Основы адм.-правового статуса граждан рф
Четыре основных вида административно-правового статуса граждан РФ:
- Статус личности включает административные права и обязанности, присущие всем без исключения физическим лицам в РФ, независимо от каких бы то ни было обстоятельств.
- Статус гражданства включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из критериев наличия или отсутствия определенного вида гражданства.
- Социальный статус включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из их профессии или рода занятий.
- Особый статус довольно резко отличается от социального статуса, поскольку в нем отсутствует признак социальной необходимости. Особый статус связан с индивидуальными предпочтениями граждан, и в качестве его примеров можно назвать статус охотника, водителя, коллекционера антиквариата и т.д.
Первичным элементом административно-правового статуса физических лиц и необходимой предпосылкой для их вступления в административные правоотношения является административная правосубъектность.
Административная правосубъектность граждан складывается из трех составляющих:
- административной правоспособности,
-административной дееспособности,
- административной деликтоспособности.
Административная правоспособность - это способность иметь административные права и нести административные обязанности. В отличие от гражданской правоспособности административная правоспособность не имеет единых критериев определения ее объема исходя из возраста гражданина.
Административная дееспособность - это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности.
Административная деликтоспособность - это способность нести административную ответственность.
53. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан Гарантия - фр. garantie -.обеспечениеИзначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон.
. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:
- положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;
- отвечать высокому уровню юридической техники; содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;
- определять круг государственных органов и должностных лиц, на которых возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;
- предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан.
Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:
- в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;
- определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официального опубликования.
Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:
а) судебные, т. е. реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве. Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду;
б) административные, т. е. реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а во многих случаях - обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.
Конституцией РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Основные виды обращений граждан:
- предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;
- заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;
- жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина. 54. Основы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин— физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), ряд федеральных законов: «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О гражданстве РФ», «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» и другие законодательные акты.
Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».
Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, — сфера отношений граждан с органами исполнительной власти.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на общие, групповые и индивидуальные.
К общим относятся следующие:
· они не могут быть государственными служащими (за исключением государственных служащих военной службы по контракту), занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);
· они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
· на них не распространяется воинская обязанность;
· их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение);
· они не могут быть членами политических общественных объединений;
· иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличие разрешения, визы;
· они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов;
· они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России.
Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем, целью пребывания в России (туризм, учеба, служебные дела и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т.д.
По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и апатридов можно поделить на:
· постоянно проживающих;
· временно проживающих;
· временно пребывающих;
· проезжающих через территорию России транзитом.
Временное пребывание на территории РФ осуществляется в течение ограниченного срока на основании визы или, при установлении безвизового порядка, на основании миграционной карты. (не более 90 суток)
Временное пребывание на территории РФ осуществляется в течение длительного срока на основании разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина временно проживать в РФ до получения вида на жительство и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Постоянное проживание иностранных граждан в РФ осуществляется на основании вида на жительство. Вид на жительство подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в РФ, свободный выезд из РФ и въезд в Российскую Федерацию и является одновременно документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.