Выскажите свое мнение в споре глобалистов и антиглобалистов. Чья позиция вам ближе. Почему. Приведите аргументы и доказательства в поддержку своей точки зрения
Глобализация в политике
В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.
Глобализация в экономике
Для экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, снижение налогов на прибыль предприятий, простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы, а также:
· Развитые и развивающиеся страны неуклонно сближаются по уровню зарплат, цен на товары и прибыльности предприятий;
· Растёт число и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы;
· Тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компаний специализированным компаниям. Особое значение имеет аутсорсинг из развитых стран в развивающиеся, который приводит к сокращению занятости в развитых странах и росту занятости и доходов в развивающихся странах;
· Быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря Интернету, тенденция к большей открытости предприятий;
· Большое значение фондовых бирж и тех «финансовых инструментов», которыми они торгуют — акций предприятий и паевых фондов, товарных фьючерсов;
· Влияние немногих национальных валют через международную систему свободного валютного обмена на экономические процессы в самых разных странах;
· Увеличение потребительских кредитов как площадки для дальнейшего роста потребления. С другой стороны невозможность поддержания среднего жизненного уровня без привлечения кредитов;
· Мощный поток рекламы во всех средствах массовой информации, размывание чётких различий между информацией и рекламой;
· Растущее расслоение по доходам как в развитых, так и в развивающихся странах, на которое сильно влияет неравный доступ населения к образованию
· стирание национальной принадлежности продукции;
· усиление роли транснациональных компаний
Глобализация в культуре
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.
Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся с XX века значением США в мире. Ярким примером влияния Америки является широкое распространение в мире английского языка в качестве языка международного общения. Американский Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, Coca-Cola, Procter&Gamble и многие другие. Американская сеть быстрого питания McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. На основе стоимости бутерброда BigMac в ресторанах McDonald’s по всему миру британский журнал The Economist даже подсчитывает покупательную способность мировых валют (Индекс Биг-Мака).
Многие другие культуры тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а Skype — в Эстонии.
Антиглобали́зм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).
Основной тезис антиглобалистов:
Нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт за собой:
· Растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира».
· Недопустимые условия для работников низкой квалификации транснациональных корпораций.
· Доминирование массовой поп-культуры, подавление свободного творчества, «стандартизация умов»
· Потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира»
· Господство идеологии неолиберализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, формирования из стран-неучастников «золотого миллиарда» сырьевых придатков т. н. «развитых стран» и т. д.
Этой модели глобализации противопоставляется иная — глобальное социальное творчество, совместное решение глобальных проблем, интернационализация, «сетевые структуры» по всему миру и т. д.
Выскажите свое мнение в споре глобалистов и антиглобалистов. Чья позиция вам ближе. Почему. Приведите аргументы и доказательства в поддержку своей точки зрения.
4. Сделайте выводы из следующих статистических данных:
А) Деятельность транснациональных корпораций почти неподконтрольная национальным правительствам. Около 600 ТНК обеспечивают около 1/5 общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства. В частности в автомобильной промышленности 10 крупных компаний обеспечивают 80% мирового производства автомобилей, 5 крупных ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолетов, электронного оборудования. Экономическая мощь ТНК сопоставима с внутренним валовым продуктом среднего государства.
Б) Американская компания Дженерал Моторс имеет филиалы в 70 странах мира. В Германии и Великобритании производят двигатели и коробки передач для «опеля», В Китае - комплектующие для «бьюика», В Бразилии – кузовы для этой модели, В Кении комплектующие, в Австралии – кузовы для «шевроле» и т.д.
В) Весной 2004 года компания «Сименс» заявила о намерении сократить 10 тыс. рабочих мест и вынести значительную часть производства в Венгрию (за предыдущие 3 года компания сократила 35 тыс. рабочих мест). Сейчас безработица в Германии превышает 10 %. Аналогичная ситуация с другими крупными производствами в стране, которые «сбегают» в Китай, Индию, Восточную Европу . Причины – жестка конкуренция с растущими американскими производителями, очень дорогая рабочая сила. ПО словам главы Сименса, за те деньги, которые он платит 2 тыс. немецких программистов, он мог бы нанять в Китае 12 тыс. специалистов аналогичной квалификации.
Г) Один американец, родившийся в 1990 – годы за время своей жизни произведет – 1 млн. кг. атмосферных отходов, столько же твердых отходов и 10 млн. кг. жидких отходов. Чтобы иметь средний по стране уровень жизни, он должен будет потребить 700 тыс. кг минералов, 4 тыс. кг баррелей нефти, 25 тыс. кг растительной пищи, 28 тыс. кг животных продуктов (что означает забой 2 тыс. животных).