Специальный репортаж и стрингерство
В основе специального репортажа лежит актуальная тема, выходящая за рамки картины дня, он более продолжителен по хронометражу, чем любые другие репортажи. Чаще всего авторы специальных репортажей работают в русле инвестигейтивной журналистики; репортаж-расследование фактически синоним специального репортажа.
Стрингер - человек над событием, глаза и уши общества. Именно стрингеры показывают войну такой, какая она есть, - со всеми ужасами. Именно их кадры и снимки больше других вызывают отвращение к войне. Благодаря стрингерам все скрытое становится явным, а тайна Чернобыля продержалась всего два дня. Они снимают под пулями, им разбивают камеры, их избивают и арестовывают. И называют "волками-одиночками", которые не могут жить без войны. В России профессиональных стрингеров не больше пятнадцати человек, в мире - около семидесяти. И война для них - работа.
Самым знаменитым стрингером в России и СССР был Эдуард Джафаров.
Стрингер – журналист, который ведет расследование от и до самостоятельно, журналист-фрилансер, часто работающий в горячих точках, делает уникальные съемки и продает их. Стрингеры независимы, они могут работать с несколькими компаниями или иметь договор с одной, при этом не зависеть от коллектива.
19.Специальный репортаж из «горячей точки». Приемы и методы.
Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет репортажного отображения — реальное событие, динамичный, относительно законченный отрезок жизни. Авторская задача — оперативно, динамично и достоверно показать историю события, субъективно воспринятую репортером. Методы отображения — непосредственное наблюдение происходя щего журналистом, находящимся либо внутри ситуации, либо со стороны наблюдающим за ее развитием; анализ собственных впечатлений, наглядное и динамичное воспроизведение атмо сферы события. Репортаж на телевидении максимально приближен к жизни, способен наглядно передавать явления реальной действительности, показывать происходящее. Присутствие репортера на месте происшествия — обязательное условие. BBC дает свое определение горячим точкам: «Под "враждебной обстановкой/условиями" мы подразумеваем страну, регион или отдельную территорию, где происходят война, мятеж, гражданские волнения, террористические акты, а также крайне высок уровень преступности, бандитизма, беззакония или общественных беспорядков». Это определение распространяется и на территории с экстремальным характером климата или местности. Какие методы могут быть использованы при изучении «поля»? Их достаточно много. Выделим наиболее значимые:
- опыт коллег, ранее выполнявших подобные задачи;
- консультации специалистов (в том числе военных, представителей МЧС, МВД, МИДа, политиков и ученых, общественных и религиозных деятелей);
- консультации представленных в своем городе национально-культурных автономий;
-изучение справочных материалов;
- изучение публикаций по проблематике конфликта (аварии);
- изучение соответствующих интернет-ресурсов;
- изучение редакционных досье (если таковые ведутся);
-обращение в дипломатические и иные представительства стран-участников конфликта (жертвы аварии или стихийного бедствия);
-при возможности, предварительное обращение за информацией в правительственные, и неправительственные структуры, развернутые на территории, где предстоит работать.
Процесс ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, безусловно, является значимым информационным поводом для средств массовой информации. Трагизм ситуации, мужество спасателей - все это неизменно привлекает внимание читателей и зрителей, а потому газеты и телеканалы стремятся как можно быстрее направить в зону бедствия своих корреспондентов. Первый подход к освещению конфликта преследует цель активизировать общественное мнение против одной из участвующих сторон, что иногда реализовалось на практике глобальными телесетями». Второй способ – «При освещении вооруженного конфликта (как и любого социального конфликта, любой ситуации противостояния) идеальным для СМИ является отражение позиций обеих сторон конфликта. Этот же принцип должен распространяться и на информацию. Корреспондент не должен разделять конфликтующие стороны на «хороших» и «плохих», чтобы не упрощать ситуацию, не попасть в ловушку собственных чувств и не стать объектом манипулирования со стороны властей. Важным аспектом в освещении событий «горячей точки» является объективность и достоверность фактов. Журналисты, работающие в зоне военных действий, вынуждены соблюдать определенные правила освещения борьбы, главными участниками которой выступают политики. Серьезные проблемы с доступом к информации могут возникнуть из-за умалчивания фактов со стороны властей, пропагандистской деятельности политиков и неправительственных деятелей, а также из-за прямых угроз жизни журналистов. Используемые приемы: «оценка через факт» и обозревание ( он нам рассказывал, что его знакомый приезжал и снимал спец.реп после боевых действий).
20. История жанра «журналистское расследование».
Жанр журналистского расследования появился в западной прессе еще в XIX веке и насчитывает более двух веков. В ряду первых известных исследователей историки литературы и журналистики называют Юхана Сдриндберга («Красная комната», 1879 год), Эмиля Золя (статьи, посвященные расследованию дела Альфреда Дрейфуса, под заголовком Однако свое настоящее определение данный жанр получил в начале ХХ столетия.
Одним словом, журналистское расследование обязано своим рождением Америке. Оно ведет начало от так называемых «макрейкеров» (muckrakers) – так называемых «разгребателей грязи», которые на рубеже XIX-ХХ веков стали публиковать в печатных изданиях разоблачительные статьи . Поэтому, когда сегодня заходит речь о западной прессе, то стоит помнить, что в США есть прецизионная (точная) журналистика и журналистика расследовательская. У нас, в советской и постсоветской печати, до последнего времени такого разделения не существовало.
Вообще стоит отметить, что в советские времена жанра журналистского расследования как такого вообще не было. Полностью подконтрольные партийному и хозяйственному аппаратам власти, СМИ время от времени публиковали критические корреспонденции и фельетоны. Однако появлялись данные материалы, во-первых, с санкции вышестоящего органа, во-вторых, по материалам и документам, которые дозволялось получить журналисту, в-третьих, расследование велось в строго определенных журналисту пределах, а его результаты «подгонялись» под генеральную линию партии. В то же время в западном полушарии (в частности, в США) «обличительная» журналистика начинала принимать все более серьезные масштабы, которые могли не только влиять на социальные и экономические процессы в обществе, но и приводить к отставкам тех или иных государственных деятелей.
Журналисты, выступавшие в рамках этого жанра, делали ставку, в первую очередь, на объективность и беспристрастность. Это позволяло им говорить от имени рядового читателя, который не хотел, чтобы его кто-то грабил и обманывал. После провозглашения политики гласности в 1986 году советские журналисты получили возможность, хотя и временами и с оглядкой на руководство страны, писать и «выставлять» на обсуждение острые социальные, экономические и политические проблемы общества. Так в период с 1986-го по 1991 годы наблюдалось резкое увеличение тиража изданий «Правда», «Московский комсомолец», «АиФ», в которых особенно популярными стали проблемные статьи-исследования, журналистские эксперименты. А принятие в 1990 году «Закона о печати и других средствах массовой информации» создало юридическую базу, которая ставила определенные рамки для журналистов. В частности, запрещалось злоупотреблять свободой слова, которая могла бы угрожать национальной безопасности или способствовать разжиганию межнациональной розни. И в то же время наделяла журналиста весьма широкими правами и гарантировала защиту его чести, достоинства, имущества и здоровья. Теперь работник СМИ был вправе требовать получение информации от официальных источников и просить защиты в суде в случае неправомерного, с его точки зрения, вмешательства в деятельность СМИ.
Основным качеством для журналиста, проводящего расследование, является не только умение находить необходимые факты, сопоставлять их, но и применять способы самозащиты. Ведь не секрет, что многие проблемы у журналистов (да и не только) возникают именно из-за незнания законодательства, своих прав и обязанностей.
В середине 60-х годов ХХ века в США и других странах Западной Европы был принят Акт о свободе информации, который предполагал:
а) запросы средств массовой информации на получение сведений из правительственных источников также используются журналистами, желающими оправдать распространение сомнительных материалов;
б) смысл, не связанный со свободой прессы, а основанный действительно на интересах народа и относящийся к праву народа знать о действиях своего правительства.
Результатом использования этих документов стало обнародование в прессе всевозможных скандалов, связанных с халатным отношением медицинского персонала в больницах к пациентам, многочисленными авариями на атомных станциях, которые до этого держались в секрете.
Принятие данного акта сделало деятельность правительства «прозрачной», что, если не искоренило, то уменьшило количество случаев различных махинаций на государственном уровне.
Журналистское расследование, которое подразумевает доступ сотрудников СМИ к государственным и общественным информационным ресурсам, является основой общественного контроля за деятельностью государственной власти, местного самоуправления, общественных, политических и других организаций, а также за состоянием экономики, экологии и остальных сфер общественной жизни.
Успех расследования - это не только общественный резонанс, снятие с должностей проштрафившихся, устранение недостатков, но и дальнейшая работа, здоровье, репутация самого журналиста.
21. Журналистское расследование в России и за рубежом – сравнительная характеристика.
Традиции журналистского расследования в разных странах Европы различаются, в силу того, что роль и значение, которые имеет пресса в обществе, а также условия работы, рознятся. Где-то, например, в Англии, ведущие СМИ считаются неотъемлемой частью политического ландшафта уже на протяжении нескольких веков, в Швеции – уже долгое время существует режим свободы прессы, а, допустим, в Испании газеты лишь в последние десятилетия начали оказывать заметное влияние на формирование общественного мнения.
Во Франции или Бельгии журналисты, в случае оспаривания кем-либо распространенной ими информации, не обязаны раскрывать суду свои источники, – достаточно только доказать, что при работе над материалом было сделано все возможное для проверки полученных сведений. Хорошо известны случаи, когда французские журналисты встречались с представителями террористических группировок корсиканских сепаратистов, а впоследствии отказывались передать сведения о них полиции под предлогом: «Долг прессы – информировать общество, а не служить осведомителями».
Зато в Германии журналист, оказавшись в аналогичной ситуации, должен предоставить неопровержимые доказательства достоверности обнародованных им фактов. В частности, если речь идет о цитировании какого-либо документа, необходимо в обязательном порядке продемонстрировать оригинал. В то же время, если этические правила многих стран осуждают журналистов, которые платят своим осведомителям, то в ФРГ такая практика – в порядке вещей. К примеру, в конце 1980-х годов, когда одной из наиболее «горячих» тем в германских СМИ стала тема компьютерного хакинга, установилась даже формальная шкала оплаты между представителями прессы и юными компьютерными взломщиками: как правило, в обмен на интервью и показательное проникновение в чужой компьютер, хакер получал несколько сот марок, обед в хорошем ресторане и, если требовалось, компенсацию дорожных расходов.
Лишь в последние годы, после создания Европейского союза, начинает понемногу оформляться единый стиль работы «инвестигейторов» – в первую очередь, благодаря созданию единого европейского законодательства, регламентирующего работу прессы (в частности, законы ЕС стоят на страже интересов источника информации). В то же время практически во всех странах сохраняются свои особенности работы журналистов-расследователей, и есть все основания полагать, что такая специфика исчезнет не скоро.
В последние годы все больше появляется информации о работе журналистов-расследователей из бывших социалистических стран, – таких, как чешка СабинаСлонкова (Sabina Slonkova), умудрившаяся засадить в тюрьму одного из самых высокопоставленных чиновников своей страны. Бывший генеральный секретарь министерства иностранных дел Чехии Карел Срба (Karel Srba) пользовался огромным влиянием в правительстве и даже возглавлял компанию по борьбе с коррупцией, однако, когда Слонкова опубликовала данные о принадлежавшей ему собственности на общую сумму в триста тысяч долларов, он так и не смог объяснить ее происхождение. Журналистка продолжала «копать» и раздобыла материалы про многочисленные аферы чиновника, предание гласности которых могло навсегда лишить его надежды на благополучную и обеспеченную жизнь. И тогда Срба решился заказать убийство дотошной журналистки, наняв для этой цели четырнадцать раз судимого уголовника. Тот, впрочем, передумал и пришел с повинной в полицию, которая, проведя грамотно разыгранную операцию, смогла взять и заказчика и его помощников.
Из европейских стран расследовательская журналистика наиболее сильно представлена в Швеции, где независимость прессы всегда имела очень большое значение. Самый первый в мире закон о свободе печати был принят здесь в 1766 году. С 1812 года – после того, как в него были внесены некоторые уточнения, он, почти не меняясь, входит в Конституцию страны.
Многолетняя борьба итальянского правосудия с мафией, не закончившаяся и по сей день, не могла остаться вне поле зрения прессы. Расследования некоторых дел, проводившиеся полицией, были инициированы публикациями в газетах, притом, что итальянские правоохранительные органы традиционно стараются не афишировать тесные контакты со СМИ (если таковые имеют место).
Согласно сложившемуся в Италии убеждению, масс-медиа должны не подменять правосудие, а лишь информировать граждан о происходящем. Впрочем, это не останавливает некоторых журналистов в стремлении играть первую роль в расследовании тех или иных событий.