Тема 16: Перестройка и распад СССР 1985-91 гг
В марте 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается М. С. Горбачев.
К началу 80-х гг. вокруг М. С. Горбачева складывается команда молодых реформаторов (А. Н. Яковлев – будущий идеолог перестройки, Э. А. Шеварднадзе и др.). Большинство из них принадлежали к поколению «шестидесятников», людей поверивших в перемены послесталинского правления. Все они имели высшее образование, неоднократно бывали за рубежом, где имели возможность ознакомиться с принципами рыночной экономики. Они осознавали глубокий кризис советского общества и были полны решимости приступить к обновлению страны.
Вместе с тем, сильные позиции в ЦК КПСС продолжали сохранять прежние соратники Л. И. Брежнева и К. У. Черненко, которые придерживались консервативных взглядов и не хотели значительных перемен в советском обществе. В этих условиях вполне логичной была избранная М. С. Горбачевым политика постепенных, незначительных на первых порах перемен.
В условиях монопольного господства в обществе одной партии – КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, десятилетиями подавлявшего всякую инициативу «снизу», реформы могли начаться только «сверху». В этом заключалась особенность начатых в стране преобразований.
Начавшаяся в 1985г. реорганизация советского общества проходила под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Гласность понималась как здоровая критика существующих недостатков социализма и его ценностей и была призвана обновить государственную идеологию, потерявшую всякое доверие общества и ставшую препятствием для развития страны. «Ускорение» определялось как ускорение темпов развития экономики. Третий лозунг «перестройка» понимался как настоящая «реконструкция» всего здания советского общества в целом и был наиболее важным.
На первом этапе перестройки (1985-1988) советское руководство сосредоточило основные усилия на проведении экономической реформы.
Ядром экономических преобразований стал провозглашенный на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС новый стратегический курс на ускорение социально-экономического развития страны. Он предусматривал преодоление обозначившегося технического и технологического отставания СССР от развитых стран за счет ускорения научно-технического прогресса и технического перевооружения промышленности, прежде всего, машиностроения таким образом, чтобы в 1990 г. 90 % его продукции соответствовали мировому уровню. Тем самым предполагалось добиться в короткие сроки подъема экономики и получить необходимые ресурсы для осуществления других реформ. В то же время правительство М. С. Горбачева не имело какой-либо четкой программы действий. В стране длительное время не проводилось глубоких экономических преобразований, отсутствовал опыт проведения реформ. Зарубежный же опыт реформаторы не использовали по «идеологическим» соображениям. К тому же довольно быстро выяснилось, что в условиях господства командно-административной системы управления осуществить быстро и в короткие сроки глубокие преобразования было невозможно. Номенклатура, державшая в своих руках все нити управления страной, в том числе экономикой, в массе своей не желала никаких перемен и оказывала сопротивление начатым центральным руководством преобразованиям. В итоге лозунг ускорения социально-экономического развития страны во многом так и остался лишь лозунгом, а вскоре и вовсе был забыт.
Неудача первых реформ вынудила руководство страны в июне 1987г. принять решение о проведении в стране радикальной экономической реформы. Основная ее цель заключалась в реорганизации государственного сектора экономики, переводе его на новые условия функционирования, в которых главная роль отводилась бы рынку и товарно-денежным отношениям. Другим направлением экономической реформы было расширение сферы деятельности частного сектора. С этой целью Верховным Советом СССР был принят ряд законов, юридически обосновывающих перемены: о государственном предприятии, о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности. В условиях господства государственной собственности на средства производства наиболее важным стал «Закон о государственном предприятии», который вводил новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Вместо всеохватывающего планирования вводилась система госзаказов, за которые предприятия должны были бороться на конкурсной основе. Тем самым предполагалось повысить между предприятиями конкурентную борьбу, которая в свою очередь должна была повысить качество выпускаемой ими продукции.
Экономическая реформа не была достаточно радикальной и носила во многом компромиссный характер, свидетельствующий о сильных позициях в окружении М. С. Горбачева консервативных сил. Ее реализация с самого начала оказалась невозможной в силу высокой степени монополизации и сохранения директивной системы управления. В связи с тем, что государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно почти полностью покрывало госзаказом производственные мощности предприятий, оставляя за ними только ограниченные возможности для коммерческой деятельности. Закон о государственном предприятии не освободил предприятия от диктата отраслевых министерств. Кроме того, правительство не решилось на проведение наиболее важной части экономической реформы – реформы ценообразования, при которой цены на производимую продукцию устанавливало бы не государство, а рынок, так как опасалось, что это приведет к росту в стране цен и падению уровня жизни значительной части населения. Более того, рынок неизбежно привел бы к разорению и закрытию десятков тысяч предприятий и появлению многомиллионной армии безработных. Вместо того, чтобы пойти на этот шаг и закрыть нерентабельные и неконкурентноспособные предприятия, тяжелым бременем ложившиеся на экономику и мешавшие ее развитию, правительство продолжало поддерживать их большими субсидиями, которые позволяли им избежать банкротства и увольнения разросшегося персонала (главным образом, административного). Таким образом, вместо того, чтобы поставить во главу угла рынок и товарно-денежные отношения, правительство М. С. Горбачева фактически сохранило в экономике прежние командно-административные методы управления.
Не принесла желаемого результата и введенная на предприятиях с целью повышения качества продукции государственная приемка. Ее итогом стало сокращение заработков миллионов рабочих, поскольку повсеместно обнаружившееся несоответствие изделий «стандартам качества» лишило их начислявшихся прежде премий.
Не оправдалась надежда правительства на развитие кооперативного движения, которое должно было стимулировать интерес народа к труду, с одной стороны, а с другой – повысить материальный уровень населения за счет внебюджетных средств. Отсутствие нормативной базы, которая регулировала бы деятельность этого сектора экономики и обеспечивала бы новые налоговые поступления привело к тому, что в кооперацию потекли деньги из «теневой экономики», началась их «отмывка». Как результат – этот сектор экономики быстро криминализировался. К тому же значительная часть сельского населения относилась к появлению кооператоров враждебно, т. к. считала их «новыми кулаками».
Огромное сопротивление проведению экономической реформы оказывал бюрократический аппарат, для которого она представляла смертельную угрозу для всех его привилегий и выгод от занимаемого положения.
Неудача с преобразованиями в экономической сфере подтолкнула реформаторское руководство страны на втором этапе перестройки (1988-1991) к осуществлению политической реформы общества. Началом политических преобразований стало провозглашение политики гласности – открытого обсуждения острых проблем экономики и политики в средствах массовой информации. Вместе с тем, руководство партии и страны изначально стремилось установить ее предельные рамки. Сам М. С. Горбачев понимал под гласностью здоровую критику существующих недостатков социализма, но считал, что она не должна подрывать сам социализм и его ценности. В июле 1988г. XX Всесоюзная партийная конференция подтвердила, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека».
В целях оздоровления общественного сознания правительство существенно смягчило цензуру в средствах массовой информации. Была разрешена публикация произведений диссидентов. Открылись периодические издания различной идейной направленности.
Стало возможным открыто говорить то, что десятилетиями находилось под запретом. Впервые открыто в стране зазвучали голоса о необходимости построения правового государства, повороте власти лицом к человеку, установлении приоритета прав человека. Однако вскоре выяснилось, что власть фактически не имела механизмов, которые регулировали бы общественное сознание. Общество не только хотело знать замалчивавшиеся ранее страницы прошлого; в гораздо большей степени его интересовало настоящее и будущее страны. Процесс деидеологизации быстро вышел из границ, очерченных для него его создателями. На страницы массовой информации были выплеснуты практически все негативные факты и тенденции, накопившиеся за весь период развития советского общества. Ставшие достоянием гласности подробности жизни советской и партийной элиты, которые контрастом смотрелись на фоне бедной жизни подавляющего большинства советских людей, привели в шок значительную часть населения. Результатом политики гласности стало пробуждение общественного сознания миллионов людей. Началась стремительная политизация и идеологизация общества, которое раскололось как на сторонников продолжения реформ, так и на их противников, выступивших в защиту «попранных» перестройкой устоев социализма.
Продолжавшийся в стране экономический кризис и связанное с ним ухудшение жизни населения способствовали обострению межнациональных отношений. Наиболее радикальным проявлением их стали межэтнические конфликты в Грузии между грузинами и проживавшими на территории этой республики азербайджанцами, в Нагорном Карабахе – между армянами и азербайджанцами, в Северной Осетии – между осетинами и ингушами и др. Причем некомпетентное вмешательство центрального правительства нередко только усугубляло положение.
Обозначившийся еще в 70-е гг. кризис советской политической системы со всей очевидностью поставил вопрос о необходимости перестройки политической системы в СССР. Правительство М. С. Горбачева рассчитывало таким образом обновить облик советской политической системы, чтобы она вновь стала привлекательной для большинства населения. С этой целью предполагалось передать часть функций исполнительной власти от КПСС Советам и общественным организациям. В то же время КПСС как основной стержень этой системы должна была сохранить ведущее положение.
Важная роль в решении политических проблем отводилась принятию «Новой редакции» программы партии, обсуждению которой была посвящена работа XXVII съезда КПСС(1986г.). Принятая на съезде новая редакция Программы партии сняла противоречие между построением коммунизма и реальностью. Съезд поставил в политической сфере задачу проведения определенных демократических преобразований, в частности, изменений в выборной системе общества.
На собравшейся в июне 1988г. XIX Всесоюзной партийной конференции были внесены проекты конституционной реформы. М. С. Горбачев предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, который в будущем должен был сформировать из своего состава профессионально действующий парламент – Верховный Совет СССР. Открывшийся 25 мая 1989г. в Москве I Съезд народных депутатов СССР взял всю полноту власти в свои руки. На съезде был сформирован первый в истории страны профессионально работающий двухпалатный парламент – Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран М. С. Горбачев.
Ухудшение экономической и политической ситуации в стране, ставшее особенно заметным к осени 1989г., вызвало кризис доверия реформаторскому руководству страны. Авторитет власти упал. Страну захлестнула волна митингов, на которых все отчетливее звучала критика действий как самого М. С. Горбачева, так и коммунистической партии, от лица которой проводились реформы. Многим была очевидна неспособность правительства М. С. Горбачева изменить ситуацию к лучшему. В этих условиях раскол КПСС стал неизбежен. Консервативно настроенные круги партии требовали от М. С. Горбачева принятия жестких мер по наведению в стране порядка и предотвращению распада государства. Им противостояли реформаторы, которые выступали за продолжение начатых в стране преобразований. Однако они в свою очередь также оказались расколотыми. Многие сторонники реформ были разочарованы способностью КПСС возглавить начатые преобразования. Многие из них стали воспринимать партию не как двигатель, а как тормоз реформ. Об этом свидетельствовало и число выбывших из КПСС: 1985г. – 157,3 тыс., 198 г. – 172,1, 1987г. – 154,7, 1988г. – 167,7, 1989г. – 211,7 тыс. человек. Ряды партии покинули такие видные деятели, как: Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, выступавшие за проведение более радикальных изменений. Во многом благодаря критике действий партийного руководства и проводимого правительством М. С. Горбачева курса реформ в июне 1990г. Б. Н. Ельцин в результате всенародного голосования был избран первым Президентом России.
В этих условиях остро встал вопрос о месте и роли КПСС в будущем страны. На II Съезде народных депутатов СССР в декабре 1989г. группа оппозиционно настроенных депутатов (Межрегиональная депутатская группа, в которую первоначально входили академик А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин) поставила вопрос об исключении из Конституции СССР статьи 6-й, которая законодательно закрепляла монополию КПСС на власть в стране. Это требование было реализовано в марте следующего 1990г. на внеочередном III Съезденародных депутатов, исключившем 6-ю статью из Конституции СССР. Партия изъявила готовность бороться за сохранение положения правящей в рамках демократического процесса. Однако это мало изменило ситуацию, так как начался процесс распада самой КПСС.
С 1990г. в стране ускорились процессы формирования многопартийной системы. Появился ряд некоммунистических партий. Среди них «Демократический Союз» во главе с В. И. Новодворской, Либерально-демократичекая партия (В. В. Жириновский), Демократическая партия (Н. Травкин).
Приступая к проведению глубоких преобразований внутри страны, советское руководство стремилось создать для них благоприятные внешнеполитические условия. Внешняя политика СССР этого времени проходила в русле доктрины, получившей название «новое политическое мышление».
Исходя из новой доктрины перед внешней политикой СССР стояли следующие задачи: 1) добиться прорыва международной изоляции страны; 2) за счет нормализации отношений с США и капиталистическим блоком создать условия, позволяющие прекратить разорительную для СССР гонку вооружений; 3) расширить экономические связи со всеми государствами, не отдавая больше предпочтения государствам социалистической ориентации. Особое внимание при достижении этих задач уделялось приоритету мирных средств в решении глобальных проблем, признанию общечеловеческих ценностей.
Центральное место во внешней политике СССР занимали отношения с США. Основные усилия советской дипломатии в этом направлении были направлены на прекращение гонки вооружений и разрядку отношений. Летом 1985 г. СССР в одностороннем порядке прекратил ядерные взрывы и подтвердил односторонний мораторий на испытание противоспутникового оружия, что создало прочную базу для начала переговоров между главами СССР М. С. Горбачевым и президентом США Р. Рейганом.
После ряда встреч «в верхах» между лидерами двух стран в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986) советская и американская стороны подписали 8 декабря 1987г. в Вашингтоне соглашение об уничтожении целого класса ракет – средней и малой дальности. Советская сторона взяла на себя обязательство демонтировать и уничтожить в течение трех лет 1752 ракеты, американская – 869. Тем самым впервые было достигнуто соглашение, предусматривавшее реальный процесс разоружения, а не только ограничение будущего вооружения. В 1991г. в Москве был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ–1), который предусматривал новую ликвидацию части ядерного оружия.
В 1987г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении участия двух сторон в Афганской войне, ставшей с начала ее возникновения одной из главных линий противостояния двух мировых держав в «холодной» войне. США обязались прекратить оказывать помощь моджахедам в Афганистане (обещание не было выполнено), а Советский Союз выводил свои войска из этой страны. Вывод советских войск из Афганистана (1988-1989) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В целом, это было правильное решение, поскольку война была крайне непопулярна в СССР. Вместе с тем, вывод советских войск не прекратил войну в Афганистане, которая спустя несколько лет стала представлять угрозу для поддержания стабильности и безопасности не только во всем среднеазиатском регионе, но и для самих Российской Федерации и США.
Значительное внимание советская дипломатия уделяла европейскому направлению. Советское руководство рассчитывало за счет нормализации отношений с развитыми западноевропейскими странами (Франция, Германия, Италия, Великобритания) получить от них экономическую помощь, необходимую при проведении реформ внутри страны, а также массированные поставки современной техники и технологий. С этой целью оно пошло на беспрецедентные односторонние уступки Западу, согласившись вывести свои войска из ряда восточноевропейских стран, а также фактически отказавшись оказывать помощь своему союзнику ГДР. В 1990г. СССР одобрил объединение ГДР и ФРГ в единое государство. Однако руководство западноевропейских стран не спешило к оказанию серьезной экономической и финансовой помощи Советскому Союзу, сведя ее в основном к гуманитарной помощи (главным образом, продовольствием и медикаментами). Политика уступок объективно способствовала ослаблению позиций СССР в Европе, хотя личная популярность М. С. Горбачева среди населения западноевропейских стран значительно выросла.
Если по отношению к странам Западной Европы СССР проводил более или менее ясную политику, то по отношению к социалистическому лагерю, странам Восточной Европы такой ясности не было. Большинство руководителей социалистических стран не приняли «нового политического мышления», считая, что этот курс приведет к изменению общественно-политического строя в их государствах. Начавшаяся конфронтация этих стран с руководством СССР привела к тому, что Советский Союз перестал оказывать им поддержку в полном объеме. В то же время тоталитарные режимы стран Восточной Европы пытались ограничить развитие демократических процессов в своих странах. Результатом этой политики стало падение авторитета правящих партий социалистических стран, рост среди населения антисоветских и антикоммунистических настроений. С 1989 по 1990 гг. в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии прошли «бархатные революции» (бескровные), результатом которых стало крушение коммунистической системы власти. Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на западноевропейский путь развития и постепенное вхождение в НАТО. Руководство СССР не смогло или не захотело вмешаться в развитие событий, надеясь, очевидно, еще одной этой своей уступкой улучшить свои отношения с западноевропейскими странами. Весной 1991г. оно согласилось на роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, вывод советский войск с территорий восточноевропейских стран. Эре военного и политического господства СССР в Восточной Европе пришел конец.
«Новое политическое мышление» во внешней политике являлось попыткой реализации правительства М. С. Горбачева «идей перестройки» на международной арене. Осуществление этой политики имело определенный успех, т. к. способствовало окончанию периода военной конфронтации СССР с США и изменению в глазах европейцев образа нашей страны как «империи зла». Уничтожение «железного занавеса» позволило советским гражданам фактически во многом заново открыть для себя окружающий мир. Было положено начало процессу уничтожения ядерного оружия.
Со второй половины 1989г. экономический кризис в СССР приобрел черты стагнации: темпы инфляции увеличились до 15–20 %; одновременно усилился спад производства. Усилился распад хозяйственных связей, повлекший за собой остановку все большего числа производств. Окончательно развалилась финансовая система. Начинались проблемы с обеспечением населения продовольствием и товарами повседневного потребления.
На фоне ухудшающейся экономической ситуации в СССР резко усилились центробежные тенденции. Особенно их рост отметился в 1990г., когда по стране прокатился настоящий «парад суверенитетов», сопровождаемый принятием рядом союзных республик односторонних решений о самоопределении и создании независимых национальных государств. Значительную роль в этом процессе, несомненно, сыграл вызванный перестройкой подлинный взрыв национальных чувств, естественное стремление народов к самоопределению. В то же время многим жителям национальных окраин казалось, что с провозглашением суверенитета их республикам в одиночку легче будет решить стоявшие перед ними проблемы, быстрее и более эффективно провести рыночные реформы, которые позволят быстро поднять качество и уровень жизни. Подобных взглядов на будущее страны придерживались и многие лидеры РСФСР во главе с первым российским президентом Б. Н. Ельциным, который критиковал союзное руководство за недостаточную радикализацию реформ.
Собравшийся 12 июня 1990г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее принятие в конечном итоге предопределило распад СССР, который мог существовать только до тех пор, пока Россия служила его объединяющим началом. Весной – летом того же года декларации о национальном суверенитете приняли прибалтийские и другие республики СССР. Вслед за национальным суверенитетом отдельные республики стали принимать и суверенитет государственный, заявив о приоритете своего законодательства над союзным.
В этих условиях союзное руководство теряло возможность распоряжаться ресурсами республик и эффективно управлять страной. Удержать власть демократическим путем оно уже не могло. Попытки укрепить свое влияние при помощи военной силы, которая была применена в апреле 1989г. вТбилиси, в январе 1990г. вБаку, в январе 1991г. в Вильнюсе и Риге, завершились провалом. Единственным возможным средством удержать начавшийся процесс распада Советского Союза было использование хозяйственных связей. Однако руководство М. С. Горбачева не смогло эффективно им воспользоваться.
Собравшийся в марте 1990 г. Внеочередной III Съезд народных депутатов СССРпредпринял последнюю попытку укрепить исполнительную власть, учредив пост Президента СССР, на который был избран М. С. Горбачев. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о судьбе СССР, на котором большинство граждан высказалось за сохранение Союза и за желание жить в одном государстве. Однако эти действия оказались в значительной степени запоздалыми, поскольку прокатившийся к этому времени «парад суверенитетов» уже до неузнаваемости изменил облик страны.
В этих условиях М. С. Горбачев предложил лидерам союзных республик заключить новый Союзный Договор, поскольку было ясно, что прежний Союзный Договор 1922г. уже не отвечал реалиям. Намеченное на 20 августа 1991г. подписание нового Союзного Договора было резко негативно встречено консервативными силами, поскольку лишало верхушку КПСС реальной власти. Они попытались силовым путем предотвратить его заключение. 19 августа 1991 г.,воспользовавшись отпуском М. С. Горбачева, группа высших руководителей партии во главе с вице-президентом СССР Г. И. Янаевым предприняла государственный переворот. 18 августа верные заговорщикам войска КГБ блокировали находившегося на отдыхе на даче в Форосе (Крым) Президента СССР М. С. Горбачева. 19 августа заговорщики объявили о невозможности исполнения Президентом СССР своих функций по состоянию здоровья. Вся полнота власти на неопределенное время переходила к Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). ГКЧП объявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде регионов страны (главным образом, на территории РСФСР) был введен режим чрезвычайного положения, административная власть в них должна была перейти к военному руководству. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, выпуск оппозиционных газет, запрещались митинги, манифестации и забастовки. В Москву и некоторые другие крупные города были введены войска.
Передовая общественность сразу заявила о неконституционном характере действий ГКЧП. Некоторые свободные радиостанции сразу же назвали события в Москве путчем. Значительная часть населения, в первую очередь, в крупных городах отказалась поддержать действия ГКЧП, которые были направлены на свертывание демократических завоеваний. В Москве, где разыгрались основные события, Президент РСФСР Б. Н. Ельцин открыто осудил переворот и призвал население к открытому сопротивлению действиям путчистов. На улицы столицы вышли тысячи протестующих москвичей. Часть войск перешла на сторону российского правительства. В этих условиях ГКЧП не решился на подавление вооруженным путем народных масс. К вечеру 21 августа 1991г. путч провалился. 22 августа его члены были обвинены в попытке государственного переворота и арестованы. На следующий день в Москву был возвращен Президент СССР М. С. Горбачев.
Путч привел к коренному изменению общественно-политической ситуации в стране. Еще о время путча 19 августа Указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина была приостановлена деятельность КП РСФСР. Фактически вне закона была поставлена КПСС. 24 августа М. С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС. В этот же день Президентом СССР был подписан указ об имуществе партии. Партия стала сходить с политической арены.
Сразу после подавления августовского путча три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре 1991г. Президент СССР подписал указы о признании этого выхода. Несколько позже, 1 декабря 1991г. на референдуме в крупнейшей после РСФСР республике – Украине население подавляющим большинством голосов проголосовало за независимость своей республики. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. 8 декабря 1991г. в Беловежской Пуще под Минском в тайне от Президента СССР лидеры трех республик: Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета БССР С. С. Шушкевич –подписали соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991г. в Алма-Ате «Беловежское соглашение» подписали еще восемь бывших союзных республик. С подписанием этих договоров СССР как субъект международного права прекратил свое существование. 25 декабря 1991г. М. С. Горбачев вынужден был сложить с себя обязанности Президента СССР.