ЛЕКЦИЯ 2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян
В V-VIII веках славянские племена переживали распад родовых отношений, у них зарождались элементы государственности. Родовая община (коллектив родственников, имевших в совместном владении родовую собственность, пахотную землю, леса, выгона для скота и трудившихся сообща) постепенно заменялась соседской общиной (вервь - община, освобожденная от кровнородственных связей; объединение не только родственников, но и соседей; в совместном владении общинников оставались леса, озера, выгоны для скота; в личном владении-дом, земельный участок, скот, инвентарь).
Выделилась родоплеменная знать-князья и старейшины. Князья окружали себя дружинами (дружина–профессиональные военные, подчинявшиеся и служившие князю). Вече пока еще действовало и выбирало князя (вече - народное собрание, решавшее основные вопросы жизни).
В VIII-I пол. IX века у славян сложилось общественное устройство, получившее название «военная демократия». Термин, введенный для обозначения организации власти при переходе от первобытно-общинного строя к государству. Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, но еще и не государство с сильной центральной властью.
Основными занятиями восточных славян были:
· подсечно-огневое земледелие (примитивная система земледелия в лесной зоне: участки расчищаются от леса и выжигаются, а через несколько лет, после истощения леса, забрасываются).
· переложное земледелие (пашенное земледелие; перелог; система земледелия, при которой свободные черноземные участки земли, не требующие корчевания, засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки, оставляя старые до восстановления почвы).
· собирательство
· охота (ценный мех шел на обмен и на продажу в близлежащие страны, до появления металлических денег был платежным средством; не случайно на Руси монеты назывались кунами-куницами)
· рыболовство
· скотоводство
· бортничество (сбор дикого меда)
· ремесло (кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное…).
В этот период появляются города, возникающие из поселений, расположенных на торговых путях; местах, где жили племенные вожди и старейшины, где находились религиозные святыни. Восточнославянские города становились сосредоточением и племенных властей, и центром ремесла, и торговли, и местом отправления религиозного культа, и местом обороны от врага. У полян это был Киев; новгородские словене объединились около Новгорода и Ладоги; древляне селились вокруг Искоростеня; главным городом кривичей стал Смоленск; у северян в центре земель располагался Чернигов. Это были самые древние города будущего Русского государства.
Восточные славяне были язычниками (язычество – общее название политеистических религий; «многобожие»). Они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю.
Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) весьма почитался славянами. Бог Велес почитался в качестве покровителя земледелия и скотоводства. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами. Единственное женское божество Макошь - была покровительницей женской части хозяйства и богиней плодородия. С появлением у славян князей, воевод и дружин в условиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома непобедимый Перун.
Любые изменения в природе и жизни славяне приписывали воле богов и стремились умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображение богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Богам приносили жертвы в специальных местах, такое место называлось - капище. У славян существовали волхвы (языческие жрецы). Мир вокруг, по мнению славян был населен сверхъестественными существами. Из загробного мира приходили к людям упыри, а добрые духи-берегини, их оберегали. В лесу обитали - лешие, в реках и озерах- русалки, в доме-домовые. Языческие праздники отмечали все восточные славяне: накануне Нового года праздновалась Коляда. Сначала в домах гасили огни, а потом трением добывали новый огонь, зажигали очаги, славили начало новой жизни солнца. Весной на Масленицу пекли блины, как символ солнца. В день летнего солнцеворота праздновали Купалу. Люди молились о том, чтобы боги послали им дождь.