорядоченность структурных элементов системы. Эта упорядоченность определяет взаимосвязи, взаимодействия элементов, обусловливает целостность системы.
3. Определение основных функций, которые выполняет каждый элемент систем для обеспечения ее функционирования
4. Определение факторов (субъектов, действующих лиц) – основных и неосновных, которые оказывают поддержку системе или вызывают определенные требования к ней.
5. Признание роли среды в функционировании системы. Поэтому задача анализа заключается в определении двустороннего процесса. С одной стороны – влияние среды на систему. С другой – необходимо определить, какова реакция системы на среду, ее вызов.
6. Обязательное выполнение процедуры декомпозиции и агрегирования . декомпозиция – разделение системы на части с последующим изучением каждой в отдельности. Декомпозиция связана с процессом построения модели системы, так как она всегда ведет к нарушениям свойств системы, поэтому моделирование восполняет нарушение связей элементов соответствующим эквивалентом. Моделирование обеспечивает повышение результативности анализа. Агрегирование – процесс, противоположный декомпозиции. К нему прибегают, когда в процессе анализа возникает необходимость объединения элементов с целью изучения ее с общих позиций.
Уровни СА. Любая система является подсистемой системы более высокого уровня. Поэтому выделяют 2 основных уровня системного анализа: 1 уровень – микроанализ, 2 уровень – макроанализ. Каждый уровень имеет свои цели и задачи. При проведении анализа на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Поэтому главными факторами в этом анализе является цель и условия функционирования системы. На микроуровне основным объектом исследования является внутренние характеристики системы, то есть сами элементы, их свойства, характер отношений. Такой анализ называют еще морфологическим или структурным анализом. Цели структурного анализа:
1.Выделить качество структуры системы
2.Изучить структурные свойства системы в целом и ее подсистем
3.Дать рекомендации по улучшению структуры, ее оптимизации
В структурном анализе выделяют 2 основных этапа:
1.Включает работу на выявление основных элементов системы. Начинается с определения элементарного состава структуры. Элементарный состав может быть трех видов: гомогенный, гетерогенный смешанный. Гомогенный – элементы однотипные. Структуры такие содержат в себе скрытые резервы, которые не сразу выявляются, и задача анализа в том, чтобы найти выходы этим резервам для повышения эффективности систем. Гетерогенный – структура включает разнотипные элементы. Как правило, эти элементы специализированны, они дополняют друг друга при данных условиях. Поэтому они результативны. Но, при изменении условий, гетерогенная структура может потерять свою эффективность. Смешанный тип – включает и однотипны, и разнотипные элементы. Каждый элемент в системе имеет свое назначение, поэтому признаку различают 3 основных вида элементов: информационные, энергетические, вещественные. Такое деление элементов условно, проводится исключительно с аналитической целью. В реальности элементы взаимосвязаны. Например, передача любой энергии всегда требует информационного обеспечения. Но, и передача информации невозможна без энергетических элементов.
2. Изучение связей между компонентами системы (структурными элементами). Связи определяют и статику, и динамику системы. Любая связь имеет свои основные характеристики, параметры:
§ Направление связи (направленные-ненаправленные)
§ Сила связи (сильны –слабые)
§ Вид связи (управления, подчинения, порождения).
Структурные свойства систем определяются характером и устойчивостью, поэтому важнейшей составляющей частью второго этапа является определение характера связей. Связи являются одним из определяющих факторов состояния системы и в статике, и в динамике. Связи дают характеристику отношений между элементами системы и определяют тип структуры:
Многоуровневый тип: | |
детерминированные | имеет место тогда, когда развитие системы осуществляется по детерминированным законам. Например, вуз имеет именно такую структуру, так как каждый студент должен закончить и получить диплом этого вуза |
вероятностные | структуры, изменения которых обусловлены действием вероятностных законов. Структура вуза подчиняется и ВС (нежелание студента учиться– отчисление) |
хаотические | имеет место в тех случаях, когда система не знает ограничении в своем поведении и элементы системы действуют по своим индивидуальным особенностям. |
иерархический тип (предполагает упорядоченность элементов от высшего к низшему (по важности)) | |
сильные структуры | Между уровнями иерархии степени взаимоотношения строгого подчинения и такой порядок подчинения элементов в структуре еще называют отношениями древовидного характера. Характеристики сильной структуры: 1.1 главный управляющий компонент, который имеет не менее двух связей. 2.Наличие исполнительных компонентов, каждый из которых имеет лишь одну связь с элементом вышестоящего уровня. |
Нестрогая иерархия | не существует компонентов, которые являются только управляющими или только исполнителями. |
Неиерархические компонент взаимодействует с более, чем с одним компонентом. | |
сотовый тип | |
Смешанные типы |
Классификация систем. Классификация – разбиение на классы по наиболее существенным признакам. Класс – совокупность систем, которые обладают некоторыми общими признаками. Эти общие признаки и являются критерием для классификации.
По содержанию | |
Материальные (реальные) системы | естественные – системы неживой и живой природы |
искусственные – класс систем создается для своих собственных нужд человеком. Это результат деятельности человека. (технические и социальные) | |
абстрактные (концептуальные) являются результатом отображения человеческим мозгом реальности, деятельности ( реальных систем): | системы непосредственного отображения (математические, логические) |
генерализующие (концептуальные, языки) | |
по структуре | |
простые | небольшое количество элементов, немногочисленные связи в системе, отсутствует разветвленных структур, а значит четка организация, взаимодействие как внутри, так и внешне, отсутствие иерархии, элементы выполняют простейшие функции) |
сложные | большое количество элементов, образующих целые подсистемы, сложные взаимоотношения в системе, сложный характер функционировании систем, сложная модель поведения систем) |
большие | системы, которые невозможно наблюдать с позиции одно наблюдателя, так кА очень велико количество подсистем и разнороден состав |
Плюсы и минусы СА.
Плюсы: СА позволяет рассмотреть любой реальный объект как совокупность образующих его компонентов. В их взаимодействии как внутри, та и с внешней средой, значит СА является эффективным инструментом для улучшения управления социальными процессами, для оптимизации процесса СА, выявляя взаимосвязи в системе, позволяет выявить место и роль политического фактора в общественной системе, позволяет определить влияние политики на развитие экономики, социальной жизни, духовного состояния общества. С помощью СА мы можем определить каковы пределы и какие ограничения политики как инструмента управления общественной жизни. СА является результативным инструментом для анализа остроактуальных кризисных ситуаций, которые содержат потенциал напряженности, грозят разрушении. Стабильности, так как СА позволяет выявить механизм кризисной ситуации, определить ее природу. СА является эффективной технологией при разработке стратегических сценариев общественного развития, та как СА позволяет выявить акторов ситуации, то есть те социальные силы, те политические фигуры, которые заинтересованы в этой ситуации. СА позволяет получать информацию о ресурсах, которые используют акторы в данной сложившейся ситуации. (СМИ, силовые структуры, группы давления). СА позволяет определить в сложившейся ситуации основные тактики, которые используют акторы, причем тактики могут иметь различные формы. Стратегия, стратегический сценарий позволяет прогнозировать поведение соперничающий сил, предусмотреть возможные последствия и на этой основе выбрать оптимально управленческое решение.
Минусы: СА не во всех сферах достаточно результативен (при изучении индивидуального поведения СА не работает, так же как и при разработке имиджа, при определении роли политического деятеля)
Вывод: СА определяется в двух ипостасях: как научная дисциплина и как методология исследования. Как научная дисциплина ПА можно рассмотреть как продолжение идеи кибернетики, поскольку ПА занимается категориями, раскрывающими сущность систем любого типа. СА позволяет провести изучение систем генетически, то есть с позиции эволюции, и помогает раскрыть функционирующую сторону системы, то есть показать, как действует система. СА как методология имеют в виду сложную процедуру изучения политического феномена, которое включает в себя ряд аналитических стадий:
1. Формулировка целей анализа системы, ее задач (определение концептуальных подходов исследования)
2. Стадия определения структуры систем, состава ее элементов, связей
3. Определение границ, или взаимодействие со средой
4. Определение системных свойств, то есть выявление функций системы, ее подсистем
5. Моделирование оптимального развития системы.