Глобализация мировой экономики и ее последствия.
Переход к производству, основанному на использовании информационных, высоких технологий, требовал еще большей концентрации капитала и ресурсов. Корпорации–гиганты стремились максимально использовать преимущества международного разделения труда, создавая зарубежные филиалы. Это способствовало не только ускорение, но и удешевление международных перевозок (морским путем – на ¾, по воздуху – в 6 раз). Заводы и фабрики переводятся в страны с дешевой рабочей силой. Сборка готовой продукции осуществляется в странах, где она впоследствии и продавалась. Основные высокотехнологичные компоненты выпускались в развитых странах США, Японии, Западной Европы. Т.о., исчез смысл создания индустриальных гигантов. Современное производство напоминает огромный конвейер, охватывающий территорию десятков стран. Монополии, пошедшие по пути транснационализации, получали на 10 – 15% больше прибыли. Это обеспечило быстрое развитие ТНК (транснациональных компаний) и превращение их в доминирующую силу мировой экономики. В начале XXI в. ТНК контролируют примерно половину мирового промышленного производства, 2/3 международной торговли, ок. 4/5 рынка научно-технических знаний. Современные ТНК отличает большая эффективность и гибкость, в отличие от крупных компаний прошлого. Они способны учитывать местные условия. Центральная штаб-квартира прямо не управляет, а скорее координирует работу своих предприятий в других странах.
Появление ТНК способствовало появлению у банков зарубежных филиалов, они договаривались о принципах сотрудничества с банками других стран или объединяются с ними. В итоге возникли транснациональные банки (ТНБ). Причем, размеры их зарубежных капиталов намного превосходят вложения в пределах границ «своего» государства. В 1980 – 90-х гг. в странах Запада был ослаблен контроль над банковской деятельностью. Это привело к снижению налогов и комиссионных сборов на финансовые операции банков. Многие из них создали свои филиалы в оффшорных зонах – государствах (или регионах – Люксембург, Кипр, Мальта, Монако, Багамские о-ва и др.), где налоги на деятельность зарубежных корпораций и банков минимальны, где не осуществляется контроль над проводимыми ими валютными операциями. Оффшорные зоны быстро превратились в центры «отмывания» денег криминальными структурами, от коррупции, финансирования международного терроризма, незаконных махинаций с валютой и ценными бумагами.
Деятельность ТНК оказывает неоднозначное влияние на экономическое развитие большинства стран мира. Гигантские корпорации мало считаются с экономическими интересами отдельных стран, перемещают свои производства туда, где это выгодно. В итоге складывается новая модель международного разделения труда и одновременно происходит структурная перестройка экономики. Ведущие страны Запада становятся центрами разработки научных знаний и производства высокотехнологичной продукции (военная, авиакосмическая промышленность, электроника, робототехника, разработка нанотехнологий и др.). Отрасли, которые в индустриальную эпоху считались основой экономической мощи (металлургия, автомобиле- и судостроение и др.), постепенно перемещаются в развивающиеся страны. На Севере (США, Канада, Западная Европа, Япония) быстрыми темпами растет производство знаний. Во многих странах Юга создаются рабочие места, возникают новые отрасли промышленности, они получают, хотя и ограниченный, доступ к высоким технологиям.
В результате такой политики, в развитых государствах Севера возникли «зоны упадка» - территории, где находятся убыточные или прекратившие работу заводы и фабрики (например, американский город Детройт, бывший столицей автомобильной промышленности США). В настоящее время в Западной Европе в «зонах упадка» проживает ок. 1/5 части населения. Борьба с безработицей и бедностью в этих районах ложится тяжелым бременем на национальные правительства. Другим отрицательным последствием глобализации экономики является несоблюдение ТНК (которые добиваются соответствующего согласия от правительств развивающихся стран) экологических условий, «игра» на колебаниях курсов национальных валют. ТНК обычно настаивают на ослаблении государственного контроля над экономикой, либерализации внешней торговли, предоставлении налоговых льгот. Часто это идет вразрез с потребностями развития экономик развивающихся стран. В случае ущемления интересов ТНК, они переводят свои капиталы и производство в другие страны с более выгодными условиями, превращают отдельные регионы мира в обширные «зоны упадка».
Благодаря деятельности ТНК усилилась экономическая взаимозависимость государств мира. Сложились союзы государств, экономика которых интегрирована и, по сути, представляет собой единый хозяйственный комплекс. В наибольшей степени по пути интеграции продвинулась Западная Европа, в рамках которой сложился Европейский союз (ЕС). Зоны свободной торговли сложились в Северной Америке (США, Канада, Мексика – НАФТА), в Юго-Восточной Азии (организация АСЕАН), в Латинской Америке. В условиях глобализации мировой экономики интеграция позволяет ограничить влияние ТНК. Группа стран договаривается об общих принципах предпринимательской деятельности и проведении социальной политики (антимонопольное законодательство, единые стандарты качества, преследование за уклонение от налогов и т.п.). Т.о., возникают единые экономические пространства. ТНК вынуждены с ними считаться.
В информационном обществе продолжает существовать конкурентная борьба, в том числе борьба за рынки сбыта товаров, за установление контроля над природными ресурсами, возникают «торговые войны». Однако экономическая взаимозависимость делает их все менее эффективными. В итоге, складывается модель конкурентного сотрудничества, когда взаимодействие и соперничество сочетаются. В рамках такой модели участвуют не только государства, но и крупные корпорации.
Наибольшая конкурентная борьба в современных условиях ведется за льготные условия доступа к источникам сырья и энергоносителей. Не прекращается и борьба за рынки сбыта, которая стала особенно жесткой после подключения к ней Китая. В этой борьбе используются методы политического давления, информационные войны (дискредитация конкурентов и их продукции), экономические средства и даже коррупция.
Особенно острая конкуренция существует в области производства знаний и информации. Это позволяет предлагать новые товары с более высокими потребительскими качествами, использовать энерго- и ресурсосберегающие технологии. Важным становится обеспечение роста интеллектуального потенциала общества за счет совершенствования системы образования, предотвращения «утечки мозгов» из страны.
В современных условиях конкуренция не исключает, а наоборот подразумевает сотрудничество. Оно необходимо для решения проблем экологии, преодоления последствий природных катастроф, обеспечения безопасности эксплуатации атомных электростанций и др. Сотрудничество в научно-технической сфере облегчает реализацию крупномасштабных проектов, например, в мирном освоении космоса.