Правительство РФ, его правовой статус

Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в стране и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации состоит:

из членов Правительства Российской Федерации; Председателя Правительства Российской Федерации; заместителей Председателя Правительства Российской Федерации; федеральных министров.

Правительство Российской Федерации в пределах своих общих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

21. Компетенция Правительства РФ. Организация деятельности Пра­вительства РФ.

Компетенция Правительства РФ, установленная в ст. 114 Конституции РФ и соответствующих федеральных законах, включает следующие полномочия.

Бюджет и финансы. Правительство РФ - соучастник бюджетного процесса, т. е. регламентированной законом деятельности органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Социальная политика. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Практически в каждой из этих областей действуют федеральные законы, устанавливающие конкретные полномочия Правительства РФ.

Управление федеральной собственностью. Правительство РФ (через Государственный комитет по управлению государственным имуществом) осуществляет общее управление федеральной собственностью, решает вопросы приватизации, рационального использования федеральных предприятий.

Оборона, безопасность, внешняя политика. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Полномочия в сфере экономики: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, и т.

Обеспечение прав и свобод граждан:осущ мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собств и обществ порядка, борьбе с преступностью

В сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. На правительственном уровне решаются вопросы, связанные с финансированием и укреплением материально-технической базы правоохранительных органов, проводится анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Правовой основой организации деятельности Правительства РФ служат положения Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”, Регламента Правительства РФ, Положения об Аппарате Правительства РФ

Организацию деятельности Правительства РФ обеспечивают также заместители Председателя Правительства, федеральные министры, Аппарат Правительства РФ.

Федеральные министры должны обязательно участвовать в заседаниях Правительства, вносить в Правительство проекты актов для рассмотрения и принятия по ним решений, представлять свои замечания и предложения к проектам решений Правительства и т.д.

Немалую роль в организации деятельности Правительства играет Аппарат Правительства РФ, который обеспечивает практически все формы его деятельности. Основной организационно-правовой формой деятельности Правительства РФ являются заседания. Заседания Правительства Российской Федерации должны проводиться не реже одного раза в месяц. Члены Правительства РФ (Председатель, заместители Председателя Правительства, федеральные министры) должны участвовать в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации.

Основной организационно-правовой формой деятельности Правительства РФ являются заседания. Заседания Правительства Российской Федерации должны проводиться не реже одного раза в месяц. Члены Правительства РФ (Председатель, заместители Председателя Правительства, федеральные министры) должны участвовать в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации.

22. Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, Феде­ральным Собранием РФ и судебными органами.

Когда утверждают, что Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, то необходимо принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что является единственным кол­легиальным органом, имеющим конституционную компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами ис­полнительной власти. Но при этом Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства обязательны.

Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть в стране, занимает подчиненное положение по отношению к Президенту РФ, будучи обязанным строить свою деятельность не толь­ко в соответствии с законами, но и с указами и распоряжениями Пре­зидента РФ, имеющими более высокую юридическую силу, чем постановления Правительства. Вместе с тем Правительство РФ в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решения и издает свои правовые акты, не требующие согласия или разрешения Президента РФ, самостоятельно организует свои отношения как с федеральными органами законодательной и судебной властей, так и с органами госу­дарственной власти субъектов РФ.

Взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным Собранием РФ определяются принципом разделения властей, что означает их самостоятельность и невмешательство в дела друг друга. Министр не может быть депутатом, а депутат министром. Правительство РФ не подотчетно парламенту и его палатам и не обязано в любом случае уходить в отставку при выражении ему вотума недоверия Государст­венной Думой. Вместе с тем закон обязывает членов Правительства РФ по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы. Государственная Дума дает Пре­зиденту РФ согласие на назначение Председателя Правительства РФ; широкое взаимодействие между Правительством и парламентом, его палатами, их постоянными комитетами и комиссиями осуществляется в области законопроектной работы.

Взаимоотношения Правительства РФ с органами судебной власти характеризуются прежде всего расширением и усилением контроля последних за деятельностью органов исполнительной власти. Консти­туционный Суд РФ получил право решать вопрос о конституционнос­ти нормативного акта Правительства РФ, а Высший Арбитражный Суд РФ — право признать недействительным ненормативный акт Прави­тельства РФ. В судах общей юрисдикции Правительство может высту­пать ответчиком по административным, трудовым и гражданским делам. Отношения с органами правосудия регулируются и специаль­ным постановлением Правительства РФ «О порядке назначения пред­ставителей интересов Правительства Российской Федерации в судах»

Наши рекомендации