Административная ответственность ЮЛ по КоАП
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанным Кодексом. Административным же правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Таким образом, признаками административного правонарушения являются антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе виновность привлекаемого к ответственности лица. Исходя из содержания ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно должно было выполнить возложенную на него обязанность (за несоблюдение которой законом установлена ответственность), могло ее выполнить, но лицом не предприняты все зависящие меры по ее выполнению. Вина юридического лица, по сути, является характеристикой объективной стороны совершенного административного правонарушения. Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Вина юридических лиц понимается в 2 аспектах:
- есть субъективное отношение к противоправному деянию коллектива этого юридического лица, но определяемое по преобладающей воле, под которой, прежде всего, понимается воля администрации (органов управления) организации, ее полномочных должностных лиц, а также иных лиц, имеющих право давать обязательные указания в пределах структуры юридического лица.
- во-вторых, вина юридического лица может быть рассмотрена с объективных позиций как вина организации с точки зрения государственного органа, осуществляющего наложение административного взыскания. Только государственный орган, осуществляющий административно-юрисдикционную деятельность, может и должен решить, имелась ли у юридического лица объективная возможность совершить необходимые действия и не допустить совершения административного правонарушения.
КоАП РФ упоминает вину как элемент состава довольно часто. Например, ст. 1.5 КоАП РФ провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении и устанавливает вину как обязательное условие для привлечения юридического лица к административной ответственности. Ст. 2.1 КоАП РФ содержится специальное определение - Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм... но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
КоАП содержит некоторые исключения, когда возможна ответственность без вины – это ситуации административной ответственности юридических лиц при реорганизации.
22 Административный процесс (понятие, принципы, виды, структура).
1 . Административный процесс - совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций, Административный процесс характеризуется следующими особенностями:
• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;
• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
• промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;
• регламентируется административно-процессуальными нормами.
В зависимости от содержания административный процесс можно разделить на три части:
• процесс административного правотворчества;
• правонаделителъный (оперативно-распорядительный) процесс.
• административно - юрисдикционный процесс.
2. Стадии административного процесса, как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, различаются между собой:
• непосредственными задачами и целями;
• особым кругом участников и спецификой их правового статуса;
• юридическими фактами;
• сроками совершения; процессуальным оформлением.
Общими для административного процесса, а следовательно, и для любого входящего в него производства являются следующие: анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производствах называется по-разному административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.); принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (решение, как правило, носит обязательный характер обязывает, запрещает, уполномочивает; прекращает); исполнение решения.
В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с общими и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротестование решения).