Глава 2. Абсолютная монархия: понятие и отличительные особенности

Абсолютная монархия (термин происходит от латинского слова absolutus, что означает «безусловный») – это особая разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.[5]

В узком смысле монархией называют только такую наследственную форму правления, при которой власть главы государства ограничена, к примеру, представительными органами (это были земские соборы в России, кортесы в Испании, генеральные штаты во Франции и т. д.). Но, вместе с тем, даже при неограниченной монархии государям всегда приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, которое часто выражалось через рекомендации советчиков, либо через категорические меры: народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств. В марксизме неограниченную монархию называют по-разному в зависимости от общественно-экономической формации: для азиатского способа производства используется термин «деспотия», а для эпохи перехода от феодализма к капитализму чаще используется термин «абсолютная монархия».

В Эпоху Просвещения абсолютная монархия получила идеологическую поддержку: многие просветители считали такую форму правления единственно правильной и богоугодной. Символом абсолютной монархии этого периода является фраза, сказанная королем Франции Людовиком XIV: «Государство – это я». Эта фраза отражает всю сущность абсолютной монархии.

Особенностью абсолютной монархии является, во-первых, то, что при абсолютизме государство обычно достигает наивысшей степени централизации. При абсолютизме создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства при этом, как правило, не прекращается.

Пик расцвета абсолютизма в Европе пришелся на XVII—XVIII вв. В России абсолютизм существовал и развивался в XVIII – XX вв.

Во-вторых, особенностью абсолютизма является то, что социальная опора абсолютной монархии – это дворянство.

В-третьих, особенностью является еще и то, что на первых порах возникновения и развития абсолютизм, как форма правления, имел весьма прогрессивный характер. Он помогал бороться с сепаратизмом феодальной знати, подчинить церковь государству, ликвидировать остатки феодальной раздробленности, способствовал централизации государственной власти, в том числе законодательной (издавалось большое количество единых для всей страны законов «из центра»). Для абсолютизма характерна политика протекционизма и меркантилизма, которая содействовала развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии.

Черты абсолютной монархии или, по крайней мере, стремление к ней, так или иначе, проявились во всех государствах Европы. Однако, наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм начал проявляться уже в начале шестнадцатого века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (то есть, в 1610—1715 года). В Англии своего пика абсолютизм достиг во время правления Елизаветы I Тюдор (1558—1603), но вместе с тем на Британских островах он так и не достиг своей классической формы, ибо сохранялся парламент, не было постоянной армии и мощного бюрократического аппарата на местах. Сильная королевская власть установилась и в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило сформироваться классу предпринимателей и испанский абсолютизм превратился таким образом в деспотию. В Германии абсолютные монархии, в отличие от других стран, складывались не в общегосударственном масштабе, а в рамках отдельных княжеств. Особенности абсолютизма в различных странах во многом определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно больше, чем в Германии, России и Австрии. Для Европы характерной чертой стало такое явление, как Просвещенный абсолютизм.

Но постепенно абсолютизм стал входить в противоречие со сложившимися в государствах социально-экономическими условиями, с потребностями различных социальных групп и слоев. Так, например, в Нидерландах, Англии и Франции все эти противоречия были решены революционным путём, в то время как в других странах происходила постепенная и размеренная трансформация абсолютной монархии в ограниченную (конституционную). Жесткие рамки политики протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, которые были вынуждены производить только те товары, которые выгодны королевской казне. Кардинальные изменения происходили внутри сословий. Из третьего сословия выделился и вырос экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим.[6] То есть, это такой политический режим, при котором носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт самого носителя данной власти.

Особой разновидностью абсолютной монархии является абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой вся власть принадлежит церковной иерархии или главе церкви, проще говоря. В настоящее время примером такой монархии является город-государство Ватикан. Все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная власть - в Ватикане принадлежат Папе, который пожизненно избирается коллегией кардиналов. От теократической монархии следует отличать т.н. клерикальное государство. Клерикальное государство – это такая форма организации государственной власти, при которой церковь через законодательно установленные институты влияет на общественную, политическую, культурную жизнь и другие сферы жизни общества.[7]

Наши рекомендации