Работа журналиста с источниками информации
Информация – совокупность кратких некомментированных сообщений. Работа с источниками информации заключается в теме журналистского материала – общественно значимая проблемная ситуация. Методы сбора информации:
1) Мониторинг новостных лент. Самый простой способ – взять упомянутое на ленте событие и расширить его, добрав бэкграунд и подробности. Недостаток этого метода – отсутствие эксклюзивности. Однако все зависит от глубины и яркости подачи информации.
2)Мониторинг сайтов – первоисточников. Это сайта гос ведомств, политических партий, обществ организаций. Нужные материалы бывает сложно найти, а в соц. сетях зачатую встречается недостоверная информация.
3)Посещение «точек конфликтов». Это суды, общественные приемные, мероприятия различного уровня.
4)Контрольные звонки. Журналист звонит ньюсмейкерам. Можно установить периодичность обзвона.
5)Поиск аномалий в статистических отчетах.Суть метода – искать цифры, которые сильно отличаются от других.
6)Обращение граждан в редакцию.
7)Получение информации у инсайдеров. Это сотрудники, готовые предоставлять журналистам сведения на стадии их подготовки и до всеобщей огласки.
8)Выявление назревающих проблем.Это ситуации, когда противоречие объективно существует, но еще не осмыслено и не объявлено. Журналист в таком случае может выступить открывателем темы. Важно заметить.
9)Локализация большой темы.Территориальная ( мировой, общенациональный масштаб на городской или районный) или отраслевая(сфера жизни) локализация.
10)Эксперимент. Здесь журналист сам чтото делает, погружается в тему, организовывает митинг, расследование и тд.
11)Информация, которая попадает сама к журналисту. Например, рассылки, прессрелизы. Такую информации называют «информацией официального уровня». Носит положительный или нейтральный характер, такой информации много, ее активно предоставляют журналистам. Выпячивание успехов и замалчивание недостатков.
12)Наблюдение. Открытое и скрытое, внешнее и включенное.
13)Документы как источник информации.
14)Интервью.Собеседники по принципу близости к событию делятся на первичных, вторичных и третичных. Люди как источники информации подразделяются на типы : ситуативные (очевидцы происшествия), медийные (регулярно появляющиеся в СМИ), инсайдеры (сотрудники ведомств и компаний).
Из каких бы источников не поступала бы информация, необходимо получить подтверждение хотя бы из двух независимых друг от друга источников.
Матрица деятельности журналиста по работу с источниками информации: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение, использование информации