Чинопоследование проскомидии

По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:

Умыю в неповинных рýце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, éже услышати ми глас хвалы Твоея и повéдати вся чудесá Твоя. Господи, возлюбих благолепие дóму Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровéй живота моего: ихже в рукáх беззакония, десница их испóлнися мзды. Аз же незлóбием моим ходих: избáви мя, Господи, и помилуй мя. Ногá моя ста на правотé, в цéрквах благословлю Тя, Господи.

Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздýх, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.

Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя, и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее – нашем искуплении:

Искупил ны еси от клятвы закóнныя честнóю Твоею Крóвию, на Кресте пригвоздився и копием пробóдся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, при словах «честнóю Твоею Кровию» – чашу. Произнося «на Кресте пригвоздився», целует звездицу, «и копием прободся» – копие и, наконец, при словах «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» – лжицу.

Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу – Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.

Затем диакон тихо говорит: Благослови, владыко.

Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь.

Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.

Священник по возгласе «Благословен Бог наш» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.

И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя – с левой) со словами: Яко овчá на заколение ведéся.

[Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя.]

Делая надрез с левой стороны (от себя – с правой), священник говорит: И яко Агнец непорочен, прямо стригýщаго Его безгласен, тако не отверзáет уст Своих.

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: Во смирении Его суд Его взятся.

Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто исповéсть?

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:

Господу помолимся, держа орарь в руке, как при чтении ектений.

После надрезания просфоры диакон говорит: Возьми, владыко.

Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: Яко взéмлется от земли живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.

Диакон: Пожри, владыко (от слав. слова «пожрéти» – принести в жертву).

При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: Жрéтся Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение.

Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.

Диакон: Прободи, владыко.

При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: Един от вóин копием рéбра Его прободé, и áбие изыде кровь и вoдá, и видевый свидéтельствова, и истинно есть свидетельство его.

Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.

Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.

Священник, взяв вторую просфору, говорит: В честь и память Преблагословенныя Владычицы нáшея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник.

Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя – с левой), вблизи от его средины, произнося: Предстá Царица одеснýю Тебе, в ризы позлащéнны одéяна, преукрашéнна.

Священник, взяв третью просфору, произносит:

1. Честнáго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,- и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя – с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.

Затем священник говорит:

2. Святых славных пророков Моисея и Аарóна, Илии и Елисея, Давида и Иессéя, святых триéх отрокóв, и Даниила пророка, и всех святых пророков,- и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.

Далее священник говорит:

3. Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов,- и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.

Затем священник произносит:

4. Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,- и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

5. Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,- и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.

Затем священник говорит:

6. Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Хýтынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных мáтерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных мáтерей,- и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.

Продолжая, священник произносит:

7. Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников,- и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Далее священник говорит:

8. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,- и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда.[1]

Затем священник говорит:

9. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопóльскаго, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския»,- если совершается его литургия),- и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.

Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:

Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честнóе пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослужéбники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:

Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея – и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.

[Пред тем, как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием.]

Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них – за Святейшего Патриарха и епархиального епископа – полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит:

О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося: Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.

Заканчивая поминовение, священник произносит:

Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи.

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.

После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.

Священник, благословляя кадило, читает молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухáния духовнаго, éже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: Господу помолимся.

Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: И пришéдши, звезда ста верхý, идеже бе Отрочá.

Диакон: Господу помолимся.

Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:

Господь воцарися, в лéпоту облечéся, облечéся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттóле, от века Ты еси. Воздвигóша реки, Господи, воздвигоша реки глáсы своя, вóзмут рéки сотрéния своя, от гласóв вод многих. Дивны высоты μорския, дивен в высоких Господь. Свидéния Твоя увéришася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: Покры небесá добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея испóлнь земля.

Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

Священник надносит над кадильницей воздýх и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:

Покрый нас кровом крилý Твоéю, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси душы наша, яко Благ и Человеколюбец.

Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе.

Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.

Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:

О предложéнных Честны Дарех Господу помолимся.

Священник читает молитву предложения:

Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избáвителя, и Благодетеля, благословяща и освящáюща нас, Сам благослови предложение сиé и приими е в пренебесный Твой Жертвенник.

Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и ихже ради принесóша, и нас неосуждéны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин.

Яко светися и прославися пречестнóе и великолéпое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

В заключение проскомидии священник произносит краткий отпýст:

Воскресы΄й из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Мáтере, и΄же во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопóльскаго, Златоýстаго, и всех святых, помилует и спасéт нас, яко Благ и Человеколюбец.

На литургии святого Василия Великаго поминается:

Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския.

Диакон: Аминь.

Частные просфоры

После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.

Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.

Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии – приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии).

Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.

Наши рекомендации