Участие общественных объединений в работе по исправлению осужденных

ФОРМЫ УЧАСТИЯ
Пропаганда законопослушного поведения, правовое поведение
Юридическое консультирование
Трудовое воспитание осужденных, оказание помощи в создании рабочих мест
Оказание помощи в получении и повышении уровня общего и профессионального образования
Оказание помощи в организации досуга осужденных, пропаганда здорового образа жизни
Оказание в работе психологической службы учреждений
Оказание помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания, в трудовом и бытовом устройстве
Благотворительная деятельность  

Схема 10

В Российском государстве существовали давние традиции благотворительной деятельности по отношению к местам лишения свободы. В государственные. Религиозные и фамильные (например, день рождения императора) праздники государственные деятели посещали тюрьмы, выслушивали жалобы арестантов, оказывали им материальную помощь, а иногда и освобождали заключенных, по сути дела осуществляя помилование.

Попечительские общества были возрождены в начале 90-х годов. При учреждениях, исполняющих наказания, стали возникать попечительские (общественные) советы. В некоторых случаях их создавали религиозные деятели, в других – журналисты. Иногда инициативу проявляли управления органами, исполняющими наказания. Обобщив опыт их работы, в 1994 году Главное управление исполнения наказаний МВД России подготовило Примерное положение о попечительском (общественном) совете при учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

В Положении было установлено, что советы являются добровольными объединениями юридических и физических лиц, проявляющих в своей общественной или профессиональной деятельности интерес к местам лишения свободы. Помощь попечительских советов развивалась в двух направлениях:

1)участие в исправлении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

2)оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве освобожденным из мест лишения свободы.

Целью совета является координация деятельности общественных, религиозных и иных организаций по исправлению осужденных. Одна из задач совета в связи с этим — разработка и реализация мер по взаимодействию с учреждениями и органами, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Специально указывается, что эти меры проводятся в соответствии с действующим законодательством о работе учреждений, исполняющих наказания, общественных объединений и религиозных конфессий.

В 1992 году было предусмотрено право контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны депутатов и общественности. В то время это право осуществлялось, в основном, через наблюдательные комиссии, но депутаты могли осуществлять такой контроль и непосредственно. Однако правовые формы контроля законодательно закреплены не были.

Новый Уголовно-исполнительный кодекс также закрепил право общественных объединений осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Однако такое законодательство не принято, хотя проект его подготовлен и обсуждается в Государственной Думе.

Предполагается, что новое законодательство, которое будет принято, должно образовать новые общественные комиссии, которые будут принимать участие в проведении воспитательной работы с осужденными, оказании различной помощи органам, исполняющим наказание, и следственным изоляторам, а также осуществлять контроль в установленных формах за соблюдением прав осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания. При установлении нарушения таких прав общественные комиссии смогут вносить предложения об устранении выявленных недостатков, а при необходимости обращаться в вышестоящие органы управления и в прокуратуру.

За последние годы существенно возрос интерес общественности к местам лишения свободы. В первую очередь это объясняется тяжелыми условиями, в которых оказались эти учреждения из-за переполненности некоторых из них, особенно следственных изоляторов, недостатком средств на ремонт и благоустройство, не говоря уже о строительстве новых учреждений, необходимость в котором давно уже является более чем острой.

Депутаты и иные уполномоченные лица могут посещать учреждения, исполняющие наказания, встречаться с осужденными, принимать их жалобы, знакомиться с необходимыми для этой работы документами. Разумеется, представителям общественности не предоставляется документация, касающаяся организации охраны и изоляции осужденных, оперативно-розыскной деятельности, использования технических средств надзора и контроля и другая секретная документация. Вместе с тем, надо отметить, что реализация данного права связана с определенными условиями:

Во-первых, депутат или иное лицо должны быть надлежаще уполномочены.

Во-вторых, посещение должно быть согласовано с соответствующим учреждением или органом, исполняющим наказание, или с вышестоящим органом управления уголовно-исполнительной системы.

Обычно депутаты посещают учреждения либо по жалобам отбывающих наказание, либо для общего ознакомления с условиями содержания осужденных. Замечания и пожелания депутатов и других уполномоченных лиц должны быть во всех случаях рассмотрены и, по возможности, учтены в работе учреждения. В случае официального запроса депутата ему должен быть дан ответ в установленный срок.

С конца 80-х годов появился ряд так называемых правозащитных организаций, которые провозгласили своей задачей защиту прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Чаще всего эти организации создавались бывшими осужденными, иногда членами их семей. Среди инициаторов были и ранее судимые за особо опасные государственные преступления, впоследствии реабилитированные, и лица, осужденные за общеуголовные преступления. Многие из этих лиц исходят из благих намерений помочь тем, кто находится в местах лишения свободы, добиться улучшения их положения, соблюдения их прав. Другие обеспокоены положением освобожденных от наказания, их трудностями в трудовом и бытовом устройстве. Третьи стремятся оказать помощь родственникам тех, кто отбывает наказание.

Важную роль играет Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений их работы – соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы.

Наши рекомендации