Политические идеи эпохи Великой французской революции (конституционалисты, жирондисты, якобинцы, бабувисты)
Политико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали представители просвещения, нашли свое практическое воплощение в ходе Фр. Революции (1789-1794). В процессе развития революции произошло разделение третьего сословия, объединявшего буржуазию, крестьянство и городскую бедноту.
В истории Фр. Революции принято различать три этапа. На первом (1789-1792) власть захватили сторонники крупной буржуазии – конституционалисты. Они стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной монархии. На втором этапе (1792-1793) гос. власть переходит к жирондистам (представляли республиканскую торгово-промышленную и земледельческую буржуазию). Наконец на третьем этапе (1793-1794) была установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.
Идеологи каждой из названных группировок опирались на пол. учения Вольтера, Монтескье, Руссо.
Для конституционалистов были характерны призывы к объединению против ненавистной аристократии и абсолютизма (Мирабо), идеи всеобщего равенства и свободы. В брошюре «Что такое третье сословие» (податное население Франции – купцы, ремесленники, крестьяне, буржуазия и рабочие, облагались тальей). Сиейес проводил мысль о единстве третьего сословия, говорил что от привилегированного меньшинства оно представляет большинство. В 1789г. Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, которая закрепила естественные и неотъемлемые права человека, равенство граждан перед законом, а также принцип разделения властей. Значение ее состояло в том, что одни из первых актов заключали такие же положения. Последующее развитие революции, требовало продолжения революционных начинаний, это испугало крупную буржуазию. Уже в конце 1789г. был принят декрет, который шел в разрезе с положениями Декларации. Он устанавливал деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку, лишая последних избирательных прав. Господство крупных собственников было окончательно закончено конституцией 1791г., установившей в стане ограниченную монархию.
В результате народного восстания в 1792 г. к власти пришли жирондисты (от названия департамента Жиронды, откуда были избраны в национальное собрание многие представители этой группировки). Лидерами жирондистов выступали Жак Бриссо и Жан Ролан. Для пол. платформы жирондистов характерна защита республиканского строя. Ссылаясь на Руссо, они отстаивали принципы народного суверенитета, общей воли как основы зак- ва и т.п. Законодательными актами, принятыми в период их правления, были отменена монархия, а также ликвидировано деление граждан на активных и пассивных. Проведенные в этот этап конституционные преобразования имели большое историческое значение, поскольку впервые в мировой практике было установлено республиканское представительное правление в унитарном государстве. Фр. Республика объявлялась единой и неделимой. Так как жирондисты представляли слои буржуазии они медлили с решением аграрного вопроса, установлению твердых цен, проводили политику, направленную на защиту свободного предпринимательства в ущерб интересам простого народа.
Восстание вспыхнувшее в Париже 31 мая – 2 июня 1793г. передало власть в руки якобинцев. Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль Марат. Лидеры якобинского движения полагали, что для окончательной ликвидации феодализма во Франции, защиты достижений в революции и утверждения народовластия необходимо провести целый ряд революционных преобразований. Робеспьер проводил в связи с этим различие между конституционными и революционными правительствами. Задача первого правления, по нему, состоит в том, чтобы обеспечить спокойную жизнь республики на основе конституции. Задача же второго заключается в том, чтобы создать республику, т.е. завоевать свободу в борьбе.
Будущее конституционное устройство Франции мыслилось якобинцами в форме демократической республики, где наряду с представительной демократией получит широкое распространение волеизъявление народа.
Якобинская конституция 1793г. предусматривала, что зак-е акты, принятые зак. собранием, должны поступать на утверждение избирателей. Кроме того собственность наряду с равенством, свободой и безопасностью, отнесена к числу естественных и неотъемлемых прав человека, для обеспечения которых установлено правительство. (В начале Робеспьер, в проекте этого акта, не хотел включать собственность в ест. права, но это вызвало недовольство и ему пришлось изменить мнение).
Якобинцы искоренили феодальную собственность на землю, но в период их правления действовал декрет о смертной казни за одно только предложение «аграрного закона». Они установили максимальные цены, боролись против спекуляции, они провозгласили право на труд, но установили размер макс. заработной платы.
Они, в период своего правления, истребляли всякое инакомыслие, которое хоть как-то им угрожало. Некоторые якобинцы разработали план переустройства Франции на основе общей собственности, за это их называют коммунистами.
Якобинская диктатура была свергнута в результате переворота 1794 г. Вскоре были отменены законы, ограничивающие цены на товары и размер заработной платы. В 1795г. была принята новая конституция, которая коренным образом меняла предыдущее правление. Она вводила ценз оседлости, имущественный ценз, ряд возрастных цензов. По этой конституции испол. власть осуществляла Директория (из 5 человек).
В марте Бабеф, Марешаль и др. революционеры создали «Тайную директорию общественного спасения» для продолжения революции и установления подлинного равенства. Общество стремилось объединить силы народа с силами армии. В мае того же года заговор был разбит всех казнили.
Руководителем тайного общества был Бабеф (1760-1797). Участников этого заговора называют бабувистами, а разработанную ими программу – бабувизмом. Программным документом общества стал «Анализ доктрины Бабефа, народного трибуна, преследуемого Исполнительной директорией за то, что он высказывает правду». Бабеф говорил, что богачи завладели государством и в роли хозяев диктуют тиранические законы бедняку. Бабувисты говорили, что при сохранении частной собственности для множества людей пользование их правами будет оставаться почти иллюзорным, поэтому равенство перед законом является условным равенством.
Вскоре Бабеф меняет свое мнение и под влиянием опыта якобинской диктатуры они разработали план революционного правительства, необходимого на период искоренения частной собственности, организации общества на основе подлинного равенства и общественной собственности. Началом этого периода будет свержение Исполнительной директории. Бабувисты предлагали начать восстание в Париже. В день восстания должен был быть учрежден Национальный конвент, состоящий из революционеров. Сразу же будут приняты меры для облегчения положения трудящихся. Должны быть приняты зак-е меры против богачей. Все лица не занятые полезным трудом объявляются иностранцами. Они не пользуются политическими правами, под страхом смертной казни им запрещается иметь оружие, революционное правительство может отправить иностранцев в места исправительного труда. Богачи, не желающие отказаться от своего избытка в пользу неимущих, являются врагами народа. Все, занятые полезным трудом, получают оружие. Одновременно должны были осуществляться меры по искоренению частной собственности: упразднение права наследования, отмена денег и т.п. В самом начале революции будет создана Большая национальная община, организованная на коммунистических началах. Ее собственность будет постоянно возрастать за счет имущества вступающих в нее граждан, она наследник всех собственников. Все это приведет к демократизации государства. В будущем предполагалось сохранить государство и конституцию. По плану бабувистов достижение строя даст возможность осуществить конституцию 1793г. В то же время бабувисты резко осуждали некоторые положения этой конституции, такие как частная собственность – неотъемлемое ест. право человека и др. В новом государстве активную роль будут играть народные собрания. Бабеф говорил, что законы должны быть простыми , чтобы каждый смог их постигать. Бабеф настаивал на государственном регулировании всех сторон общественной жизни. В проектах бабувистов выражено недоверие к развитию наук и искусств, порождающих неравенство знаний. Они боялись, что умные применят свои знания против слабых. Они считали несоразмерность физического и умственного труда опасным для равенства. А также основанием недоверия к «умным» было опасение, что в результате революции гос. власть может оказаться в руках не народа, а пол. интригантов, которые обманут народ и используют их в своих корыстных целях. Общеобязательным и полезным бабувисты признавали преимущественно физический труд. Всем гражданам должен быть обеспечен одинаковый и честный средний достаток, умеренный и скромный т.е. все будут равны.